Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Снижение уровня бедности в РФ: проблемы и пути решения



 

 

УДК: 333.334.233

 

Снижение уровня бедности в РФ: проблемы и пути решения

Х.Д. Студенткина

*Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга

 

Аннотация.В статье исследуются проблемы бедности в Российской Федерации. Проанализировано состояние государственной политики снижения уровня бедности. Обобщены основные пути решения проблемы бедности.

Ключевые слова:уровень бедности,неравенство,прожиточныйминимум, реальные доходы населения

 

Poverty reduction in the Russian Federation: problems and solutions

 

Zh. D. Studentkina

*Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Annotation. The article examines the problems of poverty and inequality in the Russian Federation. The state of the state policy of poverty reduction is analyzed. The main ways to solve the problem of poverty are summarized.

Keyword: poverty level, inequality, living wage, real income of the population

 

В современном мире проблема уровня жизни населения, а именно преобладание бедных над богатыми, остается актуальной по сей день. Одними из первых основы современного понимания бедности, её сути и проявлений предложили учёные-представители классической школы. По утверждению Адама Смита: «Отсутствие средств к жизни, сама нищета возбуждают к себе небольшое сочувствие; сопровождающие их жалобы вызывают наше сострадание, однако трогают нас неглубоко». Также, вопросы, связанные с бедностью населения, были актуальны не только для представителей научных школ за рубежом, но и для отечественных исследователей-экономистов. Цитируя Н.Е Тихонову: «Российская бедность очень многолика, неоднородна и чувствительна к инструментам ее измерения». [1, с. 58].

Борьба с бедностью и неравенством является основной проблемой устойчивого развития во всем мире. От уровня развития экономики страны в значительной степени зависит продолжительность жизни ее населения [5], качество жизни людей старшего возраста [11].

Рассматривая Россию, где жизненный уровень довольно весомой части населения значительно ниже, чем в тех странах мира, что мы называем развитыми, Мигел А.А. и Трутнева Н.Ю. делают вывод о относительно более низком уровне благосостояния населения нашей страны[6]. Вместе с тем, анализируя статистические данные, с начала 2000-х годов, в Российской Федерации наблюдаются тенденции подъема экономики. Прослеживаются темпы роста ВВП, рост уровня доходов и жизни населения. Показали рост и реальные располагаемые доходы населения, как в части заработной платы, так и в части пенсий. В ряде секторов экономики повысилась оплата труда, уменьшились задолженности, заметен и рост номинального размера заработной платы (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Экономические показатели оплаты труда и доходов населения в России, 2017- 2020 (январь) г.г.

Показатели I кв. 2019 IV кв. 2019 г Декабрь 2019 г Январь 2020 г.
Прирост ВВП 1,6% 2,3% 1,3% 1,6% 1,7% 1,8% (оценка МЭР)
Уровень безработицы / с исключением сезонности* (% от рабочей силы) 5,2 4,8 4,8/4,6 4,6/4,6 4,6/4,5 4,7/4,5
Заработная плата номинальная 6,7 11,6 6,5 6,3 10,1 -
Заработная плата реальная 2,9 8,5 1,3 3,0 6,9 -
Реальные располагаемые денежные доходы населения -0,5 0,1 0,8 1,1 - -

 

По данным показателям видно, что прирост ВВП с 2018 года заметно снизился и на начало 2020 года составил 1,8 %. Это говорит о том, что у нас в стране по–прежнему не прослеживается четкой экономической стабильности. Несмотря на падение прироста ВВП, уровень безработицы, по сравнению с 2018 годом, упал на 0,3п.п. Уровни номинальной и реальной заработной платы заметно скакали, так как в 2018 году номинальная заработная плата составила 11,6п.п., а уже в 1 квартале 2019 года она составила 6,5п.п. В конце 2019 года показатель увеличился до 10,1п.п., но превзойти предыдущий показатель за 2018 год так и не получилось. С реальной зарплатой сложилась аналогичная ситуация. Уровень реальной зарплаты упал на 1,6п.п. и составил в конце 2019 года 6,9п.п. Что касается реальных располагаемых денежных доходов населения, то здесь мы четко видим стабильное увеличение показателя с 2017 года и на конец 2019 года они составили 1,1п.п.

Однако, одной из главных проблем в России до сих пор остается проблема бедности. По-прежнему дифференциация доходов населения очень велика. При высоком уровне бедности число миллиардеров в Российской Федерации составляет более 100 человек. По мнению Мигел А.А. и Трутневой Н.Ю. богатство «избранных» обеспечивает именно бедность большинства [7]. 10 % населения России имеют наибольшие среднедушевые доходы, которые почти в 14 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченной части населения России. Можно отметить довольно низкий уровень оплаты труда в некоторых отраслях, дифференциация в заработной плате, обусловленная, преимущественно, отраслевыми различиями, достигает нескольких десятков раз [2]. Обращаясь к данным сайта Numbeo (официального), где приводится рейтинг государств мира по уровню жизни населения, можно заметить, что Россия в данном рейтинге находится только на 59 месте из 71 страны.

Ожидаемо, что вследствие повышения основной ставки НДС (налога на добавленную стоимость) с 18 до 20%, по данным ЦБ РФ (Центрального банка Российской Федерации), начался рост показателей инфляции с 2019 года, но по официальной информации Росстата с 2020г. инфляция в России составляет всего 2,2%. Динамика показателей  инфляции в России показана на рисунке 1.

           Рисунок 1. Уровень годовой инфляции в России, 2015–2020гг.,( %)

Определяющими и наиболее существенными факторами увеличения инфляции в России можно считать [8]: сильную зависимость доходной части отечественного бюджета от экспорта энергетических ресурсов (газа, угля, нефти). К сожалению, Российская Федерация, имеющая одни из самых больших в мире запасов полезных ископаемых, крайне зависит от мировых цен на нефтяных рынках; зависимость от импорта высокотехнологичных машин и оборудования, от ввоза продуктов питания и прочих товаров. Негативную лепту сюда вносит и высокий уровень Российской коррупции. Безусловно, решение этих проблем будет способствовать и решению проблемы бедности.

Бедность в известной степени является статистической величиной. В России значение порога бедности установлено на уровне прожиточного минимума. Та часть населения, чьи денежные доходы меньше уровня прожиточного минимума, признается бедной [4]. Главными причинами Российской бедности, несомненно,  являются низкий уровень доходов населения [2], пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан и безработица [10]. Сегодня, особенно с учетом факторов, привнесённых пандемией COVID-19 весной 2020 года, обострилась напряженность на рынке труда, что явно не способствует сокращению масштабов бедности в достаточной степени [3, 9]. Данные о значениях прожиточного минимума на душу населения в РФ по главным социально-демографическим группам населения, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Прожиточный минимум на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ, (руб.)

Год Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети

               

Из таблицы заметно, что величина прожиточного минимума в РФ имеет тенденцию плавного увеличения, однако, сегодняшняя ситуация диктует значительно более динамичные темпы данного роста.

Понятие бедности в РФ во многом ассоциируется, прежде всего, с малоимущим населением. К нему можно отнести те социальные группы, чей уровень доходов имеет значение ниже прожиточного минимума, который, в свою очередь, определяется путём оценки стоимости потребительской корзины, и тех платежей, сборов с населения, которые можно считать обязательными. Но, даже выравнивание значений прожиточного минимума и величины минимального размера оплаты труда до 12130 руб. в 2020 году, не способно радикально улучшить имеющуюся ситуацию.

Потребительская корзина имеет заметные отличия для разных категорий населения (трудоспособные взрослые, дети, пенсионеры). Имеющаяся дифференциация обусловлена  различными потребностями и особенностями возраста. Заметно, что стоимость потребительской корзины отличается по Федеральным округам России, но её состав во всех округах идентичен, что справедливо вызывает множество нареканий. Из-за колоссальной территории Российской Федерации очевидно, что состав потребительской корзины не может быть одинаковым во всех субъектах страны.

Также, вызывает дискуссии следующий вопрос: расчет стоимости продуктов питания выполняется Росстатом  на основе минимальных цен на продовольственные товары в каждом регионе России. Однако, фактические цены на  данный продуктовый набор, как правило, существенно выше, чем те, которые взяли для расчетов в Росстате. Величину прожиточного минимума определяют на основе состава потребительской корзины. С учетом рассчитанного размера прожиточного минимума устанавливают минимальный размер оплаты труда. Но, на сегодняшний день, в Российском законодательстве имеются пробелы, проявляющиеся в не совсем адекватном соотношении данных категорий [4, с. 247].

Снижение жизненного уровня многих россиян, имеющаяся бедность и даже откровенная нищета части населения, социальная незащищенность ряда категорий граждан закономерно вызывают не только тревожные настроения, разочарование, недовольство государственной политикой, но и служат негативным барьером для проведения экономических реформ, а также выступают вполне ощутимой угрозой социальной безопасности России [9, с. 107].

По проведенному исследованию можно констатировать следующий вывод: фрагментарно и периодически с бедностью справиться невозможно. Данная проблема однозначно требует решения комплексного характера. Эффективность борьбы с бедностью будет обеспечена только тогда, когда будут реализованы меры, способствующие росту отечественного производства, оживлению деловой активности предпринимателей и бизнеса в целом, повышению мотивации к труду.

Кроме того, важнейшее место в борьбе с нищетой и бедностью Российского населения, несомненно, принадлежит борьбе с коррупцией, которая, в первую очередь усугубляет и без того сложное положение бедных граждан. Коррупция не дает возможности малообеспеченному населению получить достойное образование, качественные медицинские услуги, проявить и развить предпринимательские способности, поэтому именно бедные слои Российского населения максимально чувствительны к негативному воздействию коррупционных факторов. В 2019 году Премьер-министром РФ Д.А. Медведевым был утверждён единый план достижения национальных целей развития России в  период до 2024г., который представляет собой совокупность основных мер, ключевых инструментов, действий по достижению национальных целей развития. В данном плане определены такие главные постулаты:

1. Поднять реальные доходы населения. Согласно данному плану, темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения с 2021г. будет превышать 2% и достигнет 2,4% к 2024г.

2. Снизить уровень бедности. В плане отражено, что уровень бедности к 2024г. должен быть снижен вдвое. Это означает, что к указанной дате численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума должна составить не более 6,6% от общей численности населения страны. Достичь этой цели предполагается за счет предоставления семьям ежемесячных денежных выплат в связи с рождением детей; содействия занятости женщин, воспитывающих детей, а также создания дополнительных мест в яслях; расширения адресных мер поддержки в системе социального обеспечения; организации специальных программ для малообеспеченных семей по выходу из бедности; установления с 2021 года новой потребительской корзины.

3. Войти в «Топ-5» экономик мира, для чего обеспечить рост доли инвестиций в основной капитал до 25% ВВП (для примера, в 2018 году данный показатель составил 20,7% ВВП по данным Росстата); обеспечить рост производительности труда; увеличить уровень добавленной стоимости, в том числе за счет достижения установленных показателей по несырьевому неэнергетическому экспорту (его планируется увеличить с 214 млрд. долларов (2018г.) до 350 млрд. долларов к 2024г.); повысить экономическую активность населения; увеличить численности рабочей силы.

           «Майские указы» Президента РФ поставили перед Правительством девять национальных целей, непосредственно входящих в комплексные меры по борьбе с бедностью, которые должны быть достигнуты к 2024г.:

- повышение ожидаемой продолжительности жизни населения в России до 78 лет, к 2030 году — до 80 лет;

- достижение устойчивого естественного прироста населения;

- обеспечение роста пенсий выше инфляции, а также устойчивого роста реальных доходов населения;

- снижение уровня бедности в 2 раза;

- ежегодное улучшение жилищных условий не менее 5 миллионами  Российских семей;

- рост числа предприятий, осуществляющих технологические инновации, до 50% от общего числа организаций;

- внедрение в экономику и социальную сферу цифровых технологий;

- вхождение России в «Топ-5» крупнейших экономик мира с темпами роста ВВП выше мировых, при темпе инфляции не более 4%;

- создание в базовых отраслях экономики, приоритетно - в агропромышленном комплексе и обрабатывающей промышленности, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора.

В качестве механизмов реализации национальных целей предлагаются 13 национальных проектов. Именно их осуществление во многом будет задавать вектор Российской экономике до 2024г.  Можно констатировать, что с 2018 года в 13 регионах Российской Федерации стартовал эксперимент по снижению уровня бедности. Его итоговые и текущие результаты будут содействовать формированию единой программы, либо станут базисными рекомендациями  для иных регионов.

Реализация указанного эксперимента проводится в ходе четырёх этапов (Приказ Минтруда № 748 от 29 ноября 2018 года). Первые два этапа уже завершены. Для их проведения было определено около семи месяцев. В течение данного срока регионы РФ, участвующие в эксперименте, должны выполнить оценку структуры и фактического уровня бедности, выявить её главные причины (проблемы со здоровьем, низкие доходы, потеря работы или невозможность её поиска, невысокий уровень образования, наличие большого числа иждивенцев). Кроме того, требовалось  определить долю семей, не получающих поддержки от государства, определить временные промежутки нахождения в бедности данных семей – периодически, либо постоянно. Также необходимо выполнить анализ структуры и специфики бедности в на сельских территориях и в городах. Регионы, участвующие в эксперименте, разработали предложения по снижению бедности и созданию реестров граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума.

Не так давно финишировал третий этап эксперимента, где были сформулированы предложения по развитию социальной помощи, на основе принципов нуждаемости, адресности, модернизации системы детских пособий, поддержки семей, имеющих детей. Что важно – разработанные предложения предусмотрели меры по предотвращению социального иждивенчества и расширение программ по целевым социальным контрактам - например, когда семьи получают деньги под конкретные цели: открытие своего бизнеса, обучение, переподготовку. На четвертом этапе начнется разработка региональных планов по конкретным мероприятиям. Можно сказать, что регионы России вступили в «решающий бой» с бедностью, которую требуется сократить в 2 раза к 2024 году, и не только регионы эксперимента, но и всей России.

Увеличение занятости, снижение безработицы также можно считать важнейшими направлениями по ликвидации бедности. Самое пристальное внимание необходимо уделить тем категориям населения, чья конкурентоспособность на рынке труда самая низкая. К таким относятся: несовершеннолетние, граждане предпенсионного возраста, инвалиды, бывшие заключенные, одинокие и многодетные граждане, родители, имеющие детей-инвалидов. В такие категории входят и женщины, выходящие на работу после отпуска по уходу за ребенком до трех лет, только что получившие дипломы выпускники ВУЗов, не имеющие опыта работы.

Итоги эксперимента покажут, удастся ли регионам-участникам выйти на новый уровень безработицы и улучшить экономическое состояние в стране.

Подводя итог, можно резюмировать, что проблему бедности невозможно решить без содействия государства, только силами общества и бизнеса. Данная задача крайне неоднозначная и сложная, требующая решения приложением совместных усилий всех уровней и ветвей государственной власти. В главных направлениях деятельности органов власти России предусмотрены инструменты, с помощью которых будет достигаться эта цель, обозначены приоритеты.

К основным инструментам относятся: повышение минимального размера оплаты труда в соответствии с темпами роста прожиточного минимума; поддержание уровня соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента РФ; индексация заработной платы «бюджетников»; ежегодное увеличение страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию предыдущего года; индексация социальных выплат и пособий. Начиная с 2020 года данные инструменты показывают неплохие результаты и можно надеяться, что все проекты и программы по борьбе с бедностью не останутся декларациями на бумаге, и в ближайшем будущем уровень бедности в России будет минимален.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.