|
|||
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.
Политическая власть Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. В политической литературе существуют многочисленные определения власти. Например, Т. Гоббс считал, что власть – это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью. М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Общественная власть появилась ещё в первобытном обществе: она координировала все стороны жизни коллектива и регулировалась обычаями. В условиях разделения труда и собственности общественная власть «эволюционирует» и становится политической властью. Постепенно она оформилась в законах, преобразуясь в новую власть — государственную. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Она выступает фактическим соотношением классовых и иных социальных сил. Государственная власть – это непосредственный продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Отличительными признаками политической власти являются: - верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их; - всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества; - легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; - моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений; - широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица, конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, но это уже психологический, а не социальный феномен. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными — политические организации, субъектами более высокого уровня — политические элиты и лидеры. Объектами политической власти являются те личности и социальные группы, на которые распространяется эта власть, заставляющая их предпринимать те или иные действия. К субъектам политической власти относятся: ® социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти "снизу"; ® государство; ® политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные — опосредованное. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создавать свой "теневой кабинет"); ® правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется; ® групповое и индивидуальное лидерство; ® личная власть; ® отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов; ® толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии. От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: · макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; · среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; · микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической властиможно отнести следующие: - поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; - управление делами общества. В современной литературе существуют различные концепции власти. 1) Так, системные концепции рассматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. 2) Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть — производными от права. 3) Широкое распространение получили поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами. 4) Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д.
Разделение властей Разделение властей это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах. Его теоретическое обоснование связано прежде всего с учёными Нового времени Дж. Локком и Ш. Монтескье (хотя сама идея имеет очень давнюю историю), а практическое осуществление – с периодом буржуазных революций. Теория разделения властей была обусловлена борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Содержание теории разделения властей состоит в следующем. Вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих (на несколько ветвей), её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти. 1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу. Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.
2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнения законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство. Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учётом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.
3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.
Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента: 1) Необходимо такое распределение полномочий, при котором создаётся механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью. 2) Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его. Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Применительно к законодательной власти используется довольно жёсткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определённый срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определённые сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.
|
|||
|