![]()
|
|||||||
Действие по кругу лиц. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Нормативные акты могут распространять действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащих, учителей, пенсионеров и др.). В таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие. 29. Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников. Правовые нормы имеют следующие признаки: · Общий характер. · Общеобязательность. · Конкретность содержания. · Формальная определённость. · Микросистемность. 30. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. 31. По предмету правового регулирования различаются государственно-правовые, административные, гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовноправовые нормы и нормы других отраслей права. 32. Правоотношение — правовое отношение между субъектами права, то есть участниками по поводу объекта, при котором возникают права и обязанности. Признаки возникновения правоотношения · наличие нормы права, · юридический факт; · правосубъектность будущих участников правоотношения 33. Субъекты правоотношений – физ. и юр. лица, которые на основе правовых норм могут быть носителями юр. прав и обязанностей в рамках конкретных правоотношений. 34. Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Содержание правоотношений – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъекта конкретного правоотношения. 35. Юридические факты — это предусмотренные законом жизненные обстоятельства и факты, которые являются основанием для возникновения правоотношений. 36. Правотворчество - это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов. Виды правотворчества: · по субъектам; · по регламентам (процедурам); · видам принимаемых правовых актов; · теме и объёму содержания будущего правового акта. 37. Система права - это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права. Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства. 38. Правовое регулирование — процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Стадии: Первая стадия — стадия правовой регламентации общественных отношений, когда государство приходит к выводу о необходимости регулирования тех или иных отношений нормами права и создает эти нормы. Вторая стадия — стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. 39. Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. 40. В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: · дозволение, · обязывание, · запрещение. Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие общественных отношений. 41. Реализация права — это претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания норм права в общественных отношениях, в фактическом поведении физических лиц, юридических лиц, должностных лиц, органов государства и местного самоуправления. Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм. 42. Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь. Стадии: · установление фактических обстоятельств юридического дела, · выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, · принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. 43. Толкование права – это интеллектуально-волевая активность исполняемая субъектом права, который занимается разбирательством и совершенствованием актов и правовых норм. Особенности актов толкования права состоят в том, что они: • представляют собой разъяснение смысла юридических норм; • содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания; • не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; • не являются формой и источником права. 44. Толкование по объему связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. 45. Такое толкование является толкованием-разъяснением, даваемое официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное. 46. Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов. Юридическая техника включает в себя правила подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов, терминологию, юридические конструкции, язык и стиль правовых актов. 47. Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему. Известны три вида систематизации законодательства: · кодификация, · инкорпорация, · консолидация 48. Правомерное поведение — это подчиненное воле поведение субъекта права, которое соответствует предписаниям правовых норм. Принято выделять четыре типа правомерного поведения: маргинальное, конформистское, стереотипное, социально-активное. 49. Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Признаки правонарушения: · Действие или бездействие; · Противоправность поведения; · Виновное поведение человека; · Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда. 50. Состав правонарушения – юридическая конструкция, представляющая собой совокупность необходимых признаков любого правонарушения. 51. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. 52. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Виды юр. ответственности: в зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. 53. Правосознание — это форма общественного и индивидуального сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и регулируемом им поведении. Структура правосознания состоит из двух элементов: · идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. · психологии-чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. 54. Правовая культура - особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям. В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида: · правовая культура общества; · правовая культура личности; · правовая культура профессиональной группы. 55. Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений. Гарантии законности — это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. 56. Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Основными признаками правопорядка являются: · его регламентация правовыми нормами · реальное воплощение содержания данных норм в жизни, урегулированность на их основе общественных отношений · гарантированность государством. Структура правопорядка: · нормативно-юридическая основа правопорядка, которую составляют право и законность. · правовая структура общества, представляет собой совокупность участников правоотношений, наделенных субъективными правами и юридическими обязанностями, закрепленными в официальных актах государства.
|
|||||||
|