Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ответы на вопросы к лекции №1.



Ответы на вопросы к лекции №1.

    1. Основные понятия физкультурно-спортивной науки.

    К основным понятиям относятся: «физическое воспитание», «система физического воспитания», «физическая культура», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство», «спорт».


    2. Дать определения понятиям: «физическое воспитание», «физическая культура», «физическая подготовка», «спорт». Назовите пять физических качеств.

    Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

    Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий 2 мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

    Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических качеств и овладения базовыми (жизненно важными) движениями. Физическая подготовка в узком смысле (в теории и практике спорта) трактуется только как процесс воспитания физических качеств.

    Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения биологических норм и функций организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности. Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

    Физических качеств пять: выносливость, быстрота, сила, гибкость, ловкость (координация движений).

 

    3. Физическая культура и спорт как социальный феномен современного общества.

    Культура – это, прежде всего, основной способ, а также мера человеческого развития. Не всякий труд или боевые действия развивают человека в гуманном направлении, нередко получается наоборот.

    Когда в процессе эволюции человек начал преобразовывать окружающую природу не грубыми невежественными способами, а подлинно гуманными и целесообразными, когда человек пытается совершенствовать свою телесность, умственные и физические способности в соответствии с объективными законами – только тогда его деятельность можно назвать по-настоящему культурной. Отсюда, в самом первом приближении, физическая культура есть способ и мера преобразования человека, его собственной природы и двигательных способностей.

    Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.


    4. Материальные и духовные ценности физической культуры.

    Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека. Материальные ценности воплощены в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном оборудовании и инвентаре (легкоатлетические и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)

Духовные ценности физической культуры представлены исторически отобранными и апробированными на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности. Кроме того, к духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой и наукой специальные физкультурные знания, отраженные в соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.


    5. Средства физической культуры. Физические упражнения как основное и специфическое средство физического воспитания. Классификация физических упражнений.

    Физическая культура и физическое воспитание для достижения своих целей используют следующие группы средств:

 - физические упражнения (основное средство);

 - оздоровительные силы природы и гигиенические факторы (вспомогательные средства).

    Физические упражнения как двигательные действия, специально подобранные или созданные для решения задач физической культуры, физического воспитания и физического развития.

    Классификация физических упражнений:

    - по значению для развития физических качеств на силовые, скоростносиловые, скоростные, на развитие выносливости и др.;

    - по структуре движений на циклические, ациклические и смешанные;

    - по анатомическому принципу, т.е. по количеству вовлеченных групп мышц и воздействию на определенные мышечные группы;

    - по механизму энергообеспечения, т.е. на аэробные, анаэробные, аэробноанаэробные;

    - по интенсивности физической нагрузки, в основном в циклических видах спорта: упражнения умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной интенсивности (подробнее об этом в следующих лекциях);

    - по их значимости для процесса спортивной тренировки на общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные (специальные, целевые);

    - по сложности на простые, с увеличивающейся сложностью, сложные. Кроме этого, все физические упражнения объединяются в четыре группы: гимнастика, спорт, игры, туризм.

    Также выделяют содержание и форму физических упражнений, а также технику физических упражнений. К оздоровительным силам природы относятся солнце, воздух и вода. К гигиеническим факторам относятся личная и общественная гигиена, соблюдение режима сна и отдыха, питания, труда и отдыха.


    6. Социальные функции физической культуры.

    Физической культуре как одному из видов культуры как многопланового целостного феномена (в своей предметной части) и развития личности (в личностной части) присущи общие (общекультурные) и специальные (специфические) и частные функции.

    К общекультурным функциям можно отнести общеобразовательную, воспитательную, в том числе духовного воспитания, экономическую, нормативную, рекреативную (фкнкцию досуга), преобразовательную, познавательную, ценностную, ориентационную, коммуникативную и др. Специальные функции можно разделить на группы:

    - общефизическое развитие и укрепление здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, совершенствование физических качеств и совершенствование двигательных навыков, создание основы для здорового образа жизни и др.

    - соревновательно-достиженческая функция, которая включает в себя в том числе производство личного спортивного достижения, активное побуждение человека к постоянному улучшению своих результатов и др.

    - физическая подготовка к трудовой и оборонной деятельности, в том числе профессионально-прикладная физическая подготовка


    7. Формирование физической культуры личности.

    Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.

    К таким полезным результатам можно отнести:

    - полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;

    - саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;

    - возросшую физическую работоспособность;

    - пропорционально развитое телосложение и осанку;

    - физкультурные знания;

    - нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.

    Данный аспект правомерно отождествляется с понятием «личная физическая культура», т.к. он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.

    Термин «физическая культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.

    Основными признаками физической культуры можно считать:

    - систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;

    - специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике;

    - владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;

    - владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической.

    Личностное развитие физической культуры студента предполагает наличие двух моделей самореализации. Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности. Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.

    8. Современное состояние физической культуры и спорта.

    5 марта 2020 г. в г Красноярске завершились соревнования VI Всероссийской зимней Универсиады 2020 года, организованной в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография». В спортивную программу VI Всероссийской зимней Универсиады 2020 года вошли состязания по биатлону, лыжным гонкам, конькобежному спорту (в том числе, шорт-треку) и кёрлингу. По итогам соревнований победителем VI Всероссийской зимней Универсиады стала сборная Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург).

    Участниками VI Всероссийской зимней Универсиады 2020 года стали студенты, аспиранты и выпускники 2019 года очной формы обучения образовательной организации, обучающиеся (обучавшиеся) по программам высшего профессионального образования независимо от их гражданства и имеющие спортивную квалификацию в соответствии с ЕВСК не ниже 3 спортивного разряда. Всего в соревнованиях приняли участие более 640 спортсменов. Организаторами VI Всероссийской зимней Универсиады 2020 года выступили Министерство спорта Российской Федерации, Российский студенческий спортивный союз и Федеральный центр подготовки спортивного резерва.

 

    9. Физкультурно-спортивные всероссийские и международные мероприятия в условиях пандемии Ковид-19.

    В целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации Минспортом России были предприняты неотложные меры по ограничению проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, включенных Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

    В этой связи Минспортом России приняты следующие решения:

    А) Отменить с 16 марта 2020 г. до особого распоряжения проведение на территории Российской Федерации всех международных спортивных мероприятий, в том числе участие иностранных спортсменов (тренеров, специалистов) во всероссийских спортивных мероприятиях, запланированных ранее с иностранным участием. Общероссийским и региональным спортивным федерациям по видам спорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за исполнением решения.

    Б) Рекомендовать ограничить проведение на территории Российской Федерации межрегиональных и всероссийских спортивных мероприятий, не являющихся контрольными или отборочными к Играм Олимпиады с 16 марта 2020 г. до особого распоряжения. Общероссийским и региональным спортивным федерациям по видам спорта, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за исполнением решения.

    В) Перенести проведение массовых физкультурных мероприятий, в том числе включенных в перечень официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – ЕКП), а также в планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации начиная с 16 марта 2020 г. до особого распоряжения.

    Г) Запретить посещение и участие в мероприятиях различного статуса, включенных в ЕКП, спортсменами, тренерами, специалистами из субъектов Российской Федерации, в которых объявлен карантин. В настоящее время, в сентябре 2020 г., эти меры поэтапно отменены, но некоторые ограничения остались.

    Что касается международных соревнований, то все они, включая Игры XXXII Олимпиад 2020 г. в г. Токио (Япония), были отменены.

 

    10. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

    Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в следующих формах:

    - учебные занятия, в том числе факультативные;

    - внеучебные занятия.

    Внеучебные занятия, в свою очередь, подразделяются на:

    - самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом;

    - физические упражнения в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные паузы и др.);

    - массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (спартакиады, универсиады, массовые кроссы, праздники физической культуры, туристические походы);

    - занятия в оздоровительных и спортивных лагерях (утренняя гимнастика, фитнес, обучение плаванию, тренировки по видам спорта, туристические походы, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники).

    Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования, что в графической форме отражено на рис. 1 (Чермит К.Д., 2005, с.129). Учебные занятия (обязательные и факультативные) – основная форма физического воспитания в высших учебных заведениях. Учебная программа по физическому воспитанию – это программный документ, определяющий для всех ВУЗов основное содержание физического образования и воспитания, направленных на формирование личности студента. Учебная программа содержит два раздела – теоретический и практический.

    Содержание и объем учебных занятий по физическому воспитанию студентов регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом, который определяет содержание Учебной программы по дисциплине «Физическая культура» и ее объем в 400 академических часов занятий (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает объем двигательного режима для студентов не менее 4 часов обязательных занятий в неделю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов).

    Цель дисциплины: Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного 14 использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

    Задачи дисциплины:

    - понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

    - знание биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

    - формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

    - овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте; - приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

    - создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.