МБОУ «СОШ № 2». Мерлейн Нина Романовна. Аудирование (слушание). Чтение. Культура речевого общения
МБОУ «СОШ № 2»
Мерлейн Нина Романовна
Предмет:Литературное чтение
Класс:4
Тема урока:И. Токмакова «Сказочка о счастье».
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цели урока:Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
Аудирование (слушание)
- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- определять жанр произведения.
Чтение
- предполагать содержание по заглавию;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения по ролям;
- формулировать главную мысль;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
Культура речевого общения
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
Культура письменной речи
- создавать письменный текст (поздравление).
2. Формировать УУД:
-прогнозировать;осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
- формулировать познавательную цель; проводить доказательство;извлекать необходимую информацию;осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев, понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств (Личностные УУД).
Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация,
учебник, листы для творческой работы, кейсы с заданиями, портреты главных героев, «чёрный ящик».
Ход урока.
Этап урока
Метод и приемы
| Время
| Содержание урока. Деятельность учителя.
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты (предметные)
| Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
| Организационный момент.
Словесный: слово учителя.
|
| Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение. А поможет нам в этом добрая и искренняя улыбка. Улыбнёмся друг другу! Спасибо всем! Прошу вас садиться на свои места.
| Приветствовать.
Настраиваться на предстоящую работу.
|
| Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.
| Мотивационный
Антиципация (прогнозирование содержания)
Постановка учебной задачи и ее решение Слов.: ответы на вопросы, слово учителя
Слов.: слово учителя.
Слов.: ответы на вопросы
Практич.: выразительное чтение и анализ текста
Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментирован- ное чтение. Практич.: чтение по ролям
Практич.: работа с непонятными и трудными словами
Физкульт минутка
Практич.: выполнение упражнения
Работа в группах.
Практич.: составление синквейна.
Концептуальная беседа
Слов.: ответы на вопросы
Решение частных задач на основе анализа текста
Словест.: слово учителя, ответы на вопросы
Просмотр ролика.
Творческое задание.
Итог урока.
Словестный:ответы на вопросы.
Рефлексия.
Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.
|
3
3,5
| Звучит фонограмма телеигры «Что? Где? Когда?»
- Узнали из какой телеигры эта мелодия? Хочу немного с вами поиграть. Темой нашего урока будет то, что лежит в этом «Чёрном ящике» (Вносится «Чёрный ящик» под фонограмму)
- Уважаемые знатоки, просмотрите на слайде, прослушайте стихотворение и ответьте, что лежит в «Чёрном ящике»:
Мама, папа и братишка,
Озорной котёнок Тишка-
Сегодня мы все дома вместе.
Котёнок выпачкался в тесте,
Братишка в кубики играет,
Наш папа что- то там читает,
Мамуля вяжет на диване,
А я звоню подружке Ане.
И пусть на улице ненастье,
Побыть с родными это - …. (счастье)
(Открывается ящик)
- А почему же ящик пуст?
Читает стихотворение «Что такое счастье?» (Приложение 1)
- Каждый понимает счастье, как умеет!
- А как вы понимаете слово счастье?
Как автор понимает это слово? Что он хотел сказать нам своим стихотворением? (счастье побыть с роднимы вместе)
- Все ли ваши ответы были одинаковыми?
- Давайте поставим целью нашего урока узнать, что такое счастье?
Предлагает деформированный план урока.
- Так же на уроке мы поработаем со словариком новых слов.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением замечательного автора Ирины Токмаковой «Сказочка о счастье» (на доске прикрепляется тема)
Презентация: Слово о писателе
- Ирина Петровна Токмаковадетский поэт, прозаик и переводчик детских стихов, родилась в Москве в 1929 году. Отец — Пётр Карпович Мануков, инженер-электротехник, мать — Лидия Александровна Дилигенская, детский врач, заведовала «Домом подкидышей» для детей, осиротевших в годы Великой Отечественной войны. Ирина Петровна с детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому работала переводчиком и выбрала профессию лингвиста (исследуют происхождение различных языков, взаимосвязь языка и мышления). Помещает слово в словарик.
Откройте учебники на стр. _
- По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать?
- Сказка и сказочка – есть разница?
- В чём разница?
- Перед знакомством с этим произведением предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю». У вас на столах лежат кейсы (папочки) с файлами, достаньте из белого №1 таблички и заполните первый пустой столбик «ДО».
Отложите в сторонку, мы позже к ним вернёмся.
Первичное знакомство с произведением
- Сейчас вы послушаете это произведение, внимательно следите по тексту, обращайте внимание на интонацию и готовьтесь отвечать на вопросы.
Первичный анализ
- Наше предположение, что это сказка подтвердилось? Назовите сказочные приметы.
- Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная? Почему?
Повторное чтение
Организует работу с текстом (Приложение 2).
- Сейчас прочитаем эту сказку по ролям, соблюдая интонацию и с остановками, комментариями, отмечая непонятные слова. (раздает роли с фигурками героев)
- Немного отдохнём. В прозрачном файле №5 достаньте зелёные колпачки. Наденьте их на мизинец. Встаньте, вытяните руку вперёд перед собой. Давайте вспомним, представим и обведём в воздухе по часовой стрелке очертания материка, на котором мы живём. Будем следить только глазами, не поворачивая головы.
- Все материки омываются морями и океанами. Нарисуем волны, сначала слева направо, потом наоборот.
- Нарисуем большое круглое солнце. Солнышко ярко вспыхнуло, мы зажмурились, и открыли глаза. Ещё раз зажмурились и открыли глаза. Молодцы! Прошу садиться.
- Предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн на тему «Герои сказочки». У каждой группы есть герой сказки и всё необходимое для составления.
Вторичный анализ
- Вспомним, на какой вопрос искали ответ.
- Кто помог нам и королю ответить на него?
- Найдите в тексте слова старца о счастье. (прочитать в тексте «Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это»)
- Как старец произносил эти слова? Как приказ, угроза или как совет, наставление?
Как вы думаете, почему изменился король?
Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Случались ли с вами подобные истории? Меняли ли вы что-нибудь в себе после того, как вам указали на ваши недостатки? Каких качеств не хватало королю до встречи со старцем? (сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости)
Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли она после встречи?
- Предлагаю вам посмотреть ролик.
- А в нашем мире есть место для добра? Слышали ли вы об СМС акции «Русфонда» со словом «ДОБРО». В ней принимают участие 43 страны, за это время акции уже получили помощь более 3,5 тысяч детей.
- Организация Объединенных Наций (решает вопросы стоящие перед человечеством такими, как мир, безопасность, развитие стран, права человека и т.д.) в 2012 году провозгласила 20 марта Международным днём Счастья.
- У вас есть возможность поздравить своих близких с этим праздником.
- Предлагаю вам составить текст поздравления одного из своих родных или друзей с Международным днём Счастья. Возьмитев конвертиках №2шаблоны и впишите необходимые слова.
- Кто зачитает свой текст поздравления?
- А дома вы придумайте форму открытки, изготовьте открытку из любого материала, напишите поздравление.
Какое новое произведение сегодня читали?
- Кто автор этого произведения?
Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения из конверта №3:
Я понял, что счастье это …
| Меня удивило ….
| Мне захотелось ….
|
- В конверте №4 возьмите значок сердечко и подарите любому присутствующему здесь человеку, с кем бы вам хотелось поделиться теплотой своего сердца.
|
Читать, правильно артикулируя.
Отвечать на вопросы.
Строить предположения и речевые высказывания.
Восстанавливают
последователь-
ность плана.
Слушать.
Отвечать на вопросы.
Участвовать в учебном диалоге.
Строить рассуждения.
Внимательно следить по тексту.
Определить приметы жанра.
Отвечать на вопросы.
Работать со словарём. Строить речевые высказывания.
Определять роли.
Читать по ролям.
Выполнять движения.
Анализировать.
Составлять и представлять синквейн.
Делать выводы.
Отвечать на вопросы.
Составляют текст поздравления.
Оценивать свою работу на уроке.
|
П: осмысленно читают текст
Р: принимают и сохраняют уч. задачу
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.
К: участвуют в учебном диалоге;
Р: принимают и сохраняют уч. задачу
П: строят рассуждение
К: умение слушать и слышать
Р: принимают и сохраняют уч. задачу
К: формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.
П: выполнять самостоятельную работу.
Р: принимают и сохраняют уч. задачу.
Р: осуществляют итоговый контроль
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Проводить доказательство (Познавательные УУД).
С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Прогнозировать (Регулятивные УУД).
С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).
Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).
Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).
Прогнозировать (Регулятивные УУД).
Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).
С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).
| Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: работа с ребусами.
Словестный: ответы на вопросы.
Физкультминутка
Практич.:выполнять упражнения
Словестный: слово учителя.
Решение частных задач на основе анализа текста
Словес.: слово учителя
Практический: чтение стихотворения выразительно
Словс.: слово учителя
Практический: выразительное чтение и анализ Т
Словестный: ответы на вопросы
Практический: анализ выраз. чтения
Словс.: слово учителя
| ≈ 12
| -А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать.Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа) - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся). - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.
-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)
Слово о писателе.
-Валентин Дмитриевич Берестов, русский поэт. Родился в семье учителя.Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.
Первоначальное знакомство с текстом
-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.
Первичный анализ -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях) -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны) - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)
Повтор чтения и углубленный анализ
–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)
- Чему радуются птицы в последний день зимы?
–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)
–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )
–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)
- Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению. -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)
- Кто выразительно прочитает вслух?
Проанализируй свое чтение.
- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург. Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали и вернули домой.
- А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Как вы понимаете слово «чудо»?
(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)
- Какое чудо описывает автор?
Работа со стихотворением
- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).
-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».
| Разгадывать ребусы. Работать в группах.
Отвечать на вопрос.
Слушать учителя.
Выполнять задание.
Слушать учителя.
Слушать учителя.
Овечать на вопросы.
Высказывать свое мнение.
Читать выразительно.
Проводить самоонализ.
Читать в парах.
Слушать учителя.
Смотреть мультфильм, анализировать его.
Отвечать на вопросы.
Строить предположения.
Записывать дз.
| Р: принимают и со храняют уч задачу
П: выполнять работу в группах.
К:участвуют в учебном диалоге;формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.
К: умение слушать и слышать.
К: умение слушать и слышать.
К: умение слушать и слышать.
К:участвуют в учебном диалоге;формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.
П: строят рассуждение
К: ориентируются на партнера во взаимодействии
П: осмысленно читают худож Т
К: контролируют действия партнера
|
|
|