Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МБОУ «СОШ № 2». Мерлейн Нина Романовна. Аудирование (слушание). Чтение. Культура речевого общения



МБОУ «СОШ № 2»

Мерлейн Нина Романовна

Предмет:Литературное чтение

Класс:4

Тема урока:И. Токмакова «Сказочка о счастье».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цели урока:Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- определять жанр произведения.

Чтение

- предполагать содержание по заглавию;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать  ответы, проверять себя по тексту;

- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения по ролям;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (поздравление).

 

2. Формировать УУД:

-прогнозировать;осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство;извлекать необходимую информацию;осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев, понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств (Личностные УУД).

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация,     

                       учебник, листы для творческой работы, кейсы с заданиями, портреты главных героев, «чёрный ящик».

Ход урока.

Этап урока Метод и приемы Время Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Организационный момент. Словесный: слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые взрослые! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. А поможет нам в этом добрая и искренняя улыбка. Улыбнёмся друг другу! Спасибо всем! Прошу вас садиться на свои места. Приветствовать.   Настраиваться на предстоящую работу.     Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.  
Мотивационный Антиципация (прогнозирование  содержания)   Постановка учебной задачи и ее решение Слов.: ответы на вопросы, слово учителя Слов.: слово учителя. Слов.: ответы на вопросы Практич.: выразительное чтение и анализ текста Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментирован- ное чтение. Практич.: чтение по ролям Практич.: работа с непонятными и трудными словами Физкульт минутка Практич.: выполнение упражнения Работа в группах. Практич.: составление синквейна. Концептуальная беседа Слов.: ответы на вопросы Решение частных задач на основе анализа текста Словест.: слово учителя, ответы на вопросы Просмотр ролика. Творческое задание. Итог урока. Словестный:ответы на вопросы. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.                   3       3,5     Звучит фонограмма телеигры «Что? Где? Когда?» - Узнали из какой телеигры эта мелодия? Хочу немного с вами поиграть. Темой нашего урока будет то, что лежит в этом «Чёрном ящике» (Вносится «Чёрный ящик» под фонограмму) - Уважаемые знатоки, просмотрите на слайде, прослушайте стихотворение и ответьте, что лежит в «Чёрном ящике»:     Мама, папа и братишка, Озорной котёнок Тишка- Сегодня мы все дома вместе. Котёнок выпачкался в тесте, Братишка в кубики играет, Наш папа что- то там читает, Мамуля вяжет на диване, А я звоню подружке Ане. И пусть на улице ненастье, Побыть с родными это - …. (счастье) (Открывается ящик) - А почему же ящик пуст? Читает стихотворение «Что такое счастье?» (Приложение 1) - Каждый понимает счастье, как умеет! - А как вы понимаете слово счастье? Как автор понимает это слово? Что он хотел сказать нам своим стихотворением? (счастье побыть с роднимы вместе) - Все ли ваши ответы были одинаковыми? - Давайте поставим целью нашего урока узнать, что такое счастье? Предлагает деформированный план урока. - Так же на уроке мы поработаем со словариком новых слов. - Сегодня мы с вами познакомимся с произведением замечательного автора Ирины Токмаковой «Сказочка о счастье» (на доске прикрепляется тема)   Презентация: Слово о писателе - Ирина Петровна Токмаковадетский поэт, прозаик и  переводчик детских стихов, родилась в Москве в 1929 году. Отец — Пётр Карпович Мануков, инженер-электротехник, мать — Лидия Александровна Дилигенская, детский врач, заведовала «Домом подкидышей» для детей, осиротевших в годы Великой Отечественной войны. Ирина Петровна с детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому работала переводчиком  и выбрала профессию лингвиста (исследуют происхождение различных языков, взаимосвязь языка и мышления). Помещает слово в словарик. Откройте учебники на стр. _ - По заглавию, вы можете определить, произведение какого жанра мы будем читать? - Сказка и сказочка – есть разница? - В чём разница? - Перед знакомством с этим произведением предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю». У вас на столах лежат кейсы (папочки) с файлами, достаньте из белого №1 таблички и заполните первый пустой столбик «ДО». Отложите в сторонку, мы позже к ним вернёмся. Первичное знакомство с произведением - Сейчас вы послушаете это произведение, внимательно следите по тексту, обращайте внимание на интонацию и готовьтесь отвечать на вопросы. Первичный анализ - Наше предположение, что это сказка подтвердилось? Назовите сказочные приметы. - Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная? Почему? Повторное чтение Организует работу с текстом (Приложение 2). - Сейчас прочитаем эту сказку по ролям, соблюдая интонацию и с остановками, комментариями, отмечая непонятные слова. (раздает роли с фигурками героев)     - Немного отдохнём. В прозрачном файле №5 достаньте зелёные колпачки. Наденьте их на мизинец. Встаньте, вытяните руку вперёд перед собой. Давайте вспомним, представим и обведём в воздухе по часовой стрелке очертания материка, на котором мы живём. Будем следить только глазами, не поворачивая головы. - Все материки омываются морями и океанами. Нарисуем волны, сначала слева направо, потом наоборот. - Нарисуем большое круглое солнце. Солнышко ярко вспыхнуло, мы зажмурились, и открыли глаза. Ещё раз зажмурились и открыли глаза. Молодцы! Прошу садиться. - Предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн на тему «Герои сказочки». У каждой группы есть герой сказки и всё необходимое для составления. Вторичный анализ - Вспомним, на какой вопрос искали ответ. - Кто помог нам и королю ответить на него? - Найдите в тексте слова старца о счастье. (прочитать в тексте «Но, только ближнего любя, найдешь ты счастье это»)   - Как старец произносил эти слова? Как приказ, угроза или как совет, наставление? Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? Меняли ли вы что-нибудь в себе после того, как вам указали на ваши недостатки? Каких качеств не хватало королю до встречи со старцем? (сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости) Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли она после встречи? - Предлагаю вам посмотреть ролик. - А в нашем мире есть место для добра? Слышали ли вы об СМС акции «Русфонда» со словом «ДОБРО». В ней принимают участие 43 страны, за это время акции уже получили помощь более 3,5 тысяч детей. - Организация Объединенных Наций (решает вопросы стоящие перед человечеством такими, как мир, безопасность, развитие стран, права человека и т.д.) в 2012 году провозгласила 20 марта Международным днём Счастья. - У вас есть возможность поздравить своих близких с этим праздником. - Предлагаю вам составить текст поздравления одного из своих родных или друзей  с Международным днём Счастья. Возьмитев конвертиках №2шаблоны и впишите необходимые слова. - Кто зачитает свой текст поздравления? - А дома вы придумайте форму открытки, изготовьте открытку из любого материала, напишите поздравление.   Какое новое произведение сегодня читали? - Кто автор этого произведения?     Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения из конверта №3:
Я понял, что счастье это …
Меня удивило ….
Мне захотелось ….

 

- В конверте №4 возьмите значок сердечко и подарите любому присутствующему здесь человеку, с кем бы вам хотелось поделиться теплотой своего сердца.

 

    Читать, правильно артикулируя.   Отвечать на вопросы. Строить предположения и речевые высказывания.    Восстанавливают  последователь-  ность плана.   Слушать.   Отвечать на вопросы. Участвовать в учебном диалоге.   Строить рассуждения. Внимательно следить по тексту.   Определить приметы жанра. Отвечать на вопросы. Работать со словарём. Строить речевые высказывания. Определять роли. Читать по ролям.   Выполнять движения.   Анализировать. Составлять и представлять синквейн.   Делать выводы. Отвечать на вопросы.     Составляют текст поздравления.     Оценивать свою работу на уроке.       П: осмысленно читают текст     Р: принимают и сохраняют уч. задачу   К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.     К: участвуют в учебном диалоге;   Р: принимают и сохраняют уч. задачу     П: строят рассуждение     К: умение слушать и слышать   Р: принимают и сохраняют уч. задачу   К: формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания. П: выполнять самостоятельную работу.   Р: принимают и сохраняют уч. задачу.     Р: осуществляют итоговый контроль Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.     Проводить доказательство (Познавательные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД). Прогнозировать (Регулятивные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).   Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).   Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).   Задавать вопросы (Коммуникативные УУД). Прогнозировать (Регулятивные УУД).     Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).     С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).   Оценивать поступки героев (Личностные УУД).     Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).   Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).  
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: работа с ребусами.   Словестный: ответы на вопросы. Физкультминутка Практич.:выполнять упражнения Словестный: слово учителя. Решение частных задач на основе анализа текста    Словес.: слово учителя     Практический: чтение стихотворения выразительно   Словс.: слово учителя     Практический: выразительное чтение и анализ Т Словестный: ответы на вопросы Практический: анализ выраз. чтения Словс.: слово учителя ≈ 12       -А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать.Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа)                                                              - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся).                                                                                                   - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.                  -Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)        Слово о писателе. -Валентин Дмитриевич Берестов, русский поэт. Родился в семье учителя.Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.           Первоначальное знакомство с текстом -Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.                                                     Первичный анализ                                                 -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях)                                                                         -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны)      - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)            Повтор чтения и углубленный анализ                              –Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма) - Чему радуются птицы в последний день зимы? –Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом) –Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны ) –Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси) - Какие чувства вызывают у вас эти строки?                                     - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению.                     -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость) - Кто выразительно прочитает вслух? Проанализируй свое чтение. - Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург. Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали и вернули домой.   - А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы.                                                                     - Как вы думаете, о чём это произведение?                 - Как вы понимаете слово «чудо»? (Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.) - Какое чудо описывает автор?                     Работа со стихотворением - Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением). -Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда». Разгадывать ребусы. Работать в группах.         Отвечать на вопрос.     Слушать учителя.   Выполнять задание.   Слушать учителя.     Слушать учителя.   Овечать на вопросы.     Высказывать свое мнение.     Читать выразительно.  Проводить самоонализ.   Читать в парах.   Слушать учителя. Смотреть мультфильм, анализировать его.      Отвечать на вопросы.    Строить предположения.     Записывать дз. Р: принимают и со храняют уч задачу П: выполнять работу в группах.   К:участвуют в учебном диалоге;формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.   К: умение слушать и слышать.     К: умение слушать и слышать. К: умение слушать и слышать.     К:участвуют в учебном диалоге;формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.   П: строят рассуждение   К: ориентируются на партнера во взаимодействии   П: осмысленно читают худож Т К: контролируют действия партнера  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.