Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Крупенина Татьяна Александровна



Крупенина Татьяна Александровна

учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 19» г. Абакан

 

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

· в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

· в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

· в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

· выделение главного в тексте;

· составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

· умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

· грамотно пересказать прочитанный текст.

· умение составить план прочитанного;

· воспроизводить текст по предложенному плану;

· умение пользоваться образцами решения задач;

· запоминание определений, формул, теорем.

· работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

· использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;

· подтверждение научных фактов;

· конспектирование новой темы.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Предтекстовые приемы направлены на постановку цели чтения и, следовательно, на выбор вида чтения (просмотровое, ознакомительное или изучающее), актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространенные приемы:

1. «Мозговой штурм»

2. «Глоссарий»

3. «Ориентиры предвосхищения»

4. «Предваряющие вопросы»

5. «Рассечения вопросов».

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности (Курс «Обучение смысловому чтению»), а затем работа продолжается на всех других уроках.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

К приемам текстовой деятельности относятся:

1. «Чтение вслух»

2. «Чтение про себя с вопросами»

3. «Чтение с остановками»

4. «Чтение про себя с пометкой»

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации.

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

«Чтение с пометками». («Инсерт»)

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация
+ Новая информация
-- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.

Понять содержание текста задачи – важная и сложная задача. Ребёнку необходимо:

– ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, находить в тексте необходимую информацию (пробегать текст задачи глазами, определять его основные элементы, сопоставлять, устанавливать, находить необходимую единицу информации в тексте);

– преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: краткие записи, формулы, графики, диаграммы, таблицы, умение переходить от одного представления данных к другому;

– решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, требующие полного или частичного понимания текста;

– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта сомневаться в достоверности получаемой информации, уметь обнаруживать её недостоверность.

3этап. Работа с текстом после чтении.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Приемы послетекстовой деятельности.

1. «Отношения между вопросом и ответом»

2. «Тайм-аут»

3. «Проверочный лист»

4. «Вопросы после текста»

Приёмы обучения на уроках окружающего мира это выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

 «Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Приёмы обучения смысловому чтению на уроках технологии это работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы

Полноценное чтение — сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.