Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» (Гораций, Державин, Пушкин)



 

ОБ-РЛ-11
 Петренко И.В.

 

Гораций – «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной…»   Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди, Что бурный аквилон сотреть не может, Ни множество веков, ни едка древность. Не вовсе я умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю. Я буду возрастать повсюду славой, Пока великий Рим владеет светом. Где быстрыми шумит струями Авфид, Где Давнус царствовал в простом народе, Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи эольски И перьвому звенеть Алцейской лирой. Взгордися праведной заслугой, муза, И увенчай главу Дельфийским лавром. (перевод Ломоносова) Г. Р. Державин - «Памятник»   Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.   Так! — весь я не умру; но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.   Слух про́йдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,   Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о боге И истину царям с улыбкой говорить.   О Муза! возгордись заслугой справедливой, И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай. А. С. Пушкин — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»   Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.   Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.   Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.   И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.   Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

 

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» (Гораций, Державин, Пушкин)

Гораций

Как известно, данное стихотворение было написано на закате деятельности Горация как лирического поэта. Оно замыкает определённый жизненный этап автора, поэт позволяет себе самому оценить свое творчество.

Используя образы материальных объектов (памятник, медь, пирамиды и так далее), автор выражает культурную важность труда поэта.

Выбор композиции объясняется особенностями замысла автора. Гораций рассказывает о бесценности, «бессмертии» его стихотворений.Центральный образ здесь – образ памятника (метафора). В первой части автор не раскрывает скрытого значение образа памятника, а лишь создает величественную атмосферу, подготавливает читателя к пониманию своей главной мысли. Во второй части Гораций раскрывает полнее образ памятника, сообщает об исключительной важности «памятника» не только в своей жизни, для бессмертия души, но и для людей («слава моя будет расти»). Затем мы уже окончательно можем понять, что подразумевается под словом «памятник» и почему он бессмертен.

На высокой ноте звучит вся четвёртая часть: торжественное обращение к музе трагедии Мельпомене. Автор уверен, что муза оценила его заслуги, что они достойны того.

* Давнус — Давн, легендарный царь Апулии, родины Горация.

*Алцейской лирой. Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте.

*Дельфийским лавром. В Дельфах находился главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр.

 

Пушкин

Это произведение перекликается с «Памятником» Гаврила Державина. Спустя год после его написания Пушкин умрёт от раны полученные на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием «солнца русской поэзии».

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающие из этого ответственность поэта. Лирический герой этого произведения – поэт, который самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключённый в «заветной лире».

Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, его стихи, а в конце дает наставления всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивый музой: нужно быть послушным только Богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.

 

Державин

Произведение относится к зрелому этапу творчество поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни.

Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе. Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник».

Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близко Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.

Далее следует размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвёртый строфе.

В Последней строфе автор обращается к музе - покровительнице поэзии.

Построчное сравнение стихотворений:

Словом «памятник», во втором значении,в Древней Руси называли рукописные произведения.

Такое определение соответствует каждому из трех стихотворений, у Горация памятник заменен словом «знак», что также может восприниматься как рукописное произведение.

У Пушкина значение эпитета «нерукотворный» -священный, возвышенный.

Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Это значит, что Памятник, возведенный поэтом значимее. Ведь то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

(В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского. Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника (1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу).

У Горация:

«Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность…»

У Державина:

«Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит…»

Как и у Пушкина поэтический памятник необыкновенно прочен («бронзы литой прочней» и «металлов тверже»), а силы поэзии оказываются даже могущественнее законов природы («Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой не разрушат его», Аквилон — у древних римлян так назывался сильный северный или северо-восточный ветер, а также божество, олицетворяющее этот ветер; «Ни вихрь его. ни гром не сломит быстротечный»). Этот «памятник» выше пирамид — традиционного образа могущества созидательной силы. Но что еще важнее — он оказывается неподвластен времени.

У Державина «памятник … чудесный, вечный», у Горация «знак бессмертия», слова (вечность, бессмертие)являются синонимами, обозначают нерушимость творчества поэтов.

У слова «воздвиг» (Пушкина, Державина), «воздвигнул» (Горация) по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить».

Во второй строфе тема бессмертия поэта получает свое развитие, причем опять державинский и пушкинский образы сходны с горацианским: «Не вовсе я умру, но смерть оставит/Велику часть мою, как жизнь скончаю.» (Гораций); «Так! — весь я не умру, но часть меня большая,/От тлена убежав, по смерти станет жить...» (Державин); «Нет, весь я не умру — душа в заветной лире/Мой прах переживет и тленья убежит…»(Пушкин).

Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горация (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина («доколь Славянов род вселена будет чтить»). Поэзия его обращена: («…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.) Времени ему отмеряно:пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия.

В третьей строфе возникают существенные отличия. Гораций подчеркивает, что залог его политического бессмертия в мощи непоколебимости Рима. Державин прочность своей славы видит в уважение к своему отечеству. Интересно отметить, что пишущий о себе самом, поэте и придворном екатерининской России, Державин органично переносит горацианский образ широты распространения поэтической славы «Где быстрыми шумит струями Авфид». Авфит – река в Южной части Италии, где родился Гораций на российские реалии: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных/ Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал»

Пушкин же объединяет все языки и народы.Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, посовести и справедливости.

В четвертой строфе Гораций ставит себе в заслугу то, что он был реформатором национальной системы стихосложения: впервые начал использовать, в латинской поэзии достижения древнегреческой («Что мне беззнатной род препятством не был,/Чтоб внесть в Италию стихи эольски», Эолия — Греция). Для Державина оказывается важнее другое: он не только отмечает свое новаторство, особенно в области поэтического языка и жанров, но и ставит проблему взаимоотношений поэта и власти:

«Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о Боге   

И истину царям с улыбкой говорить.»

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях императрицы, то есть говорить о ней, как о простом человеке — поэтому и звучит слово «дерзнул». «В сердечной простоте беседовать о Боге» - ода «Бог» - осмысление бытия через связь с Богом.

Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать; Восславить Свободу, значит восхвалить за возможность открыто говорить о чем-либо. Призыв к нравственному возрастанию («И милость к падшим призывал») (вероятно, речь также и о декабристах).

Последняя строфа стихотворения у всех трех поэтов — традиционное обращение к Музе.

Строки Державина и Горация свидетельствуют о том, что поэт не надеется на единодушное одобрение современников, но при этом дают понять музе, что не стоит равнодушно реагировать на мнение людей, нужно отвечать народу на их отклики («И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай»). Строки сохраняют черты достоинства и величия на пороге бессмертия: «Взгордися праведной заслугой, муза,/И увенчай главу Дельфийским лавром» (Гораций), «Непринужденною рукой, неторопливой,/Чело твое зарей бессмертия венчай» (Державин).

По мнению Пушкина же поэт должен быть: отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно», он просит музу не оспаривать глупца, т.е. людей, которые не понимают и не поддерживают его позицию.

В слове «заветный» («заветной лире») обозначены заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому пути:

- Праведная жизнь - «чувства добрые я лирой пробуждал».

- Молитва - «милость к падшим призывал».

- Смирение - «будь послушна».

- Терпение - «не оспаривай глупца».

- Бесстрашие - «обиды не страшась».

Таким образом, можно сказать, что исключительное внимание к стихотворению Горация русских поэтов, возможно, объясняется тем, что Гораций изложил мысль, с которой был бы согласен любой любящий свое дело поэт. У каждого творца в жизни наступает период, когда возникает желание понять, оценить творчество, подвести «очередной итог». Для каждого поэта он будет разным. Главной же темой произведений являлось высокое предназначение поэта в обществе и народная память об их творчестве.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.