|
|||
Личностные ценности
Основные виды и роль ценностей в обществе. Что такое ценность в целом?
Ценность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.
Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей. Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман. В юридических науках и практике феномен "ценность" играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности. Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.
Свойства ценностей: ü ценности носят идеальный характер; ü ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека; ü ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию); ü ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.); ü ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей); ü ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.
Классификация ценностей и их виды: 1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют: а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят: - природные объекты, процессы и явления; - социальные объекты; б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся: - установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений. 2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности. 3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют: - просто ценности; - групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные); - общечеловеческие. 4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить: - внешние ценности; - внутренние ценности. 5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют: - абсолютные или вечные ценности (константы); - ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные). 6 Личностные ценности Каждый человек имеет собственные личностные ориентации. И они у разных людей могут в корне отличаться. То, что имеет значимость в глазах одного, для другого может быть отнюдь не ценным. Например, классическая музыка, которая приводит в состояние экстаза любителей данного жанра, кому-то может показаться скучной и неинтересной. На ценности личности имеют большое влияние такие факторы, как воспитание, образование, круг общения, окружающая среда и т. д. Конечно, наиболее сильное воздействие на личность оказывает семья. Это та среда, в которой человек начинает свое первичное развитие. Первое представление о ценностях он получает именно в своей семье (групповые ценности), однако с возрастом он может принять некоторые из них и отвергнуть другие. К личностным относятся следующие виды ценностей: · те, которые являются компонентами смысла жизни человека; · наиболее общие смысловые образования, которые основываются на рефлексах; · убеждения, которые имеют отношение к желательному поведению или к завершению чего-то; · предметы и явления, к которым индивид питает слабость или просто неравнодушен; · то, что имеет важность для каждого человека человека, и то, что он считает своей собственностью.
ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно они характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира. Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существующих в обществе систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.
Ценности выполняют следующие социальные и культурные функции. а) Ценности являются ориентиром, маяком, мотиватором для деятельности людей (помогают людям ориентироваться в жизни, поступать в соответствии со значимыми идеями и понятиями, планировать и реализовать свой жизненный путь, побуждать к поступкам, выбирать правильное для людей решение). б) Ценности задают критерии, шкалу оценки и отношений к происходящим вокруг явлениям, процессам, событиям (формируют нормативные суждения и чувство долга, делают актуальными приоритетные значения, законов общества и пр.).
в) Ценности объединяют сообщества, поддерживают социальный порядок и скрепляют идейно членов коллектива (сплачивают и объединяют общество, удерживают духовную связь в сообществах). г) Ценности координируют внутренние отношения внутри коллективов людей (определяют формы допустимого поведения, регулируют систему взаимоотношений в обществе, включая отношения между человеком и сообществами, человеком и государством, властью, церковью и пр.)
|
|||
|