|
|||||||||||||||
Коммуникативный практикум
Практическое занятие № 13 Эффективные коммуникативные техники Для подготовки к занятию студенту необходимо:
Задание 1. Изучите коммуникативные стратегии защиты в ситуации словесной угрозы. Приведите примеры фраз, которые вы скажете в конфликтной ситуации, используя тот или иной способ преодоления речевой агрессии. Речевая агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме (по Ю.В. Щербининой).
Задание 2. Прочитайте пример современного словесного поединка. В кинофильме “Курьер” ученый-педагог Семен Петрович потерпел коммуникативную неудачу в диалоге с Иваном, приятелем его дочери Кати. В чем причина этого? Семен Петрович: Молодой человек! Не уделите ли вы мне несколько минут вашего драгоценного времени? Итак, молодой человек, должен вам признаться: у меня сложилось убеждение, что ваше общество глубоко противопоказано моей дочери. Я позволю себе не перечислять многочисленные примеры вашего поведения, из которого складывается подобное убеждение. Однако как мужчина мужчину я прошу вас немедленно прекратить отношения с Катей. Иван: Это невозможно, сударь... Семен Петрович: Почему же вам это невозможно... сударь?.. Иван: Я и ваша дочь любим друг друга. Признаюсь, с моей стороны было непорядочно столь долгое время скрывать от вас истину. Но, поверьте, это получилось ненарочно. А вот теперь, когда все так счастливо открылось, я вверяю в ваши руки судьбу и прошу родительского благословения. Семен Петрович: Подожди - подожди - подожди... Что ты говоришь? Что ты говоришь? Вы что, решили пожениться? Иван: Видите ли, наши отношения зашли слишком далеко... И я, как человек благородный, не могу поступить иначе и прошу руки вашей дочери. Семен Петрович: Ч- то?.. Иван: Екатерина Семеновна в положении. Семен Петрович: Как? Иван: Да - с. Семен Петрович: Так. Когда же вы успели? А - а - а... Как же вы жить собираетесь? Иван: Трудности нас не пугают. Семен Петрович: Ну конечно, конечно... Но вы же так молоды... Катя на первом курсе, и ты вот... Ты поступать - то в институт - то думаешь? Иван: Высшее образование для меня не самоцель. Семен Петрович: Конечно - конечно. Высшее образование — не самое главное в жизни. Но, надеюсь, ты не собираешься всю жизнь работать ... курьером? Иван: Я сочиняю стихи Семен Петрович. Семен Петрович: И что же? Печатаешься? Иван: Пока нет. Семен Петрович: А - а - ага... Понятно. А стихи - то получаются? Иван: Могу почитать. Вот, к примеру, из последних: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского...” Семен Петрович: “... столпа...” Ну что же, недурно - недурно, правда, напоминает что-то. Иль стиль такой старомодный?.. Иван: Угу. Семен Петрович: Но... в общем очень - очень недурно. Иван: Может, еще почитать? Семен Петрович: Нет, нет. Не надо. Иван: Ну, я тогда пойду??? Семен Петрович: Конечно! Ты заходи, заходи Может, родителей к нам своих пригласишь. Иван: Непременно. А можно я вас буду “папой” называть?
Задание 3.А. Какие непозволительные уловки в споре использовал Карлсон? ...Карлсон сказал: — Ты был прав, это лекарство не помогает от жара. Дай-ка мне теперь шоколадку. — Тебе? — удивился Малыш. — Ведь я выиграл пари! — Ну да, пари выиграл ты, значит, мне надо получить в утешение шоколадку. Нет справедливости на этом свете!А ты всего-навсего гадкий мальчишка, ты хочешь съесть шоколад только потому, что у меня не упала температура. Малыш с неохотой протянул шоколадку Карлсону, который мигом откусил половину... (А. Линдгрен, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”) 3.Б. Почему невозможен спор между Воландом и Левием Матвеем? – Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей. – Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился? – Он прислал меня. – Что же он велел передать тебе, раб? – Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик. – Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются (М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
Задание 4. Проанализируйте диалог Рудина и Пигасова из романа И.С. Тургенева «Рудин». Как Рудин использует допустимые уловки в споре? — Образованность! Говорите вы, — вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность! <…> — Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, Вы ее не любите... у каждого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте Вам только напомнить старинную поговорку: “Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват”. Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием... — Это все слова. — Может быть. Но позвольте вам заметить, что, говоря: “Это все слова!” — мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов. — Чего - с? — Вы поняли, что я хотел сказать вам. Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он <…> знать, что он должен сам делать, если... — Честь и место! — отрывисто проговорил Пигасов, поклонился и отошел в сторону, ни на кого не глядя (И.С. Тургенев. Рудин)
Коммуникативный практикум Задание выполняется по группам: Составьте три типа диалога
Домашнее задание: Подберите диалог-спор из любого произведения художественной литературы. Проанализируйте его с точки зрения допустимых и недопустимых уловок
|
|||||||||||||||
|