Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коммуникативный практикум



 

Практическое занятие № 13

Эффективные коммуникативные техники

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

  1. Выполнить домашнее задание: прочитать русские пословицы; определить, какие из них соответствуют Принципам Грайса и Лича

 

  1. Что такое коммуникативная неудача? Каковы ее причины?
  2. Вспомните об особенностях поведения в конфликтных ситуациях. Помогут ли в этом случае принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Дж. Лича ?
  3. Какие вы можете вспомнить непозволительные уловки в споре?

Задание 1. Изучите коммуникативные стратегии защиты в ситуации словесной угрозы. Приведите примеры фраз, которые вы скажете в конфликтной ситуации, используя тот или иной способ преодоления речевой агрессии.

Речевая агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме (по Ю.В. Щербининой).

Стратегии защиты Тактические ходы
1. Игнорирование речевой агрессии. - молчать в ответ на агрессивное высказывание, при этом смотреть на адресанта, во взгляде отражая свои эмоции – удивление, обиду, печаль, лёгкое возмущение - отказаться от продолжения общения (отвернуться, уйти) - продолжить общение в спокойной, ровной тональности
2. Переключение внимания   - задать собеседнику неожиданный вопрос - внести интересное предложение - перевести разговор на другую тему
3. Открытое словесное порицание речевой агрессии («я – сообщение») - устранить явно выраженную речевую агрессию в вежливой, корректной форме, с обязательным использованием средств речевого этикета (Мне не нравится… Я огорчён…)
4. Проецирование (упоминание) положительных качеств адресатас подчеркиванием неожиданности, случайности его проступка - напомнить о положительных качествах адресата (доброте, отзывчивости, уме и т.п.) - выразить удивление по поводу такого поведения адресата - выразить разочарование в таком поступке адресата
5. Юмор (добрый) по поводу ситуации в целом, адресованный не одному человеку. - сказать необидную, понятную шутку

 

Задание 2. Прочитайте пример современного словесного поединка. В кинофильме “Курьер” ученый-педагог Семен Петрович потерпел коммуникативную неудачу в диалоге с Иваном, приятелем его дочери Кати. В чем причина этого?

Семен Петрович: Молодой человек! Не уделите ли вы мне несколько минут вашего драгоценного времени? Итак, молодой человек, должен вам признаться: у меня сложилось убеждение, что ваше общество глубоко противопоказано моей дочери. Я позволю себе не перечислять многочисленные примеры вашего поведения, из которого складывается подобное убеждение. Однако как мужчина мужчину я прошу вас немедленно прекратить отношения с Катей.

Иван: Это невозможно, сударь...

Семен Петрович: Почему же вам это невозможно... сударь?..

Иван: Я и ваша дочь любим друг друга. Признаюсь, с моей стороны было непорядочно столь долгое время скрывать от вас истину. Но, поверьте, это получилось ненарочно. А вот теперь, когда все так счастливо открылось, я вверяю в ваши руки судьбу и прошу родительского благословения.

Семен Петрович: Подожди - подожди - подожди... Что ты говоришь? Что ты говоришь? Вы что, решили пожениться?

Иван: Видите ли, наши отношения зашли слишком далеко... И я, как человек благородный, не могу поступить иначе и прошу руки вашей дочери.

Семен Петрович: Ч- то?..

Иван: Екатерина Семеновна в положении.

Семен Петрович: Как?

Иван: Да - с.

Семен Петрович: Так. Когда же вы успели? А - а - а... Как же вы жить собираетесь?

Иван: Трудности нас не пугают.

Семен Петрович: Ну конечно, конечно... Но вы же так молоды... Катя на первом курсе, и ты вот... Ты поступать - то в институт - то думаешь?

 Иван: Высшее образование для меня не самоцель.

Семен Петрович: Конечно - конечно. Высшее образование — не самое главное в жизни. Но, надеюсь, ты не собираешься всю жизнь работать ... курьером?

Иван: Я сочиняю стихи Семен Петрович.

Семен Петрович: И что же? Печатаешься?

 Иван: Пока нет.

Семен Петрович: А - а - ага... Понятно. А стихи - то получаются?

Иван: Могу почитать. Вот, к примеру, из последних: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа, вознесся выше он главою непокорной Александрийского...”

Семен Петрович: “... столпа...” Ну что же, недурно - недурно, правда, напоминает что-то. Иль стиль такой старомодный?..

Иван: Угу.

Семен Петрович: Но... в общем очень - очень недурно.

Иван: Может, еще почитать?

Семен Петрович: Нет, нет. Не надо.

Иван: Ну, я тогда пойду???

Семен Петрович: Конечно! Ты заходи, заходи Может, родителей к нам своих пригласишь.

Иван: Непременно. А можно я вас буду “папой” называть?

 

Задание 3.А. Какие непозволительные уловки в споре использовал Карлсон?      

...Карлсон сказал:

— Ты был прав, это лекарство не помогает от жара. Дай-ка мне теперь шоколадку.

— Тебе? — удивился Малыш. — Ведь я выиграл пари!

— Ну да, пари выиграл ты, значит, мне надо получить в утешение шоколадку. Нет справедливости на этом свете!А ты всего-навсего гадкий мальчишка, ты хочешь съесть шоколад только потому, что у меня не упала температура.

Малыш с неохотой протянул шоколадку Карлсону, который мигом откусил половину... (А. Линдгрен, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”)

3.Б. Почему невозможен спор между Воландом и Левием Матвеем?

– Я не буду с тобою спорить, старый софист, – ответил Левий Матвей.

 – Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, – ты глуп, – ответил Воланд и спросил: – ну, говори кратко, не утомляя меня, зачем появился?

 – Он прислал меня.

 – Что же он велел передать тебе, раб?

 – Я не раб, – все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, – я его ученик.

 – Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Воланд, – но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются (М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

 

Задание 4. Проанализируйте диалог Рудина и Пигасова из романа И.С. Тургенева «Рудин». Как Рудин использует допустимые уловки в споре?

— Образованность! Говорите вы, — вот еще чем удивить вздумали! Очень нужна она, эта хваленая образованность! Гроша медного не дам я за вашу образованность!

<…> — Образованность я защищать не стану, она не нуждается в моей защите, Вы ее не любите... у каждого свой вкус. Притом это завело бы нас слишком далеко. Позвольте Вам только напомнить старинную поговорку: “Юпитер, ты сердишься: стало быть, ты виноват”. Я хотел сказать, что все эти нападения на системы, на общие рассуждения и так далее потому особенно огорчительны, что вместе с системами люди отрицают вообще знания, науку и веру в нее, стало быть, и веру в самих себя, в свои силы. А людям нужна эта вера: им нельзя жить одними впечатлениями, им грешно бояться мысли и не доверять ей. Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием...

— Это все слова.

— Может быть. Но позвольте вам заметить, что, говоря: “Это все слова!” — мы часто сами желаем отделаться от необходимости сказать что-нибудь подельнее одних слов.

— Чего - с?

— Вы поняли, что я хотел сказать вам.

Повторяю, если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он <…> знать, что он должен сам делать, если...

— Честь и место! — отрывисто проговорил Пигасов, поклонился и отошел в сторону, ни на кого не глядя (И.С. Тургенев. Рудин)

 

Коммуникативный практикум

Задание выполняется по группам: Составьте три типа диалога

В зависимости от позиции участников диалога (кто они — союзники или враги?), в риторике противопоставляются диалог-унисон и диалог- диссонанс. Возможно и перетекание одного типа в другой, когда диалог-унисон (например, обсуждение какой-либо проблемы), при внешнем согласии его участников, превращается в спор, а затем и в ссору. 

 

Домашнее задание:

Подберите диалог-спор из любого произведения художественной литературы. Проанализируйте его с точки зрения допустимых и недопустимых уловок

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.