Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТВЕТЫ. Пояснение.



 

1. Кто из рус­ских ли­ри­ков об­ра­щал­ся к теме вы­со­ко­го на­зна­че­ния поэта и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны пуш­кин­ско­му сти­хо­тво­ре­нию «Поэту»?

 

  ПОЭТУ Поэт! не дорожи любовиюнародной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечёт тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.

(А. С. Пушкин, 1830)

2. Каковы ос­нов­ные темы по­э­зии Ф. И. Тютчева и тра­ди­ции кого из рус­ских поэтов он продолжает, рас­кры­вая эти темы?

  * * * Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.   Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.   С горы бежит поток проворный, В лесу не.молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам.   Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев, 1828—1854)

3. Какие про­из­ве­де­ния рус­ской ли­ри­ки со­звуч­ны приведённому сти­хо­тво­ре­нию А. С. Пуш­ки­на и почему?

 

 

Редеет облаков летучая гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. Я помню твой восход, знакомое светило, Над мирною страной, где все для сердца мило, Где стройнытополы в долинах вознеслись, Где дремлет нежный мирт и темный кипарис, И сладостно шумят полуденные волны. Там некогда в горах, сердечной думы полный, Над морем я влачил задумчивую лень, Когда на хижины сходила ночи тень — И дева юная во мгле тебя искала И именем своим подругам называла.

(А. С. Пушкин, 1820)

4. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема, близ­кая сти­хо­тво­ре­нию Лер­мон­то­ва «Нищий»? Обос­нуй­те свой выбор и про­ве­ди­те сопоставление.

 

  Нищий У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.   Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.   Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!

(М. Ю. Лермонтов, 1830)

5. В каких про­из­ве­де­ни­ях русских по­этов звучит мотив быст­ро­теч­но­сти жизни и в чём эти про­из­ве­де­ния созвучны сти­хо­тво­ре­нию С. А. Есенина?

 

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.   Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком.   Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств.   Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.   Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с клёнов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

(С. А. Есенин, 1921)

 

6. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов рас­кры­ва­ют­ся вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Ф.И. Тютчева?

 

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьётся он, И вот ушёл за небосклон.   Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли, Я, царь земли, прирос к земли!..  

(Ф. И. Тютчев, 1836)

 

7. В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?

 

  Монастырь на Казбеке. Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами.   Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне!..

(А. С. Пушкин, 1829)

 

 

8. Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?

  * * *   Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...   Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.   Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле...

(Ф. И. Тютчев, 1857)

9. Каковы ос­нов­ные мо­ти­вы ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать про­дол­жа­те­ля­ми его традиций?

 

 

  Ангел По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался, — без слез, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

(М. Ю. Лермонтов, 1831)

10. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема ху­дож­ни­ка и эпохи? В чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Разговором кни­го­про­дав­ца с поэтом»?

 

 

Разговор книгопродавца с поэтом (фрагмент) Книгопродавец Итак, любовью утомленный, Наскуча лепетом молвы, Заране отказались вы От вашей лиры вдохновенной. Теперь, оставя шумный свет, И муз, и ветреную моду, Что ж изберёте вы?   Поэт Свободу.   Книгопродавец Прекрасно. Вот же вам совет; Внемлите истине полезной: Наш век — торгаш; в сей век железный Без денег и свободы нет. Что слава? – Яркая заплата На ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата: Копите злато до конца! Предвижу ваше возраженье; Но вас я знаю, господа: Вам ваше дорого творенье, Пока на пламени труда Кипит, бурлит воображенье; Оно застынет, и тогда Постыло вам и сочиненье. Позвольте просто вам сказать: Не продаётся вдохновенье, Но можно рукопись продать. Что ж медлить? Уж ко мне заходят Нетерпеливые чтецы; Вкруг лавки журналисты бродят, За ними тощие певцы: Кто просит пищи для сатиры, Кто для души, кто для пера; И признаюсь — от вашей лиры Предвижу много я добра.   Поэт Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся.

(А. С. Пушкин, 1824)

11. В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов со­здан образ весны и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем В. А. Жуковского?

 

ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО   Лёгкий, лёгкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? Чем опять душа полна? Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелётная весна? Я смотрю на небеса… Облака, летя, сияют И, сияя, улетают За далёкие леса.   Иль опять от вышины Весть знакомая несётся? Или снова раздаётся Милый голос старины? Или там, куда летит Птичка, странник поднебесный, Всё ещё сей неизвестный Край желанного сокрыт?.. Кто ж к неведомым брегам Путь неведомый укажет? Ах! Найдётся ль, кто мне скажет: Очарованное Там?   (В. А. Жуковский, 1816)

 

12. В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н. А. Некрасова?

 

  ШКОЛЬНИК   – Ну, пошёл же, ради Бога! Небо, ельник и песок — Невесёлая дорога… Эй! Садись ко мне, дружок!   Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! Что за дело? Это многих славный путь.   Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идёшь… Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.   Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаёк.   Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый — Не робей, не пропадёшь!   Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.   Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезёт в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву!   Там уж поприще широко: Знай работай да не трусь… Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь!   Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, —   Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой! (Н. А. Некрасов, 1856)

 

13. В каких произведениях русской классики звучит обращение к историческому прошлому нашей Родины и как эти произведения можно соотнести со стихотворением Ю. Кузнецова «Знамя с Куликова»?

 

  «Знамя с Куликова»   Сажусь на коня вороного — Проносится тысяча лет. Копыт не догонят подковы, Луна не настигнет рассвет.   Сокрыты святые обеты Земным и небесным холмом. Но рваное знамя победы Я вынес на теле моём.   Я вынес пути и печали, Чтоб поздние дети могли Латать им великие дали И дыры российской земли.     (Юрий Кузнецов. 1977)

 

14. В каких произведениях русских поэтов звучит тема дружбы? Что общего и чем отличаются эти произведения от стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»?

  К Чаадаеву Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

(А. С. Пушкин, 1818)

 

15. Кто из рус­ских по­этов об­ра­щал­ся к теме ро­ди­ны и в чём их про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. И. Цветаевой?

 

  Родина О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик, Пойми, певал и до меня: «Россия, родина моя!» Но и с калужского холма Мне открывалася она — Даль, тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирождённая, как боль, Настолько родина и столь — Рок, что повсюду, через всю Даль — всю её с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Даль, говорящая: «Вернись Домой!» Со всех — до горних звезд — Меня снимающая мест! Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы. Ты! Сей руки своей лишусь,— Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрьмоих земля — Гордыня, родина моя!

(М. И. Цветаева, 1932)

 

 

16. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­ри­ки зву­чит тема жизни и смер­ти и в чем они пе­ре­кли­ка­ют­ся с есе­нин­ским стихотворением?

 

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.    Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.   Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.   Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.   Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.   Знаю я, что не цветут там чащи Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.   Знаю я, что в-той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

(С. А. Есенин, 1924)

 

 

17. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема внут­рен­ней сво­бо­ды и в чем они со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. И. Цветаевой?

  * * * Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.   Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита!   Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти? — Земною не сделаешь солью.   Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская!

(М. Л. Цветаева, 1920)

 

 

18. Кто из рус­ских по­этов бли­зок Б. Л. Па­стер­на­ку в изоб­ра­же­нии драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с ука­за­ни­ем про­из­ве­де­ний и обос­но­ва­ни­ем сопоставлений.)

 

 

  Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.   На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.  Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.   Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.   Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

(Б. Л. Пастернак, 1946)

19. Как в сти­хо­тво­ре­нии С. Есе­ни­на рас­кры­ва­ет­ся про­бле­ма вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чат схо­жие мотивы?

 

  Песнь о собаке   Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.   До вечера она их ласкала, Причесывая языком, И струился снежок подталый Под теплым ее животом.   А вечером, когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.    По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.   А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.   В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.   И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

(С. А. Есенин, 1915)

 

 

20. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей зву­чит ан­ти­во­ен­ная тема, и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию В. В. Маяковского?

 

  К ответу! Гремит и гремит войны барабан. Зовёт железо в живых втыкать. Из каждой страны за рабом раба бросают на сталь штыка. За что? Дрожит земля голодна, раздета. Выпарили человечество кровавой баней только для того, чтоб кто-то где-то разжился Албанией. Сцепилась злость человечьих свор, падает на мир за ударом удар только для того, чтоб бесплатно Босфор проходили чьи-то суда. Скоро у мира не останется неполоманного ребра. И душу вытащат. И растопчут там её только для того, чтоб кто-то к рукам прибрал Месопотамию. Во имя чего сапог землю растаптывает скрипящ и груб? Кто над небом боёв – свобода? Бог? Рубль! Когда же встанешь во весь свой рост ты, отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

(В. В. Маяковский 1917)

 

 

21. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры создаётся образ ма­те­ри и в чём эти про­из­ве­де­ния близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твардовского?

 

  Памяти матери Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой…   Из песни — Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла Неоткуда — всё оттуда, Где у матери росла.   Всё из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далёкой-предалёкой Деревенской старины.   Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой.   Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой.   Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось.   Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая — Шире нашего Днепра.   В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней.   Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезённые слова.   Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой…   Отжитое — пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку И последний перевоз.   Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой.

(А. Т. Твардовский, 1965)

 

22. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чат фи­ло­соф­ские во­про­сы и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

 

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет.   Умрёшь — начнёшь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.

(А. Л. Блок, 1912)

 

 

23. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов рас­кры­ва­ет­ся тема от­вет­ствен­но­сти че­ло­ве­ка перед собой и вре­ме­нем и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию Р. И. Рождественского?

 

  Мгновения Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, — свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения. У каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина, Мгновенья раздают — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие. Мгновения спрессованы в года, Мгновения спрессованы в столетия. И я не понимаю иногда, где первое мгновенье, где последнее. Из крохотных мгновений соткан дождь. Течёт с небес вода обыкновенная. И ты порой почти полжизни ждёшь, когда оно придёт, твоё мгновение. Придёт оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего. А в общем, надо просто помнить долг от первого мгновенья до последнего. Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, – свистят они, как пули у виска, мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. И. Рождественский, 1973)

 

 

24. С ка­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми рус­ских по­этов со­звуч­но сти­хо­тво­ре­ние М. И. Цветаевой?

 

Пусть не помнят юные О согбенной старости. Пусть не помнят старые О блаженной юности.   Все уносят волны. Море — не твое. На людские головы Лейся, забытье! Пешеход морщинистый, Не любуйся парусом! Ах, не надо юностью Любоваться — старости!   Кто в песок, кто — в школу. Каждому свое. На людские головы Лейся, забытье!   Не учись у старости, Юность златорунная! Старость — дело темное, Темное, безумное. … На людские головы Лейся, забытье!

(М. И. Цветаева, 1918)

 

25. В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов со­здан образ род­но­го дома и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. Т. Прасолова?

 

  В этом доме опустелом Лишь подобье тишины. Тень, оставленная телом, Бродит зыбко вдоль стены.   Чуть струится в длинных шторах Дух тепла – бродячий дух. Переходит в скрип и шорох Недосказанное вслух.   И спохватишься порою, И найдёшь в своей судьбе: Будто всё твоё с тобою, Да не весь ты при себе.   Время сердца не обманет: Где ни странствуй, отлучась, Лишь сильней к себе потянет Та, оставленная, часть.   (А. Т. Прасолов, 1968))

 

Примерные ответы и наводки на ответы вы можете найти ниже.
Постарайтесь самостоятельно выполнить эти задания, а потом свериться и оценить по критериям.
Успехов!

 

ОТВЕТЫ

 

1.
Пояснение.

Тема поэта и по­э­зии тра­ди­ци­он­на для рус­ской литературы. А. С. Пуш­кин по­свя­тил этой теме стихотворения: «Поэту», «Пророк» и др. Тема под­ни­ма­ет­ся в твор­че­стве Некрасова, Державина, Лермонтова. В «Пророке» Лер­мон­то­ва поэт, на­де­лен­ный бо­же­ствен­ным даром, осо­зна­ет всю тя­жесть сво­е­го предназначения, всю го­речь от не­по­ни­ма­ния и одиночества: поэт один, в мире нет надежды. В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­ки­на поэт также про­ти­во­по­став­лен толпе. И Пушкин, и Лер­мон­тов едины в том, что пред­на­зна­че­ние поэта — быть пророком, через ис­пы­та­ния и муки нести людям веру в свет­лое будущее, в вы­со­кие чув­ства даже тогда, когда во­круг нет ни­че­го светлого, даже тогда, когда во­круг лишь грязь и невежество.

 

2.
Пояснение.

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства.

Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных).

Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой».

Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки.

Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.

 

 

3.
Пояснение.

Философские раз­мыш­ле­ния о быст­ро­теч­но­сти жизни зучат в сти­хо­тво­ре­ни­ях С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», сти­хах И. Бунина: «Ночь», «Сириус». Так, в сти­хо­тво­ре­нии Бу­ни­на «Ночь» есть строки, со­звуч­ные пушкинским:

Ищу я в этом мире сочетанья

Прекрасного и вечного. Вдали

Я вижу ночь: пески среди молчанья

И звезд­ный свет над су­мра­ком земли.

 

 

4.
Пояснение.

Тема ли­це­ме­рия и бес­сер­деч­но­сти людей зву­чит в «Размышлениях у па­рад­но­го подъезда» Н. А. Некрасова. Толь­ко в от­ли­чие от сти­хо­тво­ре­ния Лер­мон­то­ва тема эта рас­смат­ри­ва­ет­ся под углом политическим: со­ци­аль­ное неравенство, за­ло­жен­ное го­су­дар­ствен­ным стро­ем России, поз­во­ля­ет про­цве­тать же­сто­ко­сти и рав­но­ду­шию «владельцев рос­кош­ных палат» по от­но­ше­нию к крестьянам. Как и лер­мон­тов­ский нищий, жду­щий по­да­я­ния у свя­той обители, му­жи­ки Не­кра­со­ва при­шли к па­рад­но­му подъ­ез­ду с прошением. И ждала их та же участь: никто ради них вель­мо­жу тре­во­жить не стал. Слов­но ка­мень в руках нищего, ли­шив­ший его надежды, за­хлоп­ну­лась перед «деревенскими рус­ски­ми людьми» дверь па­рад­но­го подъезда. Так, в по­э­зии раз­ных эпох зву­чит «вечная» тема зла, бессердечия, ца­ря­щих в мире, кру­ше­ния на­дежд и разо­ча­ро­ва­ния в людях, ко­то­рые как самые ра­зум­ные су­ще­ства на Земле долж­ны быть иными: ми­ло­серд­ны­ми и отзывчивыми.

 

 

5.
Пояснение.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — мо­но­лог поэта, ко­то­рый делится сво­и­ми самыми со­кро­вен­ны­ми думами и чувствами. Жизнь быстротечна, мо­ло­дость безвозвратно ухо­дит — об этом поэт жалеет. Но в сти­хо­тво­ре­нии звучат и жиз­не­утвер­жда­ю­щие ноты: ему до­ве­лось испытать жизнь с ее ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми — и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льет­ся с клёнов ли­стьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что при­шло процвесть и умереть, —

говорит поэт в по­след­ней строфе и от этих слов оста­ет­ся ощущение покоя и света.

В фи­ло­соф­ской лирике Афанасий Фет ставит веч­ные проблемы бытия: смысл че­ло­ве­че­ской жизни, смерть и вечность, добро и зло, прав­да и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, при­ро­да — выс­шие философские цен­но­сти для поэта. В сти­хо­тво­ре­нии «Элегия» — от­ра­же­ние того, что в жизни че­ло­ве­ка есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же глав­ным становится то, что со­став­ля­ет высший смысл существования, — чув­ство прекрасного, ра­дость творчества, спо­соб­ность «мыслить и страдать», вера в чуд­ные мгновения любви. Ли­ри­че­ский герой при­ни­ма­ет жизнь, не­смот­ря на все её испытания.

Очей тех нет — и мне не страш­ны гробы,

Завидно мне без­мол­вие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, ско­рей в твое небытие!

«Что толку жить!» — в отчаянии восклицает М. Лермонтов. Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки:

Конец! Как звучно это слово,

Как много — мало мыслей в нем...

Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету.

 

6.
Пояснение.

Поэзия Тют­че­ва – это от­ра­же­ние его внут­рен­ней жизни, его мысли и чувства. Кра­со­та русской при­ро­ды с юных лет вошла в серд­це поэта. Еди­не­ние человека с при­ро­дой приносит счастье, ду­хов­ное слияние с раз­ру­ши­тель­ным хаосом – трагично. В сти­хо­тво­ре­нии Тютчева «Коршун» герой про­ти­во­по­став­ля­ет себя коршуну. «Птице даны два крыла, чтобы летать, по­че­му же че­ло­век не может взлететь, по­че­му он «прирос к земле», в чем смысл такой жизни, – раз­мыш­ля­ет лирический герой, - хо­ро­шо было бы, как коршун, полететь.»

Образы при­ро­ды в ли­ри­ке Лермонтова также могут пе­ре­да­вать разлад между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и миром внешним. Мотив оди­но­че­ства героя — уни­вер­саль­ный мотив в лер­мон­тов­ском творчестве — подчеркива-ется в об­ра­зах его стихотворений: ду­бо­вый листок, ото­рвав­ший­ся «от ветки родимой», ста­но­вит­ся символом бес­цель­но­го и бес­при­ют­но­го скитальчества оди­но­ко­го лермонтовского героя; сосна толь­ко в гре­зах может уви­деть «прекрасную пальму», до­тя­нув­шись взглядом до «пустыни далекой» и т.д. В этом могут быть со­по­ста­ви­мы произведения двух поэтов.

 

 

7.
Пояснение.

Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лер-монтова «Крест на скале» объединяет не только художественное простран-ство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить. Лирический герой Лермонтова, так же, как и герой Пушкина стре-мится оторваться от земли, но он ищет не покоя, им владеет бунтарское же-лание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия:

И после я сбросил бы цепь бытия

И с бурею братом назвался бы я!

В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.

 

 

8.
Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера ...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

 

 

9.
Пояснение.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» тоже оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). У Есенина, как и у Лермонтова, конечность человеческого бытия звучит пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Подходы Лермонтова к раскрытию темы Родины можно проследить и в творчестве Блока. Родина таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Оба автора не только поэтизирует свою Родину, но видят в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.

Тема героя-бунтаря, раскрытая Лермонтовым в стихотворении «Парус», продолжена в творчестве Пастернака. В стихотворении «Гамлет» лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Так и лермонтовский парус рвётся, ищет, рискует быть изорванным ветром, но всё равно стремится вперёд, хотя и не видит, к чему плыть, что ждёт впереди.

10.
Пояснение.

Поэт у Не­кра­со­ва на­хо­дит­ся под игом обыденного, он спус­ка­ет­ся с небес на землю, за­хо­дит в подвалы, а по­то­му он во все­услы­ша­ние от­ре­ка­ет­ся от по­э­ти­че­ских ат­ри­бу­тов и от­ка­зы­ва­ет­ся вос­пе­вать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой».

Н. А. Не­кра­сов в сти­хо­тво­ре­нии «Блажен не­зло­би­вый поэт...» про­ти­во­по­став­ля­ет два типа поэта ли­те­ра­ту­ры того времени. С одной стороны, — не­зло­би­вый поэт, при­ме­ром ко­то­ро­го для Ни­ко­лая Не­кра­со­ва был Ва­си­лий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, об­ли­чи­тель толпы, во­ору­жен сатирой, вме­сто одоб­ре­нья его ждут хулы и гоненья:

Питая не­на­ви­стью грудь,

Уста во­ору­жив сатирой,

Про­хо­дит он тер­ни­стый путь

С своей ка­ра­ю­щею лирой

Через по­э­зию Не­кра­со­ва про­хо­дит образ оратора, трибуна. Его по­э­ти­че­ское «я» — это не со­би­ра­тель­ный образ поэта, это имен­но сам Н. А. Некрасов. Поэт часто оди­нок и на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном кон­флик­те с толпой, ко­то­рая не по­ни­ма­ет и не при­ни­ма­ет его стихов, вы­сме­и­ва­ет поэта. Путь человека, ре­шив­ше­го слу­жить народу, тяжел — он может остать­ся для своих чи­та­те­лей безвестным, его кля­нет толпа, не жа­лу­ют современники, да, этот путь во­ис­ти­ну тернист:

...свой венец тер­но­вый приняла,

Не дрогнув, обес­слав­лен­ная Муза

И под кну­том без звука умерла.

Истинный поэт очень часто не понят обществом, ко­то­ром он хочет по­да­рить свои вдохновение, мысли, стихи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.