|
|||||||||||||||||||||||||||
ОТВЕТЫ. Пояснение.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чём их произведения созвучны пушкинскому стихотворению «Поэту»?
(А. С. Пушкин, 1830) 2. Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?
(Ф. И. Тютчев, 1828—1854) 3. Какие произведения русской лирики созвучны приведённому стихотворению А. С. Пушкина и почему?
(А. С. Пушкин, 1820) 4. В каких произведениях русских поэтов звучит тема, близкая стихотворению Лермонтова «Нищий»? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.
(М. Ю. Лермонтов, 1830) 5. В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чём эти произведения созвучны стихотворению С. А. Есенина?
(С. А. Есенин, 1921)
6. В каких произведениях русских поэтов раскрываются взаимоотношения человека и природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ф.И. Тютчева?
(Ф. И. Тютчев, 1836)
7. В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?
(А. С. Пушкин, 1829)
8. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
(Ф. И. Тютчев, 1857) 9. Каковы основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?
(М. Ю. Лермонтов, 1831) 10. В каких произведениях русских поэтов звучит тема художника и эпохи? В чём эти произведения можно сопоставить с «Разговором книгопродавца с поэтом»?
(А. С. Пушкин, 1824) 11. В каких стихотворениях русских поэтов создан образ весны и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В. А. Жуковского?
12. В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н. А. Некрасова?
13. В каких произведениях русской классики звучит обращение к историческому прошлому нашей Родины и как эти произведения можно соотнести со стихотворением Ю. Кузнецова «Знамя с Куликова»?
14. В каких произведениях русских поэтов звучит тема дружбы? Что общего и чем отличаются эти произведения от стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву»?
(А. С. Пушкин, 1818)
15. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
(М. И. Цветаева, 1932)
16. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?
(С. А. Есенин, 1924)
17. В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?
(М. Л. Цветаева, 1920)
18. Кто из русских поэтов близок Б. Л. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопоставлений.)
(Б. Л. Пастернак, 1946) 19. Как в стихотворении С. Есенина раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
(С. А. Есенин, 1915)
20. В каких произведениях русских писателей звучит антивоенная тема, и в чём эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского?
(В. В. Маяковский 1917)
21. В каких произведениях русской литературы создаётся образ матери и в чём эти произведения близки стихотворению А. Т. Твардовского?
(А. Т. Твардовский, 1965)
22. В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
(А. Л. Блок, 1912)
23. В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема ответственности человека перед собой и временем и в чём эти произведения созвучны стихотворению Р. И. Рождественского?
(Р. И. Рождественский, 1973)
24. С какими произведениями русских поэтов созвучно стихотворение М. И. Цветаевой?
(М. И. Цветаева, 1918)
25. В каких стихотворениях русских поэтов создан образ родного дома и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. Т. Прасолова?
Примерные ответы и наводки на ответы вы можете найти ниже.
ОТВЕТЫ
1. Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. А. С. Пушкин посвятил этой теме стихотворения: «Поэту», «Пророк» и др. Тема поднимается в творчестве Некрасова, Державина, Лермонтова. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества: поэт один, в мире нет надежды. В стихотворении Пушкина поэт также противопоставлен толпе. И Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта — быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.
2. В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. На фоне природы прорисовываются человеческие чувства. Неудивительно, что предшественниками Ф.И. Тютчева можно назвать самых популярных поэтов первой половины XIX века: пейзажная лирика встречается у М.Ю. Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива…», где автор олицетворяет природу и говорит о том, какой прилив сил она может дать), а любовная наиболее ярко выражена у А.С. Пушкина («Я вас любил, любовь еще, быть может...», посвященный одной из своих возлюбленных). Существенна связь стиля Тютчева с поэтикой Жуковского. Их родственность в значительной степени определялась принадлежностью двух поэтов к одному художественному направлению — романтизму. От Жуковского Тютчеву достались яркая и высокая эмоциональность, углубленная сосредоточенность, художественная субъективность видения и всегдашняя устремленность к раскрытию «души человеческой». Особое место в творческом мире Тютчева заняло творчество А.С. Пушкина. Несмотря на свои собственные поэтические предпочтения и пристрастия, Тютчев рано осознал доминирующую роль Пушкина в отечественной поэзии. В глазах современников Тютчев воспринимался как поэт, творивший в одном русле с Пушкиным и испытавший его воздействие. Тютчевское стихотворение «Когда в кругу убийственных забот» (1849) воскрешает в памяти пушкинское шестистишие «Я возмужал среди печальных бурь» (1834). Авторы испытывают счастье минутной отрады, временного успокоения. Оба они сопоставляют это утешение с родственными явлениями в природе. И также оба предчувствуют временность душевного и природного обновления. Но Тютчев значительно меньше верит в возможность душевного блаженства и окрашивает горьким скепсисом свои строки. Уникальное художественное творчество поэта Тютчева восприняло замечательные традиции русской классики.
3. Философские размышления о быстротечности жизни зучат в стихотворениях С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая», стихах И. Бунина: «Ночь», «Сириус». Так, в стихотворении Бунина «Ночь» есть строки, созвучные пушкинским: Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли.
4. Тема лицемерия и бессердечности людей звучит в «Размышлениях у парадного подъезда» Н. А. Некрасова. Только в отличие от стихотворения Лермонтова тема эта рассматривается под углом политическим: социальное неравенство, заложенное государственным строем России, позволяет процветать жестокости и равнодушию «владельцев роскошных палат» по отношению к крестьянам. Как и лермонтовский нищий, ждущий подаяния у святой обители, мужики Некрасова пришли к парадному подъезду с прошением. И ждала их та же участь: никто ради них вельможу тревожить не стал. Словно камень в руках нищего, лишивший его надежды, захлопнулась перед «деревенскими русскими людьми» дверь парадного подъезда. Так, в поэзии разных эпох звучит «вечная» тема зла, бессердечия, царящих в мире, крушения надежд и разочарования в людях, которые как самые разумные существа на Земле должны быть иными: милосердными и отзывчивыми.
5. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» — монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит — об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями — и это прекрасно. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с клёнов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть, — говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света. В философской лирике Афанасий Фет ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость. Свобода, любовь, дружба, искусство, природа — высшие философские ценности для поэта. В стихотворении «Элегия» — отражение того, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, — чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания. Очей тех нет — и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие! «Что толку жить!» — в отчаянии восклицает М. Лермонтов. Поэт осознает трагическую и неотвратимую быстротечность земной жизни. Человек живет в поисках счастья и умирает, так и не найдя его. «Все веселее умереть», — говорит его лирический герой. Но Лермонтов не верит и в «веселье» после смерти. Поэтому в его лирике все чаще появляются скептические и иронические строки: Конец! Как звучно это слово, Как много — мало мыслей в нем... Поэт искал смысл жизни, искал свое место в ней. И все время приходил к сознанию одной истины: жизнь — это постоянная борьба, постоянное противоборство двух начал, стремление к добру и свету.
6. Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. В стихотворении Тютчева «Коршун» герой противопоставляет себя коршуну. «Птице даны два крыла, чтобы летать, почему же человек не может взлететь, почему он «прирос к земле», в чем смысл такой жизни, – размышляет лирический герой, - хорошо было бы, как коршун, полететь.» Образы природы в лирике Лермонтова также могут передавать разлад между внутренним миром человека и миром внешним. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркива-ется в образах его стихотворений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой» и т.д. В этом могут быть сопоставимы произведения двух поэтов.
7. Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лер-монтова «Крест на скале» объединяет не только художественное простран-ство и время (Кавказ, взгляд героя с земли вверх), но и то, что увиденное заставляет человека задуматься о своей жизни, попытаться что-либо в ней изменить. Лирический герой Лермонтова, так же, как и герой Пушкина стре-мится оторваться от земли, но он ищет не покоя, им владеет бунтарское же-лание почувствовать родство со стихией, сбросить цепь бытия: И после я сбросил бы цепь бытия И с бурею братом назвался бы я! В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями: Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.
8. Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит, как бы хрустальный, И лучезарны вечера ... Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой. В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании — радости, счастье, любви: Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало… …Что душа всё так же счастью И тебе служить готова… Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним: Сам себе казался я таким же клёном… Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.
9. Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка... Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» тоже оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). У Есенина, как и у Лермонтова, конечность человеческого бытия звучит пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу. Подходы Лермонтова к раскрытию темы Родины можно проследить и в творчестве Блока. Родина таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Оба автора не только поэтизирует свою Родину, но видят в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью. Тема героя-бунтаря, раскрытая Лермонтовым в стихотворении «Парус», продолжена в творчестве Пастернака. В стихотворении «Гамлет» лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Так и лермонтовский парус рвётся, ищет, рискует быть изорванным ветром, но всё равно стремится вперёд, хотя и не видит, к чему плыть, что ждёт впереди. 10. Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой». Н. А. Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...» противопоставляет два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, — незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое «я» — это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел — он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист: ...свой венец терновый приняла, Не дрогнув, обесславленная Муза И под кнутом без звука умерла. Истинный поэт очень часто не понят обществом, котором он хочет подарить свои вдохновение, мысли, стихи.
|
|||||||||||||||||||||||||||
|