Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





L = - HHI / еD.



 

Тема 6: Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках

Задание 3. Используя данные таблицы 1, рассчитать индекс Герфиндаля-Гиршмана и индекс концентрации продаж. Сделать выводы об уровне концентрации на отечественном рынке алюминия в 1995 году.

Таблица 1 - Показатели концентрации на российском рынке алюминия с учетом и без учета толлинга (1995 г)

Предприятие (алюминиевый завод)   Объем производства, тыс. т Толлинговая квота, тыс. т Объем продаж на внутреннем рынке, тыс. т Доля отечественного производства, коэф. Доля продаж на внутреннем рынке, коэф.
Братский ? ? ?
Красноярский ? ? ?
Саянский ? ? ?
Новокузнецкий ? ? ?
Иркутский ? ? ?
Волгоградский ? ? ?
Надвоицкий ? ? ?
Кандалакшский ? ? ?
Волховский ? ? ?
Уральский ? ? ?
Богословский ? ? ?
Всего ? ? ? ? ?
Индекс Герфиндаля-Гиршмана - - - ? ?

 

Задание 2. На рынке действует 8 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млрд.руб.):

Фирма 1  2   3   4    5   6 7  8   

Объем

продаж 100 90 80 130 70 60 110 50

 

Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана. Определите рыночную структуру отрасли.

 

Задание 3. Известно, что распределение рыночных долей в отрасли выглядит следующим образом:

 

№ фирмы Доля в общем объеме продаж
0,4
0,3
0,2
0,1

 

1) Определите показатель дисперсии рыночных долей.

2) Определите индекс Герфиндаля-Гиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации в отрасли.

3) Определите среднеотраслевой индекс Лернера, если известно, что ценообразование несогласованное, а при снижении цены на 4% общий объем продаж вырос на 12%.


Методические материалы
к теме 6 «Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках»

 

ТОЛЛИНГ - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья передает его предприятию-переработчику и получает в виде результата готовую продукцию и возмещает предприятию переработчику сумму понесенных им издержек по переработке и согласованный процент доходности.

 

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ

СРЕДЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
(ПРИКАЗ ФАС от 25 апреля 2006 г. N 108)

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

40. Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

   

а) коэффициент рыночной концентрации (CRn) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n)крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                n

CRn = SUM Di ,

            i=1 

где:

Di - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

 

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

             N  

HHI = SUM Di2 ,

            i=1 

где:

D i - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

   

41. При количестве действующих  на рынке хозяйствующих субъектов менее 15 для оценки состояния конкурентной среды используются коэффициент рыночной концентрации, рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (CR3), и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана          

(HHI). В случае, если количество действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет 15 и более, может использоваться только коэффициент рыночной концентрации CR .

                                                     3

42. В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

  - высокий - при 70% <= CR 3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <= CR 3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;                      

- низкий - при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Если коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана указывают на различные уровни концентрации товарного рынка, то окончательное решение о типе рынка принимается с учетом характеризующих рассматриваемый рынок признаков, перечисленных в пунктах 50 - 52 настоящего Порядка.

 

Индекс Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:

где eD – эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.

 

Значение индекса Лернера можно прямо связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для лигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно (см. курс «Микроэкономика»).

 

В этом случае для отдельной фирмы индекс Лернера будет вычисляться по формуле:

 

Li = - ki / eD,

где ki – рыночная доля фирмы;

 

eD – показатель эластичности рыночного спроса.

 

Тогда средний для отрасли индекс (когда весами служат доли фирм на рынке):

 

L = - HHI / еD.

 

Существует также зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:

 

для фирмы – Li = - b / eD - (1- b) ki / еD;

 

для отрасли – L = - b / eD-(l - b) HHI / еD,

 

 где b – показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения.

 

 Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли ее на рынке, а для отрасли – от уровня концентрации продавцов.

Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

 где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand - спрос и Price - цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.

В зависимости от этих показателей различают:

Существует еще ряд показателей, которые также используются для оценки уровня концентрации в отрасли. К ним можно отнести дисперсию рыночных долей. Данный показатель свидетельствует о неравномерности распределения долей фирм в отрасли, т.е. характеризует неравенство их размеров. Дисперсия рыночных долей измеряется в абсолютных показателях, и чем выше ее значение, тем больше неравномерность в распределении долей фирм и, следовательно, выше уровень концентрации на рынке:

где S/ — рыночная доля i-й фирмы;

S — средняя доля фирмы на рынке;

п — число фирм в отрасли.

Коэффициент вариации размеров фирм равен




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.