| Название ошибки
| Неправильно
| Правильно
|
1.
| Инверсия (неправильный порядок слов)
| Тишину нарушали временами сорвавшиеся с сосен комья снега.
| Временами тишину нарушали сорвавшиеся с сосен комья снега.
|
2.
| Парцелляция (неправильное членение предложения)
| Он любил гулять в парке. Потому что там чистый воздух.
| Он любил гулять в парке, потому что там чистый воздух.
|
3.
| Нарушение управления в словосочетании
| гордиться за сына
Он указал о том, что надо соблюдать тишину.
| гордиться сыном
Он указал на то, что надо соблюдать тишину.
|
4.
| Ошибки при однородных членах предложения
|
а)
| Нарушение управления при однородных членах предложения
| Раскольников придумал и восхищался своей теорией.
| Раскольников придумал теорию и восхищался ею.
|
б)
| Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
| Герой был (прош.вр.) храбрым и живёт (наст.вр.) по законам совести.
Ударил (сов.в.) гром, и люди на берегу кричали (несов.в.).
| Герой был храбрым и жил по законам совести.
Ударил гром, и люди на берегу закричали.
|
в)
| Нарушение порядка слов при использовании двойного союза
| Настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателя.
| Настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателя.
|
г)
| Нарушение в составе двойного союза
| Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, а также на посещение ими уроков.
| Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на посещение ими уроков.
|
д)
| Нарушение в употреблении однородных членов и обобщающего слова
| Жизнь крестьян изображена в произведениях классиков: Гоголь, Толстой, Тургенев.
| Жизнь крестьян изображена в произведениях классиков: Гоголя, Толстого, Тургенева.
|
е)
| Пропуск предлога при однородных членах
| Люди были на улицах, площадях, скверах.
| Люди были на улицах, площадях, в скверах.
|
ж)
| Смешение родо-видовых понятий
| В пакете лежали апельсины, бананы, фрукты.
| В пакете лежали апельсины, бананы и другие фрукты.
|
з)
| Однородные члены должны быть выражены одинаковыми частями речи
| Книги интересные и помогают в учебе.
| Книги были интересные и помогали в учебе.
|
и)
| Нарушение в употреблении в качестве однородных причастного оборота и придаточного определительного
| Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
| Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем.
Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем.
|
к)
| Употребление в качестве однородных причастного и деепричастного оборотов
| Отец, вздохнув и очевидно смутившийся, прервал свою речь.
| Отец, вздохнув и очевидно смутившись, прервал свою речь.
|
5.
| Нарушение в построении предложений с деепричастным оборотом
| Заходя в комнату, у нас тревожно билось сердце.
| Заходя в комнату, мы сильно волновались.
|
6.
| Нарушение в употреблении предложно-падежной формы существительного, местоимения
| Гордиться за сына
Благодаря хорошей погоды
Вопреки обстоятельств
По приезду в город
По прибытию в город
| Гордиться сыном
Благодаря хорошей погоде
Вопреки обстоятельствам
По приезде в город
По прибытии в город
|
7.
| Нарушение в построении предложений с несогласованным приложением
|
а)
|
| В картине «Спящем петушке» художник изобразил природу.
| В картине «Спящий петушок» художник изобразил природу.
В «Спящем петушке» художник изобразил природу.
|
б)
|
| От города Сочей до моря совсем близко.
| От города Сочи до моря совсем близко.
|
8.
| Нарушения в построении предложений с причастным оборотом
|
а)
| Нарушение в согласовании причастного оборота с определяемым словом
| Журналист беседовал с футболистами, участвовавших в чемпионате.
| Журналист беседовал с футболистами, участвовавшими в чемпионате.
|
б)
| Нарушение порядка слов в причастном обороте
| Приехавшие делегаты на конференцию зарегистрировались.
| Приехавшие на конференцию делегаты зарегистрировались.
|
9.
| Нарушение в построении предложений с косвенной речью
| Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».
| Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему».
|
10.
| Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
|
а)
| Нарушение в согласовании подлежащего и сказуемого
| Все, кто интересуется театром, знает имя Бахрушина.
| Все, кто интересуется театром, знают имя Бахрушина.
|
б)
| многосоюзие
| Он писал, что насколько важен для него театр.
| Он писал, что для него важен театр.
|
в)
| Нарушение в присоединении придаточного, создающее неоднозначность восприятия смысла
| В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Городничий.
| В письме говорилось, что Городничий управляет городом, в который едет ревизор.
|
11.
| Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого
|
а)
| Дублирование подлежащего
| Актриса, она прошла сложный путь.
| Актриса прошла сложный путь.
|
б)
| Нарушение рода сложносокращенного слова
| ООН объявил о принятии решения по Сирии.
| ООН объявила о принятии решения по Сирии.
|
в)
| Нарушение в согласовании главного слова в сложном существительном со сказуемым
| Кресло-качалка отремонтирована.
| Кресло-качалка отремонтировано.
|