Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Управление дыханием!



 

Проблема безопасности России и ее граждан давно приобрела ключевое, решающее значение. Сегодня общепризнанным является положение, что безопасность выступает необходимым условием стабильности и развития любой системы. Данное положение применяется при оценке перспектив развития общества, государства, экономики, функционировании сложных технических объектов и систем. Использование таких категорий как устойчивость, стабильность, живучесть, сопротивляемость всегда имеет отношение к проблеме обеспечения безопасности технической или социальной системы, оценке ее эффективности и жизнеспособности.

 

Безопасность-состояние защищенности (человека и среды), а также способность отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Политики утверждают, экономика может развиваться только в условиях безопасности. Человек может развиваться только в сфере с определенными параметрами, один из самых существенных - безопасность.

 

Безопасность - это свойство системы, включающей в себя
потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается
стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею
следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов.

 

Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях. Стабильность-совокупность устойчивых качеств к длительно действующим факторам. Живучесть-способность системы сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

 

Концепция национальной безопасности включает следующие составляющие:

 

1. Политическая безопасность (политическая безопасность личности,
глобальная политическая безопасность, региональная политическая
безопасность, общественная безопасность, дипломатическая
безопасность, информационная безопасность, полиэтническая
безопасность).
2. Военная безопасность (космическая безопасность, радиационная
безопасность, военно-промышленная безопасность, безопасность
границ, морская безопасность, ядерно-химическая безопасность,
бактериологическая.безопасность);
3. Экономическая безопасность (финансовая безопасность,
технологическая безопасность, демографическая безопасность,
экологическая безопасность, энергетическая безопасность,
транспортная безопасность, техногенная безопасность,
внешнеэкономическая.безопасность);
4. Социальная безопасность (медицинская безопасность, генетическая
безопасность, психологическая безопасность, потребительская
безопасность, образовательная безопасность, пенсионная
безопасность).
5. Культурная безопасность (цивилизационно-наследственная
безопасность, интеллектуальная безопасность, безопасность.
искусства и массовой культуры, безопасность печати и СМИ, конфессиональная безопасность).

Психологическая безопасность является одной из составляющих
национальной безопасности и включена в категорию социальной
безопасности. В контексте представлений об угрозах безопасности личности
и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных
отношений достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных ситуаций.


С точки зрения человеческого фактора психологическая безопасность рассматривается:


-  как психологические вопросы безопасности, на которых основана
профилактика несчастных случаев на производстве;
- как профессионализм человека, безопасность в деловой коммуникации и учет психологической сущности угроз;

- как повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения.
Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами обеспечения.

 

Что касательно образовательных учреждений. Они, представляя собой социальный институт, образуют систему обеспечения психологической безопасности. Концепция психологической безопасности образовательной среды –
это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе
педагогического взаимодействия.

 

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы:

 

1. Образование есть отрасль «человекопроизводства». Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» –личность, способную к самоактуализации, – должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле
можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные
институты (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком,то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку«чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала.

2. Образовательная среда является частью образовательного
пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной
идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их
безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные
образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием , придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая
безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности.
В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий
сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

 

3. Для психологической безопасности образовательной среды
существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы ,в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т.е. .возникает препятствие на пути «самоактуализации». Основной источник психологической травмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия.
В организационном аспекте угрозу здоровью участников
образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной.
Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет
способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе – способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни.
Психологически безопасными можно считать такие межличностные
отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности, убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

 

4. Психологическую безопасность образовательной среды необходимо обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее
участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании. Понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в теорию и практику психологической работы в системе образования.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание
условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора человека.
Образовательная среда чаще всего понимается как система условий
формирования личности и возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Причем в контексте
воздействия службы сопровождения на образовательную среду главным предметом внимания становится ее социально-психологическая составляющая. В отечественной психологии связь человек социальной средой соотносится с проблемой становления личности.

 

Качественно-количественная характеристика связи личности с
социальной средой, динамический результат ее социализации достигаются за счет включения во все возможные каналы коммуникации, т.е. общения в его
основных видах: непосредственного и опосредованного. Таким образом, функции общения при их реализации выступают как достаточные основания для психологического объяснения взаимодействия человека и социальной среды.

 

Общение в психологии понимается как явление и как процесс.
Существенным свойством общения является то, что это есть социальная потребность, которая в ситуации неудовлетворения проявляется как жизненно необходимая. В силу этого она может рассматриваться как пограничная между физиологическими и социальными потребностями человека. Еще одним существенным свойством общения является то, что оно
само по себе есть деятельность, своеобразный процесс, порождающий потребность в совместной деятельности. Наконец, существенной особенностью общения является то, что оно служит фоном любой другой деятельности.
Все эти параметры общения порождают психологическую
составляющую образовательной среды школы, а качество их реализации будет либо способствовать позитивному развитию личности ,либо порождать деформации, отклонения или препятствия на пути реализации личностного
потенциала.

 

Анализируя характеристики образовательной среды школы, часто
упоминают категорию «безопасность». Одной из существенных
психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении. Длительное ограничение возможностей самореализации ученика приводит к специфическому изменению его личности, побуждающему его выработать комплекс установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживаний разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности.

 

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное
здоровье) — согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

 

Критерии психического здоровья:
• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности
своего физического и психического «Я».
• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных
ситуациях.
• критичность к себе и своей собственной психической продукции
(деятельности) и ее результатам.
• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте
средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
• способность самоуправления поведением в соответствии с
социальными нормами, правилами, законами.
• способность планировать собственную жизнедеятельность и
реализовывать эти планы.
• способность изменять способ поведения в зависимости от смены
жизненных ситуаций и обстоятельств.

 

Психическая саморегуляция представляет собой управление человека своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается при помощи воздействия человека на самого себя посредством силы слов , мысленных образов (визуализации) и управления дыханием и тонусом мышц (релаксации). Применяются же методы «саморегуляции» абсолютно в любых ситуациях и всегда производят должный эффект. Так, среди эффектов психической саморегуляции можно выделить три основных:

Активация, связанная с повышением психофизиологической активности
Восстановление, связанное с ослаблением проявлений утомления
Успокоение, связанное с устранением эмоциональной напряжённости
Вообще, имеются, конечно же, и естественные способы психической саморегуляци:

Музыка
Танцы
Движение
Массаж
Прогулки
Еда

Сон

 

Именно своевременную психическую саморегуляцию можно воспринимать как психогигиеническое средство, способное предупредить накопление перенапряжения, восстановить силы, нормализовать психо-эмоциональное состояние и мобилизовать ресурсы организма. По этой причине, самыми доступными способами естественной саморегуляции являются:

Выражение комплиментов, вдыхание свежего воздуха, концентрация внимания на мелочах, созерцание пейзажей и панорам,
мышечное расслабление, потягивание и другие подобные движения, юмор, улыбка.

 

Способы самовоздействия можно разделить на:

словесные

двигательные

дыхательные

 

!Способы саморегуляции, связанные со словесным воздействием!

Воздействие словом отличается тем, что активизирует сознательные механизмы самовнушения. В результате этого начинается прямое воздействие на психофизиологические функции, выполняемые организмом. Как правило, словесные самовнушения формулируются посредством кратких и простых утверждений, в которых не используется частица «не».

Самоприказы – это короткие и отрывистые распоряжения, которые человек даёт самому себе. Применять самоприказы человек должен тогда, когда убеждён в том, что необходимо вести себя конкретным образом.
Важно сдерживать эмоции и соблюдать этику общения.


Самопрограммирование:
В некоторых жизненных ситуациях человеку необходимо «посмотреть назад», т.е. освежить в памяти прошлые успехи в таких же ситуациях.
Настраивать себя на успех.

 

Самоодобрение:
Довольно часто люди не могут получить положительной оценки себя и своих действий со стороны, что очень болезненно переносится в ситуациях с нервно-психическими нагрузками. Дефицит положительной оценки может стать причиной раздражительности, нервозности и даже агрессивности. По этой причине человек должен поощрять себя сам.

!Способы саморегуляции, связанные с движением!

Психические нагрузки инициируют напряжение мышц – мышечные зажимы. Однако умение расслаблять мышцы способно снимать нервно-психическую напряжённость и в кратчайшие сроки восстанавливать запасы сил.

В большинстве случаев расслабить все мышцы в одночасье человеку не удаётся, поэтому рекомендуется сосредотачивать внимание на самых напряжённых участках.


!Управление дыханием!

 

Оно является очень эффективным средством воздействия на мышечный тонус и эмоциональные мозговые центры. Если дышать медленно и глубоко (брюшное дыхание), понижается возбудимость нервных центров, возникает состояние релаксации. Если же дышать исключительно грудью, то обеспечивается наивысшая степень активности организма и поддерживается напряженность.

Нужно сесть, принять удобное положение тела и сосредоточиться на дыхании.
Считая до четырёх, следует сделать глубокий и медленный вдох
Затем нужно задержать дыхание и также досчитать до четырёх
После этого требуется, считая уже до шести, сделать плавный выдох
Далее нужно снова задержать дыхание, считая до четырёх
Уже после пяти минут выполнения этого дыхательного упражнения вы заметите, что ваше состояние стало более уравновешенным и спокойным.

 

 

ТЕМА №5.

«ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ».

Подготовили студентки факультета ТиП-ИСП. и АНГЛ. языки.

Абдурафиева Мария и Тимофеева Сабина.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.