|
|||
Психологические черты и особенности творческой личностиПсихологические черты и особенности творческой личности Психологическая литература содержит две основные точки зрения на творческую личность. В соответствии с одной из них креативность или творческая способность в определенной мере присуща для каждого человека, являясь такой же неотъемлемой чертой, как способность говорить, думать и чувствовать. Реализация творческого потенциала, вне зависимости от его масштаба, делает человека психически нормальным. Лишение такой возможности может вызвать у него невротические состояния. В соответствии со второй точкой зрения, не всякого человека можно считать творцом (творческой личностью). Такая позиция относится к другому пониманию природы творчества, когда кроме незапрограммированного процесса создания во внимание принимается ценность нового общезначимого результата.
Важная черта творческого человека представлена сильной и устойчивой потребностью в творчестве. Он не способен жить без творчества и видит в нем главную цель и основной жизненный смысл. Понятие «творчество» способно указывать на деятельность личности и на сформированные ею ценности, которые из фактов судьбы могут стать фактами культуры. Учеными выделяются следующие основные особенности творческой личности: · Склонность рисковать, смелость мыслить иначе; · Наличие фантазии; · Проблемное видение; · Способность к нахождению противоречий; · Умение переноса знаний и опыта на новую ситуацию; · Независимость и гибкое мышление; · Альтернативность; · Способность управлять собой. Творческая активность, которая связана с изменением состояния сознания, истощением и психическим перенапряжением, способна вызвать нарушения психической регуляции и поведения. Креативность и творчество являются не только большим даром, но и большим наказанием. Почти все исследователи отметили большие различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Так, Сноу Р. Отмечал прагматизм ученых, а для литераторов он отметил склонность к эмоциональным формам самовыражения. Ученые и инженеры считаются более сдержанными, менее социально смелыми, более тактичными и менее чувствительными, чем деятели искусства. Ученые рассматривают несколько стадий творчества: · Сознательная работа в виде подготовки (особое деятельное состояние в качестве предпосылки интуитивного проблеска новой идеи); · Бессознательная работа в виде созревания (производится работа над проблемой, инкубация направляющей концепции); · Переход бессознательного в сознание как вдохновение (при бессознательной работе в область сознания приходит решение, первоначально в гипотетическом виде как принцип или замысел); · Сознательная работа как развитие идеи, включая ее окончательное оформление и проверку. С позиции психологии особую ценность представляет сам процесс творческой работы, исследование процесса подготовки к ней, определение форм, методов и средств развития. Творчество — это целеустремленный, упорный, напряженный труд, требующий мыслительную активность, интеллектуальные способности, волевые, эмоциональные черты и высокую работоспособность.
|
|||
|