Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями »



«Роль социального педагога в организации индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями »

 «Надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом»

Н.А.Назарбаев

 

С момента ратификации нашим государством Конвенции ООН (1994 г.) о правах ребенка, Республика Казахстан приняла на себя обязательства обеспечивать ребенку с нарушениями и проблемами здоровья и развития «эффективный доступ к услугам в области образования … таким образом, который привел бы к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка».

С этого времени наше государство стало вырабатывать стратегические цели, направленные на решение серьезных вопросов включения детей в общее образование, с точки зрения основной идеи инклюзивного образования, гласящей, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка.

20-летний путь внедрения инклюзивного образования в Казахстане определяет реформы в сфере образования в Республике Казахстан имеют гуманистическую направленность, где особое место занимает образование детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП). Во всем мире общепринятой тенденцией является инклюзивное образование, которое подразумевает совместное обучение и воспитание детей  с особыми образовательными потребностями  с детьми, не имеющими таких потребностей. Инклюзивное образование обеспечивает доступ всех категорий детей к качественному образованию, устранению препятствий связи с миром и интеграции в общество в целом.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и в стратегических планах по ее реализации четко обозначены механизмы включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, определены условия обеспечения для них доступной среды. Согласно данным документам, к 2020 году в 70% общеобразовательных школ должны быть созданы условия для инклюзивного образования и, соответственно, выдвинуто требование подготовки и переподготовки общеобразовательных педагогов.

 

Одним из специалистов содержательного уровня является социальный педагог.

Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации. Социальный педагог – специалист образовательной организации, также осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка обучающегося в школе, в том числе ребенка с особыми образовательными потребностями. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с особыми образовательными потребностями  в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.

Работа социального педагога предполагает: изучение воспитанника; определение форм и методов индивидуальной работы; организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка.

Цель социального педагога- помочь детям с особыми образовательными потребностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников

.

Роль социального педагога - это выполнение различной практической деятельности, когда субъектом выступает - личность, а объектом - общество. Социальный педагог, уделять удвоенное внимание и заботу о детях с особыми образовательными потребностями, чтобы они никогда не чувствовали себя неполноценными и одинокими.

Цель– обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей  с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.

Задачи:

· своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

· определение особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями;

· создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

· обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

· реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями и формирования здорового образа жизни;

· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Как специалист образовательной организации социальный педагог участвует в работе школьной ПМПк. Деятельность специалистов ПМПк образовательной организации позволяет разработать основные направления комплексной работы по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с особыми образовательными потребностями; определить содержание и систему взаимодействия в команде.

Социально-педагогическое направление деятельности консилиума способствует максимально эффективной социализации ребенка с особыми образовательными потребностями, повышению и развитию потенциальных возможностей в совместных видах деятельности со сверстниками и развитию взаимодействия с семьей.

Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению участников образовательного процесса – детей, педагогов, родителей, направленную на решение задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации обучающихся; информирование и просвещение семей и педагогического коллектива.

Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения осуществляется двумя путями:

- внутришкольный (взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями  в образовательном процессе);

- внешний (социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами).

Как один из специалистов образовательного процесса социальный педагог осуществляет: комплексный сбор данных о ребенке; совместное проведение диагностики; выработку совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов; консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.

Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:

- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;

- изучение прошлого семьи;

- определение целей и ожиданий семьи;

- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)

- обследование условий, где проживает семья;

- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;

- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;

 

Таким образом, на основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяет направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.

В работе социального педагога используется достаточное количество методов, но основными являются метод наблюдения, метод беседы, метод убеждения.

Метод наблюдения - наблюдение за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроках, со сверстниками, его внеурочной деятельностью.

Метод беседы – один из самых распространенных методов при работе с родителями и другими участниками образовательного процесса, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, дезадаптациии ребенка в школе, наметить пути их решения.

Метод убеждения помогает убедить родителей в необходимости тех или иных действий семьи в интересах детского развития. Используется данный метод для активизации родителей в общении с педагогами и специалистами образовательной организацией, для выработки критичного отношения к своим действиям и действиям окружающих.

На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Цель взаимодействия с родителями -профилактика возникновения (или эффективное решение) различного рода проблем у учащихся. Координатором сотрудничества с семьей во многих образовательных учреждениях является социальный педагог.

В работе применяются следующие формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями:

1. Индивидуальная работа с семьей в очном режиме:

- обследования жилищно-бытовых условий проживания;

- встреча с семьей, не только с матерью, но и с отцом, другими членами семьи;

- получение информации от родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;

- беседа о внешкольных занятиях ребенка;

- консультирование родителей по интересующим их вопросам;

- наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;

- рекомендации, касающиеся поведения, обучения,  решения проблем.

2. Индивидуальная работа с конкретной семьей в дистанционном режиме:

- информация и обмен комментариями;

- результаты проведенной реабилитационной работы представляются в отчетах;

- контакты по телефону;

3. Работа с группой родителей в очном режиме:

- встречи с родителями, обмен информацией;

- выступления на встрече родителей и ответы на их вопросы;

- организация семинаров для родителей, выступлений, бесед;

- организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

- привлечение родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий;

- интервьюирование родителей об их отношении, дальнейших ожиданиях оказываемой помощи.

4. Работа с группой родителей в дистанционном режиме:

- предоставление родителям информации о том, как, на каких условиях и в каких случаях обратиться к конкретным специалистам;

- подготовка письменных предложений по готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

- передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей.

Важно отметить, что социальный педагог в своей работе опирается на нормативно-правовую основу, регламентирующую права детей с особыми образовательными потребностями, на получение образовательных услуг составляют международные и государственные документы: Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Всемирная декларация об образовании для всех, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Саламанкская декларация, Дакарские рамки действий, Конституция Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», Закон Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и др.

· Все дети имеют право на специальную заботу и защиту. Вместе с тем, они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели целого комплекса прав и возможностей их самостоятельного осуществления.

· В решении любых вопросов, связанных с интересами детей, любыми учреждениями приоритет отдается этим интересам.

· Семья рассматривается как естественная среда для развития благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой с тем, чтобы она могла полностью реализовать свои обязанности в обществе.

· Должно проявляться особое внимание к детям с особыми образовательными потребностями.

Нам, педагогам выпала миссия  «сопровождать» детей с особыми образовательными потребностями, что дословно означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.