|
|||
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования «Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной» ДОКЛАД тема: «Роль социальной среды в формировании человека» по дисциплине: Философия для специальности: 34.02.01 «сестринское дело» Выполнила: студентка второго курса Проверил: Бунецкий Л. Л. г. Севастополь 2020 Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной личности. Но вместе с тем отмечает, что человека как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование же отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид". Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек", чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека. Различая людей как индивидов следует отметить: · во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат; · во-вторых, различия в том, насколько полно, типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью данного понятия подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы материального интереса и т.д.). Индивид характеризуется как доличностное существо, носитель предметно-традиционного действия и родового сознания, массовой культуры; человек, который не хочет и не может выделяться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей личной позиции, который предпочитает в любых условиях действовать как все. Речь не идет об истолковании индивида как изолированной и замкнутой монадыили как внеисторической, природной особи, для которой действительные общественные отношения суть лишь «внешние обстоятельства» жизни, лишь наличная «среда обитания». Во всякий момент, когда человек уже может осознать себя, он существует в качестве продукта социальных отношений. Общество не просто окружает индивида, но и живет «внутри него». Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достиг его народ, способ жизнедеятельности, все это накладывает печать на индивидуальное поведение, определяет первоначальные (чаще всего неосознаваемые) установки и влияет на осознанные мотивы поступков. Человеку приходится не просто «считаться» с условиями и возможностями существующего общества, он должен понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу представлялись самостоятельным приобретением. Наряду с понятием "индивид" используются понятия "личность" и «индивидуальность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же – итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Несводимость человека к его социально-групповому положению, относительная – но принципиально важная – независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах других ценностью и значимостью – все это фиксируется уже не с помощью понятия «индивида», а с помощью близких и взаимосвязанных понятий «индивидуальности» и «личности». Понятие индивидуальности связано с признанием своеобразия индивида и его существованием в единственном числе. Современная философская антропология, опираясь на идеи Фихте, Руссо, Канта и Кьеркегора, подчеркивает приоритет индивидуального над общим, различая человека-индивида и человека-индивидуальность. В истории философии намечается тенденция приоритета индивидуального в человеке над всеобщим. Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том, особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. При этом имеется в виду не просто внешний облик человека, а прежде всего комплекс его многообразных значимых качеств и способностей, сообщающих ему подлинную неповторимость. Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования – есть выражение индивидуальной развитости. Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Возрождения выработала это понятие (оно появилось значительно позже), а в том, что деятели Возрождения реально явили миру его содержание. Самобытность каждого из тогдашних мастеров была интегральным выражением его многосторонности. В итальянских, южнофранцузских и немецких городах XV столетия родилась культура, деятели которой ярко продемонстрировали, чем вообще может быть человек, какие универсальные задатки кроются в каждом из людей. Сообщество деятелей ренессансной культуры было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в будущем все человечество: бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей. Об идее способности человека индивидуализироваться Пико деллаМирандела на одном из философских диспутов в Риме высказался так: человек есть все, оттого, что он может быть всем - животным, растением, но также и сыном Божьим, человек как образ и подобие Бога; человек есть причина, свобода и действие, он есть результат собственных усилий, а стало быть индивидуальность. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Богатоодаренный человек обладает не просто набором, совокупностью способностей и талантов, но как правило, некая определенная черта довлеет над всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания. Это обстоятельство было акцентировано эстетической теорией в связи с проблемой художественного творчества. И.В.Гете и философы-романтики (Ф.Шлегель, Новалис, Ф.Шлейрмахер) приходили к выводу, что гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного призвания-дарования, или «гения», отличающего данного конкретного индивида. Наблюдения Гете и романтиков содержали, возможно, самое яркое описание индивидуальности, позволяющей раскрыть данное понятие. Но они же выявили, что понятие это еще далеко не исчерпывает всей человеческой активности. Они указывали (или по крайней мере намекали) на какую-то иную структуру этой активности, с помощью и под эгидой которой сама индивидуальность зреет, развертывается и гармонизируется. Речь идет о личностной структуре, определяющими характеристиками которой являются как раз преднамеренность, целенаправленность, проективность. Марксистская теория различает индивида и личность как особые типы социальности человека. Понятие "личность" как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием "индивид", противоположное ему по своим основным характеристикам. Личность – это человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля над своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию, которая представляет собой, основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте, готовность к действию, которая выступает, прежде всего, как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни. Между жизненной позицией и практикой лежит воля. Поэтому воспитание воли – одно из важнейших условий формирования личности. Личность – это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторический деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности – свобода. Однако личность может обрести только относительную свободу, поскольку находится в условиях природного и социального бытия, которые навязывают определенные рамки поведения. Личность обретает относительную свободу лишь тогда, когда познает условия своего бытия и овладеет ими. Роль социальной среды в формировании человека. Углубленное постижение сущности человека предполагает рассмотрение его не только как социального, но и как индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым; ребенок появляется на свет уже с даром уникальности, что связано, во-первых, с его наследственными особенностями, и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых человек взращивается. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт. Человек включает в себя общие черты, свойственные ему как представителю человеческого рода, а также особенные признаки - как представителя определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными, историческими традициями, формами культуры. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но человек есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности не разложим на составляющие; личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. Каждый индивид, поскольку он является носителем всех биологических, психологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и общественно-преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений. Ребенок появляется на свет со всем анатомофизиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. Но ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Исторически человек первоначально существует как стадное животное. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок – это просто биологическое существо. Но по мере развития, усвоения социального опыта, он постепенно превращается в человеческую личность. Человек как биосоциальное единство – это значит, что когда он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими системами, человек затем доформировывается в условиях социума, т.е. генетически они заложены именно как человеческие. Механизм наследственности, определяющей биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию и обществу, к истории человечества, к культуре.Социальное и биологическое, существующее в неразрывном единстве в человеке, в абстракции фиксируются лишь как крайние полюса в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень его существования (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой династической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. Психологическая наука дает богатый экспериментальный материал, свидетельствующий о том, что лишь в условиях нормального человеческого общества возможны существование и развитие нормальной человеческой психики и что, напротив, отсутствие общения, изоляция индивида ведет к нарушениям состояния его сознания, а также эмоционально-волевой сферы. Таким образом, идея человека предполагает другого человека или, точнее, других людей. Сущность человека не абстрактна, а конкретно-исторична, т.е. содержание ее, оставаясь в принципе социальным, изменяется в зависимости от конкретного содержания эпохи, социально-культурного и культурно-бытового контекста. Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивал наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а и субъект общественных отношений. Все внешние атрибуты нашей жизни, определяет та социальная среда, которая сформировала привычки и взгляды. Жизнь человека вне общества также невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, - и не только от его свободы, но и от самого его ничего не останется. Богатство и сложность социального содержания человека обусловлены многообразием его связей с общественным целым, степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития человека есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако человек не растворяется в окружающей его социальной среде. Он сохраняет значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в общественное целое.
|
|||
|