МБОУ «СОШ № 9». Занятие внеурочной деятельности « Мир математики». Сергеева Ольга Анатольевна,. Планируемые результаты.
МБОУ «СОШ № 9»
Занятие внеурочной деятельности « Мир математики»
игра – путешествие, 2 класс
Сергеева Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Тема: Из истории нумерации чисел.
Цель: знакомство детей с историей нумерологии
Планируемые результаты.
Обучающиеся научатся:
Предметные: работать с представленным математическим текстом, применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характер.
ПУУД: находить пути выхода из проблемной ситуации, созданной на занятии; выполнять действия по заданной схеме, использовать знаково-символические средства для решения задач, осуществлять анализ данных объектов с выделением существенных признаков.
КУУД: сотрудничать в созданной группе, планировать совместную деятельность на данном занятии.
РУУД: контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, определять последовательность действий.
ЛУУД: проявлять познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам, сотрудничеству.
Оборудование:раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, мультимедийная установка.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Планируемые результаты (уч-ся научатся)
| Орг. момент
(мотивация к деятельности)
| -Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг. Заметили что-нибудь необычное.
-Как вы думаете, почему занятие математическое, а атрибуты в виде рисунков, знаков?
-Как они связаны с математикой?
- Кто догадался, о чём сегодня пойдет разговор?
- Это не просто знаки, они познакомят нас с историей нумерации.
| Дети рассматривают развешанные по классу иллюстрации с изображением иероглифов, египетских пирамид и др.
Предположения детей. (Они имеют отношение к математике).
| - интерес к учебному материалу;
| Знакомство с задачами занятия, планирование работы
| -Так как занятие у нас сегодня необычное, то и гость у нас необычный и ему нужна ваша помощь! Вот послушайте.
Видео сообщение :
« Здравствуйте, ребята, Я мальчик по имени Кумху, древнего племени Майя. Помогите мне подготовиться к посвящению в мужественные индейцы. Я уже сдал экзамен по рыбной ловле, лазанию по отвесу каньона. Но самое трудное для меня - это выполнение математических заданий.»
- Что вы предлагаете сделать?
-А как?
-Откуда родом наш маленький друг?
-Что вы знаете об этом племени?
-Как мы можем добраться до племени Майя?
-Только машину времени вам надо собрать своими руками из частей.
-Какая интересная машина времени. Что это?
- А что изображено на карте? Что обозначают знаки на карте.
-Спланируем своё путешествие.
-На старт! Отправляемся!
|
Дети просматривают видеосообщение.
Помочь
Предположения детей.
Племя Майя
Высказывания детей.
На машине времени
Дети собирают фигуру из частей, чтобы появилось изображение карты.
Карта.
Сначала мы отправимся в племя индейцев Майя, потом в Древний Египет, потом в Индию и возвращаемся домой.
| - формулировать познавательной цели;
- выделять информацию;
- идентифицировать проблемный вопрос, поиск способов разрешения;
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
| Приобретение знаний в новой ситуации (решение проблемных заданий).
| - Найдите конверт такого же цвета, что и значок на карте племени Майя. Подойдите к столу учителя.
Итак, мы попали во времени Древнего племени Майя. Индейцы Майя – пожалуй, самое таинственное племя обеих Америк. Их вклад в мировую культуру достаточно велик. Многие вещи пришли к нам от древних индейцев. Все знают их великое изобретение точного календаря. А ещё они строили дороги с помощью катка. Архитектура, которая сохранилась до наших дней, они сумели выстроить монументальные храмы, города и пирамиды, им удалось даже создать что-то вроде 3D-изображения – каждый день весеннего равноденствия пирамида Эль-Кастильйо при закате отбрасывает тень, которая движется по городу, словно живая змея. Инд.Майя придумали жевательную резинку, каучуковый мяч, иероглифическую письменность.
Для записи цифр они использовали простые знаки.
- Откройте конверт. Прочитайте задание.
-Проверка.
- Как вы догадались?
-Молодцы! Справились с заданием! Едем дальше!
| Дети подходят к столу.
Открывают конверт, читают задание.
Продолжи ряд чисел до 10.
Используя знаки от 1 до 5 дети должны догадаться как записывались числа от 6 до 10, и записать их в пустые клетки.
Переставляем фишку по карте на точку Древний Египет.
| - формулировать проблему;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
– определять целей, способов взаимодействия.
- оценивать совместно с учителем результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи.
- работать с знаково-символическим текстом;
- формулировать вопросы;
- сотрудничать в поиске и сборе информации;
- владеть монологической и диалогической формами речи для высказывания своих мыслей по данному материалу;
-самостоятельно определять способы решения проблем творческого и поискового характера.
|
| Переход во времена Древнего Египта
-Одна из древнейших нумераций Египетская. Для записи чисел египтяне использовали картинки-иероглифы.
-Найди конверт с соответствующим цветом.
-Найдите соответствующее изображение пирамиды по её высоте.
- Проверка. ( Слайд с фотографиями пирамид)
Пирамида Хеопса - является седьмым чудом света и одной из крупнейших египетских пирамид. Она считается одной из самых загадочных. Вокруг нее витает много тайн и мифов. Она состоит более чем из двух миллионов огромных каменных блоков из гранита, известняка и базальта. Каждый из них весит около двух с половиной тонн. Всего их в пирамиде двести десять рядов.
Пирамида Хафры - вторая по величине египетская пирамида. Сам Хефрен (или Хафра) — сын Хеопса, так что и пирамиды их расположены рядом. Пирамида является его усыпальницей.
Пирамида Менкаура-принадлежит внуку Хеопса. Менкауру.
Она самая маленькая. Менкаур не мог себе позволить сооружение большой пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура все равно выглядит необыкновенно красиво.
- И с этим заданием справились! Отправляемся дальше!
|
Дети работают над задачей.
С помощью ключа дети переводят иероглифы и решают задачу:
«В Египте до наших дней сохранилось ׀׀׀ великие пирамиды: Хеопса, Хафры, Менкаура. Высота пирамиды Хеопса
℮ ∩∩∩∩׀׀׀׀׀׀׀ метров, пирамида Хафры на ∩׀ метров меньше, чем пирамида Хеопса, а Менкаура ниже Хафры
на ∩∩∩∩∩∩∩ метров. Какова высота пирамиды Хафры и высота пирамиды Менкаура?»
- Дети находят фотографии пирамид с указанием высоты, записанной с помощью иероглифов и сообщить название пирамиды.
Хеопса Хафра Менкаура
|
| Путешествие в Индию.
Научные достижения индийской математики
широки и многообразны.
Сначала индийские цифры имели вот такой вид:
Спустя какое-то время цифры стали претерпевать многообразные изменения и стали такими:
В V веке н.э. в Индию приехали Арабские торговцы, которые покупая индийские специи и драгоценные камни, позаимствовали и индийские цифры, приспособили к своему письму. Одна из легенд гласит, что начертание современных арабских цифр соответствует количеству углов.
-Проверим, действительно ли это так.
- Откроем конверт с заданием.
-Проверка.
-Мы успешно добрались до конца путешествия, выполнили все задания Маленького индейца.
- Почему наше путешествие заканчивается в Индии?
- Потому что именно Индия - настоящая Родина современных цифр.
-А как они попали к нам в Россию?
- Их привёз Петр I из Европы в XVII веке. С юных лет Пётр 1 проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни. Он первый русский царь, который совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении развернул масштабные реформы. Одной из реформ было утверждение арабских цифр, которыми мы пользуемся по сей день.
|
Ученики слушают сообщение учителя.
Дети на записи числа показывают углы, доказывая предположение.
Дети читают задание.
Переложи одну палочку так, чтобы равенство стало верным.
+ + ==
Предположения детей.
Предположения детей.
|
| Итог занятия.
Рефлесия
| - Думаю, что с нашей помощью Кумху станет доблестным индейцем.
-Вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня нового узнали? Чему научились?
Заканчивая сегодняшнюю работу, прошу оценить свою работу:
· было интересно, узнал много нового (5);
· знал эту информацию; не совсем всё получалось на занятии (4);
· было трудно и неинтересно (3).
Поставьте себе отметку, используя любую нумерацию.
Покажите свою оценку.
Учитель выяснять затруднения, возникавшие у учащихся, обсуждает результаты, делает выводы.
-Спасибо за работу.
|
Ответы детей.
Дети оценивают свою работу на занятии и записывают оценки, используя древнюю нумерации.
|
- выделять главное в занятии, осознать то, что усвоено;
- оценивать результат своих действий, своего эмоционального состояния на занятии, выявлять причины негативного отношения (если есть)
|
|