Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вера Андреевна Соловьёва, Санкт-Петербург



Вера Андреевна Соловьёва, Санкт-Петербург

Член Ассоциации искусствоведов и

 Многонационального союза писателей

РАДОСТЬ  ОТ ФОТОГРАФИЙ МАРИИ РУХЛОВОЙ

ИЗ ГОРОДА СЛАНЦЫ

Не трудно придумать зеленое

солнце. Трудно придумать мир, в

котором оно будет естественно.

Джон Рональд Толкин

 

В одном из молодёжных библиотечных центров Ленинградской области осенью 2020 года с успехом прошла выставка фотографий Марии Рухловой «Фантазии». Зрители восхищались чудесными пейзажами, оригинальными находками, макросъёмкой, необычными композициями, ярким колоритом и достаточно высоким техническим качеством представленных картин. Чем примечательна данная экспозиция? Автор фотографий – школьница, Маша Рухлова учится в 8 классе школы №1 г. Сланцы!

Сегодня начинающим фотолюбителям повезло: технический прогресс, доступность информации по интересующей теме, возможности интернета как способа себя «продвинуть» – всё доступно, было бы желание, а результата недолго ждать. Школьники быстро осваивают разные «прибамбасы» гаджетов светописи. Конечно, если взгляд на мир и собственное нравственное восприятие окружения позитивные, то могут получиться отличные фотокартины, радующие зрителей всех возрастов. А если нет – не дай бог. Какие последствия имеет пропаганда негатива, любование себя и своей «гениальности» – всем известно по деградации и агрессивности многих средств массовой информации, в том числе и фото-шоу.

В данном случае работы Марии Рухловой великолепны: и цветовая гамма, и соответствие нормам классической фотографической школы, и современный свежий взгляд, но главное – интуитивное чувство гармонии визуального образа-сюжета. Неужели девочка так талантлива с рождения, с младых лет,  что сразу приобщилась к фотоискусству? Нет. Оказывается, в разное время она увлекалась и лёгкой атлетикой, и танцами, то есть искала способы реализации, что похвально, но по-настоящему интересными для Маши оказались занятия в фотостудии Сланцевского Дома творчества. Руководитель студии – Юрий Михайлович Голубев. Именно он приоткрыл школьнице завесу над тайной фотографии, привил ей интерес к данному виду искусства. Марии повезло – она встретила настоящего учителя, умного и доброго, это видно по тематике фотографий.

На фотопортрете афиши, где фоном служит стенд с работами автора, Мария Рухлова – милая симпатичная девушка-подросток, с доброй улыбкой, внимательным взглядом. На ней белая блуза, длинные темные волосы лежат на плечах, на подбородок сдвинута медицинская маска… Ох, этот вирус!  Мария – представитель поколения, которое принимает короновирус как данность окружающего мира! Если взрослые, пожилые люди мучительно стараются приспособиться к новым реалиям, то школьница из города Сланцы даже и не задумывается над этим. Она, наоборот, делится с нами своей радостью, открывая для себя красоту и многообразие мира. Мария уверена: «Мы все такие разные и в этой фотографии каждый видит своё: кто-то паутину, кто-то кружево. А что видите Вы?»

Что мы видим? Сейчас разберёмся.

Серия «Макросъёмка». Здесь настоящая красота микромира – насекомые, лепестки цветов, пушинки одуванчиков, паучки-жучки-мухи и капельки росы… «Сладкий клевер» – крупно дана головка цветка красного клевера как волшебный аленький цветочек. Композиция по левой диагонали и цветовые акценты – солнечные блики согласованы гармонией золотого сечения. Наслаждение для глаз, умиротворение для души. «Изумруд» – жук хоть и навозный, но сполохами панциря напоминает драгоценный камень, особенно на фоне цветов иван-чая, крупных как магнолии.

«Люби – не любит». Как без ромашки может прожить барышня  пятнадцати лет. Погадаем? Сердцевина крупной головки цветка яркая солнечно оранжевая, плотная, а лепестки воздушные просвечиваются как папиросная бумага (или кисея?). На белоснежных «лодочках» лепестков  видны продольные полоски – и цветок превращается в волшебных солнечных  птиц с белыми перьями. Простая фотография ромашки  превратилась в рассказ: центральный «персонаж» оранжевого цвета, окружённый белоснежными «фигурами», производит некое действо, а в результате – эмоциональный отклик зрителя.

«Муха-цокотуха». Танец мухи на ярко розовом цветке то ли наперстянки, то ли иван-чая! Костюм у насекомом переливается природными пайетками, крылья как развевающиеся фалды фрака. Романтичная и неотразимая муха готова к приёму гостей.

Четыре фотографии «Кружева» как ответ на загадку: «Между тонких веток кружевная сетка! Тонкая, нежная. Кем она подвешена?»

«Искусство созидания» – паутинка на цветке люпина. В центре красавец, трудяга паук растопырил лапки; солнечные лучи как рентген просвечивают композицию, и в результате паук, его ножки отливают янтарём. Удачный ракурс. И насекомое стало похожим на изделие ювелирного искусства. Вот откуда брал идеи Карл Фаберже!

На огороде большущая сетка паутины между парником и  яблоней. Обычная деталь садового участка, но если присмотреться, то откроется целый мир. Чётко видна спираль как геометрическая основа живой природы, мироздания: никуда не денешься – всё развивается по спирали. А на другой  фотографии видим тюль паутины на ветке в малиннике. Светло-розовым (!) оказался на солнечный просвет паук. Он выткал ажур странного рисунка: здесь и окружность, и радиусы как солнечные лучи из центра (чем-то напоминает сеть интернета, опутавшую земной шар). Ясно видна точка начала возникновения спирали, сцепляющая всю массу паутины. Информации и ассоциаций множество. Понятно, почему знаменитые оренбургские пуховые шали называют «Паутинка».

Ещё одно творение паука представлено фотографией «В плену опасной красоты» – в плену оказалась ветка ивы. Она вся окутана, опутана кружевной марлей. Ветка длинная, и видно, что верхние нити паутины явно напоминают конструкции современных вантовых мостов: такие же стяжки, опоры, дуги. Вот вам и «кружевная сеточка»!

У Марии Рухловой особый взгляд на мир: словно через фотообъектив. Фотографический взгляд характерен для мэтров, а в данном случае начинающий фотограф, ещё и барышня. Интересно!

Фото с сильным философским подтекстом – «Жизненный путь». Видим длинный лист осоки, на нём капли дождя… и ползёт муха. Крылья намокли, лапки дрожат, голова понурая – дойдёт ли до места, где обсохнет, встрепенётся, или упадёт в мокрую траву, где станет добычей лягушки? Судьба мухи как отражение человеческой жизни… Необычно.

Такие традиционные и привычные изображения, многие фотографы используют подобные сюжеты, но это волшебное чуть-чуть у Марии превращает обыденное в неповторимое. Тайна искусства! Ещё раз благодарность наставнику и учителю.

По пристрастиям Марии понятно, что ей интересна фактура материала, изменения и игра света. Например, так Мария говорит об особенностях воды: «Водная гладь. Кому-то эта фотография нравится, кто-то не видит в ней ничего особенного. Но согласитесь, не всегда увидишь рядом и поверхность, и дно реки, и отражение на глади воды. А здесь именно такой случай».

Серия «Небо и озеро». Работа «Отражение» –  игра светотени, прозрачность, граница двух миров – воды и неба. Впечатляют вечерние фотографии: берег озера (Чудского?), закатное солнце разрисовало небо масляными, густыми красками-мазками, но в озёрной воде они волшебно преобразились в нежную акварель. Удачный кадр, подтверждающий, что цвет обладает собственной экспрессией, известно о теплых и холодных тонах, об их насыщенности. Мария интуитивно это использует.

Диптих «Тихий вечер». Один и тот же вид, но в разное время суток – классический приём, особенно, популярный у импрессионистов. Одинаковый ракурс – озеро, небо, прибрежные камни. На первом видна спокойная водная гладь, валуны на первом плане как воины-хранители истории здешних мест, светлые пастельные краски неба и озера дарят умиротворение. На втором снимке грозное, закатное, угасающее солнце раскрашивает мир в багровые трагические тона. Тревога льётся с фотокартины. Две контрастных по впечатлению пейзажных фотографии. А фотография из этой же серии под названием «Сахарная вата» забавна. Действительно, облака на небе выглядят пышно, мягко, так же и отражение на водной глади смотрится то ли морской пеной, то ли, действительно, сахарной ватой. Снимок вызывает добрую улыбку. Работы «Вечерняя встреча» и «Прощальные лучи» настраивает на романтический лад. В композицию добавлены силуэты деревьев. Мария поясняет: «Просто ветви деревьев. Просто последние лучи вечернего солнца. Уже ощущается прохлада. И для кого-то уже наступают минуты счастья, для кого-то размышлений, а кого-то грусти…» Да, последние солнечные лучи ласкают камни на берегу, превращая их в золотые. Нежные вечерние редкие облака словно покрывало голубого шелка готовы лечь на прибрежный песок и прикрыть камни от ночной прохлады. Романтика…

«Дорога к солнцу». Веточка полыни, метёлка осота, капли дождя на траве, а фон – закат солнца. Его отражение в озере похоже на... Нет, это не дорога, подобие южной, лунной, а словно свеча, тающий воск солнечного отражения. Выбран автором такой ракурс, что солнечный диск на горизонте выглядит как пламя, пламя свечи.

У автора есть удачные подборки, есть и откровенно слабые – это понятно: Мария учится, она начинающий фотограф, ошибки экспериментов вполне закономерны. Отмечу качественные серии осеннего пейзажа «Багрянец», «Хмурое утро» (научиться правильно оценивать интенсивность, цвет, качество и направление света при лесной фотосъёмке),  жанровые бытовые зарисовки «Русские красавицы», есть пробы и по направлению сюрреализма, например «Бабочка». В серии «Природа» есть интересные кадры с белками, диптих. Мария с искренним любопытством общается с «героями». Одна белочка на травке и внимательно заглядывает в объектив, высматривает – не принесла ли угощение барышня с фотоаппаратом. На другом снимке белка сидит на ветке и чем-то лакомится – солнце расположено за деревом, и хвост зверюшки снят на просвет: получается словно белка павлин. На других пейзажных лесных фотографиях мягкий боковой свет хорошо работает на объём деревьев и делает композицию трёхмерной. Это не зависит от класса техники (хотя и это неоспоримо), но умение увидеть НЕЧТО и знать, КАК запечатлеть наиболее удачно играют большую роль. Фотография это особое искусство наблюдения, поиск необычного в привычном.

Надо заметить, что открытые пейзажи у Рухловой выигрывают от съёмки в закатный час и с небом в кадре, а лесные снимки лучше при полуденном освещении, даже в пасмурную погоду, с исключённым из композиции неба. Причём, съёмка лесных пейзажей требует от фотографа нестандартного мышления и глубоких знаний.

Мария Рухлова ищет, пробует, экспериментирует, учится – и это похвально. Она уверена: «Увлечение фотографией даёт возможность видеть красоту мира и наслаждаться ею».  

Сегодня, да и во все времена, важно увеличивать добро. Оно слагается из многого, можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Всё начинается с мелочей. Большая цель добра начинается с малого, иной раз с одной фотографии. Главное – сохранить непосредственность восприятия, чувствовать гармонию, отличать истинную красоту.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.