Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древняя Русь. СЛОВАРЬ



Древняя Русь

ДАТЫ

VIв. — Легенда о князе Кие — основателе города Киева.

IX в. — Образование Древнерусского государства

860— Поход русов на Константинополь.

862- призвание варягов

862-879 – Рюрик (Новгород)

879 –(882)-912 – Олег (Киев+Новгород)

882 — Объединение Новгорода и Киева при князе Олеге.

907— Поход Олега на Царьград.

911 — Первый письменный договор Руси с Византией (с греками).

912-945 – Игорь

941,944-походы Игоря на Византию

944 — Договор Игоря с Византией.

945— Восстание древлян.

945-962 – Ольга

957— Посольство Ольги в Константинополь.

945 (962)-972 – Святослав (сын Ольги и Игоря)

964-972 — Походы Святослава.

980-1015 -первая усобица

978/980-1015 — Правление Владимира I.

988 — Принятие Русью христианства.

996 -Десятинная церковь

1015-1019- вторая усобица

1019-1054 — Правление Ярослава Мудрого (и 1015-1018).

1036– разгром печенегов

1037- начало строительства собора Святой Софии в Киеве

1051 – митрополит Иларион (первый русский митрополит)

1068-1072 — Народные выступления в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях.

1097 — Любечский съезд русских князей.

1113— Восстание в Киеве.

1113-1125 – Владимир II Мономах (Киев)

1125-1132 – Мстислав Великий (сын Владимира II; Киев)

СЛОВАРЬ

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. В Московской Руси XV-XVII вв. – обладатели высшего чина, члены Боярской думы.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в “Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути “из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам “Русской правды” за убийство свободного человека.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Глаголица– одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.

Двоеверие – сочетание в верованиях жителей Руси X-XIII вв. языческих и христианских представлений.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая “старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и “младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, “купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Зернь– узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластинку.

Кириллица– славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя МефодияКлиментием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь– глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве. В период политической раздробленности особыми функциями князья обладали в Новгороде и Пскове, являясь лишь наемными военачальниками, обязанными поддерживать порядок внутри страны и охранять ее границы.

Крестово-купольный храм – тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии. Купол или барабан опирается на 4 столба в центре здания, расчленяющие внутреннее пространство храм.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит– глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г

Мозаика – изображение или узор, выполненные из цветных камней, керамических плиток, смальты (цветного непрозрачного стекла).

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем. В XIV-XV вв. получал кормление. Должность наместника упразднена с отменой кормлений в 1555-1556 г.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Перегородчатая эмаль – техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Посадник – в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.

Православие – восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Путь “из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Скань– изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.

Слобода– в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Тиун– слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Тысяцкий – в Древнерусском государстве возглавлял ополчение. В Новгородской республике выбирался на вече на один год, являлся помощником посадника. К середине XV в. эта должность постепенно исчезает.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке.

Холоп– категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Христианство – одна из мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Царь – титул монарха России в 1547-1917 гг.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Чернь – сплав серебра, свинца и других компонентов, с помощью которого украшают изделия из металлов, в основном из серебра.

Язычество– религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

ЛИЧНОСТИ

Аскольд и Дир – киевские князья второй половины IX в. Согласно летописи они были боярами Рюрика и около 866 г. возглавили первый поход на Константинополь. В 882 г. были убиты киевским князем Олегом, захватившим Киев.

Борис Владимирович – сын Владимира I Святославича. Скорее всего, перед своей смертью Владимир намеревался передать ему великокняжеский престол, хотя это противоречило “лествичному” порядку престолонаследия. В 1015 г. началась очередная война с печенегами. Великий князь Владимир Святославич отправил на борьбу с ними Бориса с дружиной, однако сам вскоре заболел и умер. Этим воспользовался Святополк Владимирович, пасынок умершего великого князя, и захватил престол в Киеве. Тем временем, не встретив печенегов, Борис возвращался в Киев и узнал о смерти отца и захвате Киева братом. По сообщению летописи Борис, вопреки просьбам дружины, отказался вступить в борьбу за Киев и распустил воинов, оставшись с небольшим отрядом. Именно тогда Святополк подослал убийц к Борису, которые и расправились с князем во время его молитвы. Уже в XI в. Борис и его брат Глеб были канонизированы церковью.

Владимир Святославич – сын князя Святослава Игоревича, князь киевский с 980 г. С помощью своего дяди Добрыни Владимир в 969 г. стал князем в Новгороде. Спустя пять лет после гибели Святослава между его сыновьями началась усобица. В итоге Владимир одержал победу над старшим братом Ярополком, который был вероломно убит варягами из его войска. В его княжение происходит расширение территории Древнерусского государства: были подчинены земли вятичей, литовцев, радимичей, болгар, Червенская Русь (ранее была захвачена Польшей). Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по p. Десна, Осeтр, Трубеж, Сула, Стугна. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части и организовать общерусскую борьбу с печенегами, в которой были заинтересованы все слои Древнерусского государства. В 980 г. Владимир провел первую религиозную реформу, решив превратить народные языческие верования в государственную религию. Для этого был установлен культ главного дружинного бога Перуна. Однако реформа провалилась. Тогда Владимиром в 988 г. было принято христианство. Время княжения Владимира является периодом подъема Киевского государства: происходит усиление княжеской власти, централизация страны, развиваются культура, земледелие и ремесла, растет престиж Руси на международной арене.

Владимир Мономах– сын великого князя Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина Мономаха, за что и получил свое прозвище Мономах. В конце XI-начале XII в. стал князем переяславским и вынужден был защищать территорию княжества от постоянных набегов половцев. В защите подданных от половецких набегов Владимир Мономах видел одну из важнейших задач власти. Сам Мономах неоднократно был руководителем военных походов против половцев, привлекая даже народное ополчение. В результате половецкая угроза была временно ликвидирована. После смерти в 1113 г. великого князя Святополка Изяславича занял киевский престол. Прежде всего необходимо было подавить вспыхнувшее тогда в Киеве восстание. Были приняты меры по облегчению положения городских низов (Устав Владимира Всеволодовича). Владимир Мономах является автором знаменитого ”Поучения”, одного из ярчайших памятников древнерусской литературы. Во время княжения Владимира Мономаха произошло усиление Древнерусского государства: было восстановлено единство страны, прекращены княжеские усобицы, значительно ослаблена половецкая угроза.

Игорь– великий князь киевский с 912 г. Продолжил деятельность своего предшественника Олега по расширению территории Киевского государства, подчинил восточно-славянские племена между Днестром и Дунаем. Пытался в подражание Олегу Вещему совершать походы на Византию (941-944), но они были неудачны. Был убит древлянами при попытке собрать вторично в их землях дань.

Кирилл и Мефодий – ученые монахи Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885), происходившие из города Солунь (ныне Салоники, Греция), считаются просветителями славянских народов, так как благодаря их деятельности были созданыславянские азбуки глаголица и кириллица и переведены на славянский язык Библия и богослужебные книги. Благодаря появлению письменности на славянском языке Древняя Русь и славянские народы Балканского полуострова получили возможность приобщиться к византийской культуре и развивать собственную литературу, летописание и т.д. Православная Церковь канонизировала Кирилла и Мефодия в качестве святых равноапостольных просветителей славянских.

Мстислав Великий– великий князь киевский в 1125-1132 гг. Старший сын Владимира Мономаха. Успешно воевал с половцами и литовцами. В его княжение велось широкое каменное строительство в Киеве и Новгороде. Добился беспрекословного повиновения других князей, проявивших непокорность полоцких князей разгромил и изгнал из Русской земли.

Нестор – монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), летописец. По мнению большинства историков, является одним из основных авторов ”Повести временных лет”.

Олег– преемник легендарного варяжского князя Рюрика, скорее всего, его родственник или дружинник. В 879 г. начинает княжить в Новгороде. Затем предпринимает поход на юг, захватывая в 882 г. Киев и объединяя таким образом два основных центра славянской государственности. В 883 г. покорил племена древлян, обложил данью северян, радимичей, дулебов и хорватов. В 907 г. совершил удачный поход на Византию, по результатам которого был заключен выгодный для Руси мир (подтвержден в 911 г.). За мудрость получил прозвище “Вещий”.

 Ольга– великая княгиня киевская, жена князя Игоря. Жестоко наказала древлян за убийство своего мужа в 945 г. Посетила Константинополь, где первая из киевских правителей приняла христианство(957). Правила Киевом в период малолетства своего сына Святослава, затем во время его военных походов. Канонизирована Русской православной церковью.

Рюрик– легендарный варяжский князь. Согласно ”Повести временных лет” Рюрик вместе со своими двумя братьями Синеусом и Трувором был приглашен в 862 г. на княжение в Новгород. Его братьям достались княжения соответственно в Изборске и Белоозере. Вскоре младшие братья умерли, а Рюрик стал полновластным правителем Северной Руси. Святополк Окаянный– сын Владимира I Святославича, после смерти которого в 1015 г.вопреки завещанию отца занял великокняжеский престол, убив братьев Бориса и Глеба. За эти убийства он и получил прозвище “Окаянный”. Против Святополка выступил его брат Ярослав Владимирович, в то время князь новгородский. Святополк потерпел поражение в битве при Любече в 1016 г. и бежал в Польшу к своему тестю, королю польскому. В 1018 г. вернулся на Русь с польскими войсками и разбил на реке Буг Ярослава, утвердившись затем в Киеве. В 1019 г. Ярослав вновь выступил против Святополка и окончательно разгромил его войско в битве на реке Альте. Святополк бежал в Польшу, а затем в Чехию, но в пути погиб.

Ярослав Мудрый – великий князь киевский в 1018-1054 гг. Сын великого князя Владимира I Святого. Стал киевским князем после победы над войсками своего брата Святополка Окаянного в битве при Альте (1019 г.). До 1036 г. делил власть на Руси с братом Мстиславом: Ярослав правил в Киеве, Мстислав – в Чернигове. После смерти брата установил свое полновластие на Руси. В 1036 г. окончательно разгромил печенегов. Значительно укрепил международный престиж Руси, что нашло отражение в династических браках: сыновья Ярослава были женаты на византийской, немецкой и польской принцессах, дочери вышли замуж за французского, венгерского и норвежского королей, сестра – за польского. При Ярославе в Киеве впервые был поставлен русский митрополит – Илларион. Ярослав отличался пристрастием к строительству храмов и книжности. При нем построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, основаны школы и книгохранилища при монастырях. При Ярославе начато составление Русской Правды (составлена древнейшая часть Краткой Правды – Правда Ярослава).

Ярополк– старший сын князя Святослава Игоревича. Занял киевский престол в 972 г. после гибели отца. Однако в 980 г. Владимир Святославич, младший брат Ярополка, изгнанный ранее из Новгорода, смог вернуть себе прежние владения и захватить Киев. Сам Ярополк был убит дружинниками-варягами Владимира.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.