Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Имидж личности



4.1.3 Имидж личности

Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т. е. образ, который можно назвать индивидуальным имиджем (от англ. Image – образ). Дословный перевод слова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ». Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной стороной восприятия человека. Однако в русскоязычном общении слово «имидж» получило распространение в двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация, мнение о человеке.

Имидж человека – впечатление, которое он производит на окружающих: что и как говорит, делает, каков стиль его мышления, поведения, общения с людьми, манеры одежда, внешний вид. Это визитная карточка человека, создаваемая им для других. Это наше публичное «я».

Имидж – это не то, кем человек является на самом деле, не сумма его настоящих личностных качеств, а образ, картинка, которая создается в восприятии этого человека у окружающих его людей. Имидж может разительно отличается от самой личности человека.

Примеры имиджа

Женственность: женственность в поведении - стремление показать своим поведением свою полноценность как женщины; образ "полноценной женщины" индивидуален, зависит от социокультурного опыта.

Мужественность: мужественность в поведении - склонность демонстрировать своими поступками полноценность себя как мужчины; состав таких "мужских поступков" диктуется образом "настоящего мужчины", сложившимся у данного субъекта в условиях проживания в конкретном социуме.

Интересность: способность личности человека пробуждать интерес к себе, собственной речи, поступкам.

Элегантность: гармоничность и эстетичность движений человека, в том числе его пантомимики.

Энигматичность: компонент имиджа человека, характеризующий его как человека загадочного, окутанного какими-то тайнами, как лицо, мотивы действия которого не только темны, но и не подлежат публичному обсуждению.

Элементы имиджа

внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);

внутреннее содержание личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутренняя культура и др.);

психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» личности).

Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Верно найденный свой вербальный и визуальный имидж является одним из слагаемых успеха в общении, особенно в деловом.

Исходить при его формировании следует из тех требований, которые предъявляются человеку в организации, в обществе, и ориентироваться на свою индивидуальность. Если речь идет о социальном и профессиональном имидже, то в любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии – учитель, бизнесмен, топ-менеджер, политик и т. п.

Элементы привлекательного имиджа

 

1. Умение общаться с окружающими, быть контактной личностью;

2. Занимать активную позицию в жизни.

3. Проявлять отзывчивость и доброжелательность.

4. Уметь быстро реагировать на окружающие события и явления, демонстрировать сообразительность.

5. Демонстрировать способность мыслить и излагать свои мысли в хорошем логическом формате.

6. Формировать позитивный внешний облик, манеры поведения.

7. Реализация общих внешних данных, полученных от рождения и частично сформированных путем физических упражнений (стиль фигуры и лица, рост, цвет волос и глаз, форма рук и ног).

8. Выражение лица, мимики (приветливое, доброжелательное, легко реагирующее на внешний мир; или же замкнутое, нахмуренное, абсолютно индифферентное).

9. Стиль взгляда (работа глаз).

10. Умение улыбаться, тип улыбки.

11. Принимаемая поза, движение корпуса, жестикуляция.

12. Пространственное расположение личности.

13. Тип одежды и ее цветовое решение.

 

Первое впечатление.

Поскольку на формирование мнения о другом человеке сильно влияет первое впечатление о нем, постольку для правильного восприятия себя другими очень важно создать позитивное первое впечатление. На первое впечатление, которое складывается о человеке, влияет фактор новизны. Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение от 4 сек до 1 мин, так как мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, происходит стереотипизация (от гр. Stereos – твердый + tupos – отпечаток – повторяющийся без изменений, шаблонный).

По особенностям нашей памяти информация старается удержаться в той же ячейке, куда она попала первоначально, поэтому, увидев впервые новый объект, мы сознательно или бессознательно причисляем его к категориям «нравится», «безразличен» или «не нравится». На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, порой даже любви к нему. Более объективно такие характеристики отношений выявляются в первые две недели, когда люди присматриваются друг к другу. В последующих контактах люди в большинстве случаев играют необходимые роли, надевают маски в соответствии с ситуацией, т. е. демонстрируют имидж.

Кроме того, характеристики, даваемые нами человеку, в свою очередь, начинают сами влиять на оценку друг друга, на взаимоотношения, которые складываются между людьми, на их взаимопонимание.

Один мудрец сказал, что жизнь есть не что иное, как работа над своим лицом. Лицо – главная составляющая имиджа. Чувства, которые мы показываем лицом, создают чуть ли не большее впечатление, чем наряд, которым мы украшаем свое тело. Осознанное использование глаз, например, повышает силу внушения слов на 25 %. Для того чтобы быть обаятельным, нужно научиться управлять своими эмоциями и выражениями лица (взгляд, мимика), заниматься фэйсбилдингом («строительством лица»), т.е. специальными упражнениями, гимнастикой для лица, аэробикой глаз.

На первое впечатление влияет фактор привлекательности. Человека, который нам нравится внешне, чаще всего, как правило, считают более хорошим, умным, интересным. Так, в ходе одного из экспериментов, описанных В. Н. Куницыной, психологи заранее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?» Мужчины и женщины, участвующие в эксперименте, описали «красивых» людей как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, богатых духовно, чем «некрасивых» и даже чем тех, что находились в категории обыкновенных. Кроме этого, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Важным свойством успешного человека является также умение вызывать к себе доверие. Любой человек, а тем более деловой, должен пользоваться доверием у других. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, не выполнением взятых на себя обязательств и обещаний.

Достоинства и тактики, которые, как правило, вызывают доверие и формируют благоприятный имидж:

Имейте как можно больше информации по теме общения, хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаимодействия

Учитесь или выполняйте свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контактность

Чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо

Развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой

Не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других

Не будьте слишком негативны по отношению к себе, стройте капитал на своих достоинствах, заставьте их работать на вас

Запомните, что ваш имидж – это главный аспект вашей личности, приспосабливайте свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу)

Наблюдайте за другими людьми, записывайте, что впечатляет и восхищает вас в других людях

Начинайте сегодня же осуществлять свой план действий

Рассматривайте прежние неудачи как новую возможность

 

Своеобразная «визитная карточка» человека – внешний вид. Мы подмечаем, как человек одет, как выглядит его тело, каковы походка, позы, жесты. И делаем выводы: нравится – не нравится, доверяем или нет. Точно также и наш собеседник оценивает нас вначале – по внешнему облику. Поэтому формирование имиджа следует начинать с заботы о том, каков наш внешний вид.

 

 По подсчетам психологов, при первом знакомстве

7% информации дает содержание разговора,

38% – голосовые характеристики,

55% информации предлагает нам внешность человека.

Она несет наглядную информацию о наших вкусах и пристрастиях, экономических возможностях и принадлежности к каким-либо группам, о нашем уважении или неуважении к окружающим, в конце концов, об опрятности или неряшливости.

Потому так важно формировать имидж – научиться подбирать со вкусом одежду и макияж, правильно презентовать себя. Кому-то чувство вкуса дано природой, а кто-то всю жизнь работает над повышением общей культуры, соотнося свои представления о том, что «красиво», с материальными возможностями, возрастом, физическими данными, эстетикой времени, социальным статусом и прочими условиями.

 

На имидж влияет и то, как человек пишет и говорит, как умеет владеть собой, каковы его невербальные сигналы, представительность.

Профессиональный имидж требует также хорошего состояния тела: подходящие к деловой ситуации духи и лосьон после бритья, ухоженные, пахнущие свежестью волосы. Все это вызывает положительные ассоциации. Известна сценическая шутка об одном неаккуратном молодом человеке, который собирался на маскарад и спросил у знакомого, в какой же костюм ему одеться, чтобы его не узнали. Тот посоветовал: «Да ты помойся, отутюжься, причешись — и тебя никто не узнает!»

Главное, к чему следует стремиться, – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде.

Деловой стиль в одежде – фон, который помогает подчеркнуть личную уникальность, элегантность, обаятельность, оригинальность.

При выборе одежды важно учитывать, куда мы идем, – на работу, в гости или на официальный прием.

 

Специалисты по имиджу рекомендуют деловой женщине носить платье с длинным рукавом. Самое «авторитетное» – серое в мелкую полоску. Но приемлемыми цветами делового платья также считаются темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, светло-синий.

Меньше подходят яркие цвета – они отвлекают от главного: работы.

Украшения, аксессуары сегодня многими воспринимаются как показатель материальных возможностей человека. На самом деле, различные аксессуары сигнализируют о наличии или отсутствии вкуса и изысканности у их хозяйки (хозяина). Они предназначены создавать особый шарм, или мазок в образе, без которого этот образ не будет законченным. Оригинальная заколка, брошь, поясок, платок или шарфик способны гармонично вписаться в образ деловой женщины; стильный галстук, со вкусом подобранные часы - в образ делового мужчины. Аксессуары можно комбинировать с различными костюмами, с каждым из которых они смотрятся по-иному.

Деловой женщине всегда подойдет неброский макияж в естественных тонах. С парфюмом надо быть крайне осторожной - лучше ограничиться хорошим дезодорантом.

Деловому мужчине для работы в офисе подойдет полушерстяной костюм, который практически не мнется и не нуждается в особом уходе. В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее время. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят.

Хороший костюм должен идеально сидеть по фигуре. Плечевой пояс и воротник пиджака должны облегать спину и не образовывать складок или морщин. Длина рукава пиджака должна быть на 1-2 сантиметра короче манжеты рубашки, а ее ворот должен выступать над воротником пиджака минимум на 1 сантиметр. По традиции, застегивать нижнюю пуговицу на пиджаке не нужно. Снимать пиджак можно только в неформальной обстановке, а вот расстегнуть его, когда вы садитесь в кресло или за стол, вполне уместно.

Сорочку выбирают тоже светлых тонов, часто белого цвета. Существует правило, что галстук должен быть одного тона с сорочкой и костюмом, но светлее или темнее, либо костюм и галстук должны быть контрастных тонов. В настоящее время предпочтение отдается галстукам не слишком ярких расцветок, а также галстукам без узора и рисунка.

Не стоит появляться на деловых встречах в куртках, спортивных брюках, джинсах, а также в кожаных пиджаках.

 

Деловая (офисная, производственная) одежда должна быть красивой, рациональной, и будет лучше, если она окажется соответствующей направлению моды. В такой одежде человек чувствует себя уверенным, его движения приобретают гибкость, точность, плавность, законченность. Она создает удобство в работе, заставляет держать в чистоте и порядке рабочее место, следить за своими манерами.

Неряшливая, неудобная одежда унижает человека.

 

Что касается обуви, то она должна советовать стилю подобранной к случаю одежды. Если есть возможность, то цвет обуви подбирается под цветовую гамму костюма, платья. Нельзя использовать комнатные туфли, спортивные тапочки, кроссовки, полукеды и очень открытые босоножки – это не только не эстетично, не соответствует деловому стилю, но и вредно для здоровья: такая обувь при длительном ношении способствует развитию плоскостопия, образованию тромбов, нарушению кровообращения. А стоптанная обувь вообще не допустима, она делает походку неуклюжей, шаркающей, это создает неприглядную картину для клиентов. Помните, запыленные и потрескавшиеся туфли могут испортить впечатление даже от вполне приличного костюма (наряда)!

 

Большую помощь в успешной деятельности может оказать чувство юмора участников взаимодействия. Однако целесообразнопридерживаться середины между сверхсерьезным и легкомысленным подходом. Лучшими шутками считаются те, которые имеют отношение к предмету общения, или те, которые помогают вопределенной ситуации снять напряжение и разрядить обстановку. Однако необходимо отметить, что смех безобиден, если он неотносится к конкретному лицу, никого не задевает. Чувство юмора социально. Насмешка над конкретным человеком, национальностью, традициями или специальностью может вызвать резкуюэмоциональную реакцию, вспышку негодования и даже спровоцировать драку. В то же время для имиджа иногда полезно смеятьсянад самим собой.

Для поддержки благоприятного личностного имиджа необходимо не только быть компетентным, иметь располагающий внешний вид, обладать привлекательностью, уметь ладить с другими, но и вырабатывать собственный набор этических правил для создания безупречной репутации:

Всегда сохранять конфиденциальность, держать взятое слово

Работать над созданием поддерживающей и способствующей работе среды, репутации

Как можно чаще использовать одобрение достижений и успехов, достигнутых в ходе взаимодействия

Иметь постоянное желание искать новые решения и способы действий и быть готовым применить другой подход

Обращать внимание на невербальные сигналы и любые другие признаки, указывающие на то, что у собеседника возникают трудности, и корректно «подстраиваться», проявляя гибкость.

 

Шаги формирования имиджа:

Определение стартовых условий (цель, время, коммуникативный практикум)

Овладение техниками установления контакта для формирования благоприятного первого впечатления

Сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сигналы)

Отработка коммуникативной техники (речи, презентационных умений и навыков)

Овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте)

Совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию)

Изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена)

Психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овладение техниками релаксации – уменьшения напряжения)

Коммуникативный практикум

Для достижения успеха любому человеку важно осознать свой потенциал и ответить на вопрос – «Кто Я?». Коммуникативный практикум поможет изучить свои достоинства и недостатки, проанализировать свой профессиональный профиль. Можно также поговорить с людьми, попытаться выяснить, каким его видят партнеры со стороны, как его воспринимают разные по статусу люди. В результате самоанализа появляется оценка собственной личности, знание своих сильных сторон, а также тех, которые требуют развития.

Выполните задание: определите, какие аспекты имиджа вас удовлетворяют и нужна ли коррекция.

  Составляющие имиджа   Создает помехи   На среднем уровне   Выше среднего   Первоклассно
Звучание Вашего голоса        
Искусство общения (письменного и устного)        
Навыки презентации          
Светские навыки          
Умение вести себя за столом        
Визуальный контакт          
Рукопожатие          
Осанка          
Поддержание формы        
Уход за собой (волосы, кожа, руки)        
Одежда и индивидуальный стиль        
Манеры          

 

Имидж формируется в результате самопрезентации.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.