|
||||||||||||||||||||||||||
Самопрезентация4.1.4 Самопрезентация
Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача или самопрезентация (причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления). Самопрезентация – это управление впечатлением, которое мы производим на окружающих, это намеренное и осознаваемое поведение, направленное на то, чтобы подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление и сохранить его, это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.
Виды самопрезентации: Природная самопрезентация – бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. Свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ, сам не подозревая того. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. В рамках именно этого вида презентации сам процесс не поддается контролю и корректировке. Это является главным «антидостоинством» природной самопрезентации. Нельзя точно сказать, положительным ли будет ее эффект для индивидуума, или же он будет иметь негативный окрас.
Искусственная самопрезентация – осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, главная цель которой – завоевание расположения к своей персоне со стороны значимых окружающих людей.
Принципы эффективной самопрезентации
Алгоритм самопрезентации: 1. Анализ «потенциальной аудитории», на которую направлен процесс самопрезентации 2. Выстраивание стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком её реализации. 3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией. 4. Реализация природной самопрезентации вне контекста искусственной. Помните, что вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия с этим связанные. В ваших руках возможность корректировать, изменять вас же самих.
Стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (описали Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г.) Инграциация – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус Самоподдержка – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания «Греться в лучах чужой славы» – выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми людьми Уравновешивание успехов и ошибок – создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач Например, при поражении использовать эвфемизм «неполная победа» (Эвфемизм – в переводе с греческого – «благоречие». Смягчающее обозначение вместо резкого, грубого). Виды самоподачи (самопрезентации) Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.
Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Если два приятеля собираются на важный разговор к руководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно», а другой презирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый «подает» официальность, уважение, статус, респектабельность, другой «предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность. Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.
|
||||||||||||||||||||||||||
|