Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самопрезентация



4.1.4 Самопрезентация

 

Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача или самопрезентация (причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления).

Самопрезентация – это управление впечатлением, которое мы производим на окружающих, это намеренное и осознаваемое поведение, направленное на то, чтобы подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление и сохранить его, это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

 

Виды самопрезентации:

Природная  самопрезентация – бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. Свойственна всем людям, приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек начинает формировать свой образ, сам не подозревая того. Все это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований. Зачастую, даже не подозревая, что у нас в подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. В рамках именно этого вида презентации сам процесс не поддается контролю и корректировке. Это является главным «антидостоинством» природной самопрезентации. Нельзя точно сказать, положительным ли будет ее эффект для индивидуума, или же он будет иметь негативный окрас.

 

Искусственная самопрезентация – осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, главная цель которой – завоевание расположения к своей персоне со стороны значимых окружающих людей.

 

Принципы эффективной самопрезентации

 

Принцип Содержание принципа
Позитивность Выражается в представлении себя с позиции сильных сторон, своих достоинств и преимуществ в утвердительной форме
Индивидуальность Нахождение в себе каких-то особенностей, преимуществ, выгодно отличающих Вас от конкурентов
Краткость Интерес и внимание удерживаются в течение ограниченного количества времени
Конкретность Избегание неточностей и многозначительных фраз при рассказе о себе, разговор только по теме без злоупотребления чрезмерными подробностями или комментированием
Избирательность Выбор только тех сведений, которые имеют прямое или косвенное отношение к искомой работе – соответствующее образование, опыт работы, умения, увлечения, личностные характеристики.
Активность Использование энергичных глаголов, указывающих на активность, а также активное использование разных форм самопрезентации: очной, заочной, устной, письменной и т.д.
Честность Использование при самопрезентации только реальной и правдивой информации.

 

Алгоритм самопрезентации:

1. Анализ «потенциальной аудитории», на которую направлен процесс самопрезентации

2. Выстраивание стратегии вербального и невербального проявления собственной личности в соответствии с местом самопрезентации и временным промежутком её реализации.

3. Контроль и корректировка своих действий в соответствии с ситуацией.

4. Реализация природной самопрезентации вне контекста искусственной. Помните, что вы и есть ваше лицо, «бренд», «имидж», «фирменный стиль» и все понятия с этим связанные. В ваших руках возможность корректировать, изменять вас же самих.

 

Стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни (описали Э. Джонс и Т. Питман в 1982 г.)

Инграциация – приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус

Самоподдержка – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания

«Греться в лучах чужой славы» – выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми людьми

Уравновешивание успехов и ошибок – создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач Например, при поражении использовать эвфемизм «неполная победа» (Эвфемизм – в переводе с греческого – «благоречие». Смягчающее обозначение вместо резкого, грубого).

Виды самоподачи (самопрезентации)

Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия.

К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.

  Самоподача превосходства Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства – одежду, манеру речи и поведения, которые должны быть заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, – руководителей, юристов и многих других. Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее

 

  Самоподача привлекательности Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными
  Самоподача отношения Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему – чаще хорошее, но иногда и плохое
  Самоподача актуального состояния и причин поведения Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что...», «обстоятельства так сложились, что...», «я был вынужден...» и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, если можно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой

Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся.

Если два приятеля собираются на важный разговор к руководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белую рубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно», а другой презирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в джинсах и старом свитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый «подает» официальность, уважение, статус, респектабельность, другой «предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность.

Таким образом, самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияние недоучитывается, то это является непростительной ошибкой.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.