|
|||
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ ДОМАИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С РЕБЁНКОМ ДОМА
Ежедневно! 1. Выполнять артикуляционную гимнастику. Делать лёгкий массаж щёк и массаж языка в подчелюстной ямке. 2. Развивать речевой выдох. Играть на дудочке, на губной гармошке. Дуть в трубочку, находящуюся в стакане с водой, делать большие и маленькие пузыри. Игры: «Мыльные пузыри»; «Вертушки»; «Забей гол», «Капитан» - дуть на лёгкие игрушки, плавающие в воде. Следить за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, во время выдоха. 3. Развивать голосовые модуляции. Катать мячики: растягивать резиночку, веревочку Тянуть гласные звуки: а-о-у-и, у-и-о-а и т д. разные вариации Во время выполнения этих упражнений хорошо использовать буквы. Петь любимые песни. Взрослый поёт - ребёнок может начать допевать некоторые слова. 4. Развивать слуховое внимание. Игры: «Что звучит?» (погремушка, дудочка, гармошка, пищалка) «Что в коробке?» (2 -3 одинаковых коробки, с разными предметами в них, например: бусинки, камень, палочки). «Узнай по голосу» или «Кто позвал» (использовать указательный жест). 5. Выкладывать чередующиеся ряды. Например: 1 большая пуговица – 1 маленькая – 1 большая – 1 маленькая - ………. Квадрат – круг – квадрат – круг - ………………… 2 белых палочки – 1 чёрная палочка – 2 белых – 1 черная - …………………. 1листик - 1 камешек - … Взрослый начинает, ребенок продолжает. 6. Стимулировать речевые высказывания. «Я хочу гулять». И т д 7. Работа над ритмом. * ** *** · ** ** * Ø Играть на барабане, на бубне, на колокольчике. ( тот же ритм) ü Учить повторять заданный ритм; ü Повторять за взрослым предложения из 2-х слов « пропевая длительно гласные» ü Выполнять движения под заданный ритм. Ø Счёт. Чаще считать от 1 – 10. Медленно и чётко (ступеньки, камешки, цветы, ягоды и любые заинтересовавшие предметы). Цель: ритмическая сторона речи.
8. Необходимо развивать мелкую моторику. Взрослым нужно выучить 2 -3 потешки и чаще выполнять пальчиковую гимнастику с ребенком, чётко проговаривая слова в медленном темпе. Например: (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка) Один, два, три, четыре, пять- Вышли пальчики гулять. Один, два, три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок) В домик спрятались опять! А ТАКЖЕ: · Перебирайте гречку, пшено, рис, фасоль – раскладывайте в разные тарелки. · Учите: растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать, насыпать, лепить, раскатывать, раскручивать, закручивать, разбирать на части и собирать целое. · Предоставьте возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. · Учите различать на ощупь: речной песок, гальку, глину, землю, ракушки, щебенку. · Покажите ребенку, что поверхность песка, мокрой глины, земли можно использовать для рисования. · Изобразите на песке какой – нибудь знак или символ и попросите ребенка повторить его рядом с вашим, а потом наоборот, пусть придумает он, а вы будете копировать. · Привлекайте к сбору ягод: учите собирать урожай аккуратно, не раздавив ни ягодки и класть в кружку. · Конструируйте буквы из: палочек, травинок, ракушек, гальки, желудей, шишек, соломинок, репейника, ягод рябины и др. Пишите буквы и слова на песке, глине.( к 3- м годам) · Делайте бусы, браслеты и другие украшения из природного материала. · Выкладывайте любые чередующиеся ряды. Например: 1 ягода смородины – 2 ягоды крыжовника – 1 смородины и т. д.; 2листочка–2 цветочка и т. д.; 3 палочки – 1 ракушка и др. · Фантазируйте, придумывайте!
Нужно чаще рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, теста, глины, делать аппликации. Игры: Мозаика. Конструирование из кубиков, палочек. 9. Читать короткие стихи и сказки. Рассматривать иллюстрации к ним. Всегда задавать вопросы по содержанию. Например: -Покажи, где …. -Кто это? -Какую песенку пел Колобок? и т.д. 10. Учить называть различные действия предметов: Идет, поет, моет, сидит, лежит, спит, ест, читает, пишет, рисует,… Иду, пою, мою, ем, пишу, ………… 11. Играть в игру с мячом «Повтори слово» Взрослый бросает (или катает) мяч ребёнку и произносит слово. Ребёнок повторяет слово за взрослым и возвращает мяч. Начинать с простых по слоговому составу слов и звукоподражаний. Например: Би-би, мяу, ко-ко, тик – так, …. Ваня, Таня, Дима, Ната, Оля, …….. Дом, кот, сок, суп, лук …….. Вода, каша, мыло, ваза …………. Машина, собака, лопата, сапоги…………. Сильно хвалить за любые речевые высказывания. 12. Разговаривать с ребенком по телефону. Заранее продумывать вопросы, на которые она сможет дать ответ. 13. Давать задания, стимулирующие высказывания. Например: «Позови папу кушать (гулять,…. После звонка в дверь предлагать ребенку спросить: «Кто там?» Играть в прятки и спрашивать: «Ты где?» ( Я тут) Играя в в футбол, использовать слова: беги, лови, гол! Чаще использовать одни и те же слова и короткие фразы 14. Предлоги (пассивный словарь). Давать задания: – Положи большой квадрат вкоробку. - Положи кружок подкоробку. - Маленький квадратик на коробку. Используйте разные игрушки, цветные карандаши для этих целей. 15. Познакомиться с методикой ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (интернет:«Говорящий алфавит» – видео, статьи: «Глобальное чтение при алалии », «Создание личных букварей»). Альбом №1 -Подписать фотографии родных в альбоме (МАМА, ПАПА, Я- ( имя), ….) -Подписать предметы: стол; шкаф; компьютер; телефон; ванна …. -Разместить на стенах квартиры буквы: А; У; И; О; М; ……. Высота букв не менее 25 см. Буквы написать черным цветом на белом листе бумаги. Задания: - Найди букву А. Вот буква А! ЧИТАЙ «А»! (использовать слово «читай», а не скажи). Сделать альбом №2 «Мой букварь» Раскрасить букву, сделать аппликацию. Нарисовать предметы, которые начинаются с изучаемой буквы, и написать слово (все задания выполняются вместе с родителями). Находить изучаемые буквы в заголовках газет и показывать Варе (радостно и эмоционально). – Смотри, вот «А!» Учим: 2 недели – 1 букву Первые буквы: А; У; И; О; М; Х; П; Т; К; Н (пишем, лепим, раскрашиваем, выкладываем из палочек, семян, пуговиц, конструктора, ниток). развитие зрительной памяти и внимания; формирование слоговой структуры; улучшение темпо - ритмической стороны речи Раннее обучение чтению не является целью. 16. Обогащать словарный запас по лексическим темам: Игрушки; Домашние животные; Дикие животные; Птицы; Посуда; Овощи; Фрукты; Одежда; Обувь; Мебель; Учимся узнавать, показывать и называть реальные предметы и предметы на картинках. 17. Как можно больше играть вместе с ребенком. Игры: «Лото», «Домино» - картинки должны быть хорошо узнаваемыми. «Конструктор» Игры с куклой (накормить, уложить спать и т.п) Подвижные игры: «Догони!»; «Прятки»; «Футбол»; «Бадминтон» и др. 18. Познакомиться с методиками: Железнова «Пять пальчиков». 19. Слушать произведения Моцарта, записи с голосами дельфинов (можно использовать, как фон, во время игр и занятий)
20. Соблюдать режим дня.
Nb! Необходимо организовывать в течение дня не менее 3 игр – занятий. Продолжительность одного занятия 15 - 25 минут. Заканчивать занятие нужно до того, как ребёнку надоест заниматься – на положительном эмоциональном фоне. Обязательно очень сильно хвалить.
|
|||
|