Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эдвард Григ «Пер Гюнт»



Эдвард Григ «Пер Гюнт»

Музыкальное сопровождение Эдварда Грига к театральному спектаклю Генрика Ибсена «Пер Гюнт», а также две сюиты по праву входят в золотую коллекцию шедевров мирового искусства.

В 1870 году мир узнал нового норвежского писателя Генрика Ибсена, который прославился на весь мир благодаря сочинению двух пьес: «Брандт» и «Пер Гюнт». Пер Гюнт, как литературный персонаж представлял собой достаточно актуальную для всех времен психологическую модель. Он не хотел менять себя, не хотел искать смысл, он хотел, чтобы его принимали таким, какой он есть. В сюжетную линию Генрик Ибсен искусно вплетает скандинавские мифы и легенды, подчеркивая в волшебной сказке нравственный посыл.

Работа над пьесой продолжалась на протяжении 1867 года. Осенью, когда писатель находился в Сорренто он окончательно закончил работу над сочинением. За основу был взят герой из народного фольклора Норвегии, при этом Ибсен постарался наполнить его характерными качествами романтика, который находится в постоянных странствиях, поисках, и упускает в своей жизни по-настоящему важное чувство. Тем не менее, главными качествами Пер Гюнта можно считать отважность, смелость и желание совершать отчаянные поступки.

В конце 1873 года началась редакция произведения для постановки. Ибсен был очень внимательным к каждой детали, особенно важную роль для него играла музыка. Именно поэтому он решил сотрудничать с талантливым и уже известным на весь мир композитором Эдвардом Григом. До этого музыкант уже писал романсы на стихи Ибсена, поэтому охотно согласился.

Так как композитору приходилось придерживаться строгих рамок и авторских указаний, работа над сочинением музыки продолжалась довольно долго. Весной 1875 года партитура была полностью завершена. Премьера спектакля состоялась в феврале следующего года и имела невероятный успех. За сезон спектакль был поставлен 36 раз.

В дальнейшем из наиболее ярких и самостоятельных номеров Эдвард Григ создал две выдающиеся сюиты. Первая сюита op. 46 была полностью закончена в 1888 году, вторая сюита была составлена спустя три года. Музыка была очень узнаваема, поэтому многие дирижеры того времени мгновенно включили произведения в собственный репертуар. На сегодняшний день музыка не теряет собственной актуальности, она по-прежнему отражает национальный норвежский колорит, свойственный творчеству Эдварда Грига.

Музыка к спектаклю «Пер Гюнт» отличается колористичностью и красочностью. Отдельные номера, которые вошли в сюиты, представляют собой законченные музыкальные композиции. Каждый номер продуман до мелочей, композитор сумел проиллюстрировать самобытность других стран при помощи приемов, характерных для музыки иных национальностей.

Первая сюита открывается номером «Утро». Выразительные средства, к которым обращается композитор – это пентатоника, чистая прозрачная гармония и тембры флейты, гобоя. Все это создает живописную пасторальную картину.

«Смерть Озе» - невероятно лиричный и трагичный номер. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью. Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии на фоне тяжелых аккордов. Она развивается как бы с трудом. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия.

Следующий номер первой сюиты -«Танец Анитры».Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, контрастами тем. Гибкость, грациозность мелодии, и ее восточная красота подчеркивают ориентальный образ героини, сочетающей в себе пленительность и коварство.

«В пещере горного короля» - музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие. В основе пьесы – всего одна тема в характере марша, которая несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз меняет что-то в ее сопровождении. Звучность усиливается, постепенно вступает весь оркестр, ускоряется темп. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре, пока внезапно все прерывается резкими аккордами.

«Песня Сольвейг» -Один из номеров второй сюиты. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное — вера. Мелодия запева повествовательна и печальна. Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева - воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером.

Богатство образов, стилистическое разнообразие, использование необычных художественных приемов делают музыку по-настоящему уникальной и неповторимой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.