|
||||||
Тема урока: «Нефть. Нефтепродукты».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема урока: «Нефть. Нефтепродукты». Форма урока: лекция Задачи урока Образовательная: изучить свойства нефти, её состав, дать представление о её перегонке как о физическом процессе и о химических способах переработки нефти, о применении нефтепродуктов. Ознакомить учащихся с основными понятиями: ректификация, крекинг, риформинг, ароматизация углеводородов, детонационная стойкость бензина, октановое число. Развивающая: развивать самостоятельность учащихся в работе с источниками информации, умение пользоваться знаниями, полученными на других предметах, сравнивать способы переработки нефти и анализировать достижения химической науки в этой области. Оборудование: на партах оборудование для изучения физических свойств нефти, инструкция к л/р, коллекции « Нефть и нефтепродукты»; географическая карта России и карта Астраханской области, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; на демонстрационном столе – установка для прямой перегонки нефти, таблица «Термический крекинг», «Каталитический крекинг», модель птицы, кристаллизатор со смесью воды и нефти, портреты Д.И.Менделеева, М.В.Ломоносова, Н.Д.Зелинского. Ход урока I Организационный момент II Изучение н/м с опорой на знания учащихся План 1.Состав нефти, перегонка нефти 2. Крекинг нефти (термический, каталитический) 3. Задачи в области развития нефтеперерабатывающей промышленности
Вводное слово учителя. Знакомит учащихся с темой урока, планом урока, целью и задачами (межпредметные связи). Учитель: что такое нефть, что можете рассказать о ней, как люди с древности научились добывать и использовать нефть для своих нужд, какие точки зрения существуют о происхождении нефти. Сообщение учащегося (желательно презентация). Учитель: чтобы узнать о месторождениях нефти в нашей стране и Астраханской области нам понадобятся знания экономической географии. Кто может рассказать и показать на карте. Сообщение учащегося. Учитель: изучим физические свойства нефти, для этого выполним небольшую лабораторную работу, следуя инструкции. Школьники выполняют л/р, записывают наблюдения Учитель включает диск Кирилла и Мефодия, слайд состав нефти. Учитель: какими свойсвами обладает нефть? Уч-ся делятся наблюдениями. Учитель знакомит со слайдом «Состав нефти» Учитель: Расскажите о истории переработки нефти. Сообщение уч-ся. Дем. слайдов «Перегонка нефти в промышленности», Рассказывает о перегонке мазута. Мазут – это не только топливо для котельных, но и ценнейшее сырьё для получения различных видов технических смазочных масел. Переработать мазут не так - то просто, он состоит из тяжёлых углеводородов, поэтому его надо нагревать до температуры выше 350о С . При такой высокой температуре углеводороды разлагаются на углерод и водород. Чтобы этого не происходило, процесс проводят при пониженном давлении и в специальных вакуумных установках. Они похожи на установки для прямой перегонки такая же трубчатая печь и ректификационная колонна. Учитель демонстрирует установку для перегонки нефти в лаборатории, демонстрирует перегонку нефти. Учитель: подробнее изучим продукты первичной переработки нефти и мазута. Дем. коллекцию «Нефть. Нефтепродукты», показывает и рассказывает о том, что можно получить из мазута Школьники изучают коллекции «Топливо» и «Нефть. Нефтепродукты» в лабораторном режиме. Сообщение учащегося о применении нефтепродуктов. Учитель включает интерактивную доску. Учитель: на технологии, изучая трактор, вы знакомитесь с качеством топлива, с марками бензина. Показателем качества является детонационная стойкость. Расскажите. Сообщение уч-ся (интерактивная доска). Учитель: при прямой перегонке нефти получают только 20 % бензина, это количество не могло удовлетворить всё возрастающий спрос. Необходимо было найти способы получения дополнительных источников получения бензина. Такой способ был найден и назван крекингом (от англ. to crack- расщеплять). Промышленный крекинг- процесс был изобретён русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. Сообщение уч-ся о В.Г.Шухове. Учитель: в чём суть процесса (на интерактивной доске) Это химический процесс (по радикальному мех-му) С16Н34→С8Н18+С8Н16 гексадекан октан октен С8Н18 →С4Н10 + С4Н8 бутан бутен С4Н10 → С3Н6 + СН4 пропан метан Образуются непредельные углеводороды, что повышает детонационную стойкость бензина. Крекинг-это процесс расщепления углеводородов на молекулы с меньшим числом атомов углерода. Учитель дем. табл «Термический крекинг» Происходит в трубчатой печи сырьё (мазут) нагревают до 470-550оС под давлением до 5 МПа. При таких условиях образуется жидкость, которую разделяют в ректификационной колонне. Учитель дем табл «Каталитический крекинг» Каталитический крекинг осуществляют с помощью катализатора природных или синтетических алюмосиликатов. Благодаря катализатору процесс ведётся при более низкой температуре 450-500оС и с большей скоростью. Технически провести каt крекинг было очень сложно, т к каt покрывался продуктами разложения углеводородов и он терял свою активность. Приходилось восстанавливать активность каt путём выжигания. Инженеры сконструировали установки, которые работают по принципам « кипящего слоя», циркуляции и непрерывности. Сырьё-газойль поступает из трубчатой печи смешивается с пылевидным нагретым каt и по трубопроводу непрерывно поступает в реактор. Ёмкость реактора очень велика и частицы каt перемешиваясь напоминаю кипящую жидкость. Происходит крекинг. Продукты крекинга поднимаются вверх, очищаются от частиц каt и поступают на ректификацию. Катализатор удаляется из реактора, он подхватывается потоком воздуха и выносится в регенератор. В регенераторе так же по принципу кипящего слоя происходит выжигание ненужных веществ с поверхности каt . После этого он вновь поступает в реактор, смешиваясь по пути с сырьём. Учитель дем (на рабочем столе компьютера) таблицу. Сравнительная характеристика термического и каталитического крекингов. Учитель: кроме крекинга вторичной переработкой нефти является ароматизация углеводородов, т е превращение предельных и циклических в ароматические углеводороды. Процессы происходят при риформинге (облагораживании) бензинов. Их нагревают в присутствии платинового катализатора. Учитель: данные вопросы изучает специальная отрасль производства нефтехимическая промышленность. Важной её задачей является внедрение безотходных производств. Это позволяет экономнее расходовать нефтересурсы и оберегать окружающую среду. Нефть и нефтепродукты могут являться сильнейшими источниками загрязнения. Сообщение уч-ся Дем. Птицы в нефти. III Итоги урока Выполнены ли цель и задачи. Оценка работы учащихся. Д/З § 53.
Цели урока:
Опрос домашнего задания: 1) Состав и применение природного газа. 2) Состав и применение нефтяного газа. Работа по разноуровневым карточкам: 1. Осуществить превращения:
Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем. ^ Сообщение ученика: Роль нефти в современном мире. Нефть известна человечеству с давних времен. На берегу Евфрата она добывалась 6-7 тыс. лет до н. э. Использовалась она для освещения жилищ, для бальзамирования. Нефть являлась составной частью зажигательного средства, вошедшего в историю под названием «греческого огня». В средние века она использовалась главным образом для освещения улиц. Вначале 19 века в России из нефти путем перегонки было получено осветительное масло, названное керосином, который использовался в лампах, изобретенных в середине 19 века. В тот же период в связи с ростом промышленности и появлением паровых машин стал возрастать спрос на нефть как источник смазочных веществ. Внедрение в конце 60-х гг. 19 века бурения нефтяных скважин считается зарождением нефтяной промышленности. На рубеже 19-20 веков были изобретены бензиновый и дизельный двигатели. Это привело к бурному развитию добычи нефти и способов ее переработки. Нефть-это «сгусток энергии». Используя всего лишь 1 мл этого вещества, можно нагреть на один градус целое ведро воды, а для того чтобы вскипятить ведерный самовар, нужно менее половины стакана нефти. По концентрации энергии в единице объема нефть занимает 1 место среди природных веществ. Даже радиоактивные руды не могут конкурировать с ней в этом отношении, так как содержание в них радиоактивных веществ настолько мало, что для извлечения 1 мг ядерного топлива надо переработать тонны горных пород. Залежи сырой нефти и газа возникли 100-200 миллионов лет назад в толще Земли. Происхождение нефти- одна из сокровенных тайн природы. Существует 2 теории происхождения нефти: неорганическая теория и органическая теория. Неорганическая теория- нефть образуется на основе карбидов металлов.
Современная наука имеет веские доказательства того, что в доисторические времена микроскопические морские растения и животные оказались включенными в осадочные породы, образовавшиеся на дне моря. В результате все более глубокого погребения под толщей осадочных пород органические вещества подверглись воздействию высоких температур и давления, что привело к их термическому разложению и образованию нефти и газа. ^ Учитель химии: А сейчас познакомимся с физическими свойствами нефти. Лабораторный опыт №1. Тема: Физические свойства нефти. Ход работы: 1. Рассматриваем пробирку с нефтью (масленичная жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.) Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов. 2. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности. Учитель биологии: О влиянии нефти (продолжение лабораторного опыта: обмакивание пера в стакан с водой на поверхности которой пленка из нефти). ^ Сообщение ученика: «Нефтяная чума». «Нефтяная чума» появилась не сегодня и не внезапно. Еще в 1922 году в Великобритании принято постановление, запрещающее слив нефти в ее территориальные воды. В дальнейшем заключались международные соглашения, проводились международные совещания, создавались советы и комитеты по борьбе с нефтяным загрязнением морей. Но благополучного решения проблемы пока не видно. Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Источников поступления нефти в моря и океаны много: это сброс очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. В настоящее время из каждых 10 добываемых в море тонн нефти 7-8 тонн доставляется к местам потребления морским транспортом. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. В 1967 году произошла авария супертанкера «Тори Каньон» у берегов Западной Европы. В море6 попало 120 тыс. тонн нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды и берега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90% морских птиц этих районов. Если перечислять все происходившие за последние годы аварии судов, получится громадный список. А всего 1 литр попавшей в воду нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс. литров морской воды. 1 тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Личинкам некоторых морских рыб необходимо сделать первый глоток воздуха. Нефтяная пленка не позволяет этого сделать, и они гибнут. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое воды. Опасность встречи с нефтью здесь особенно велика. На 1 гектаре морской поверхности может погибнуть более 100 миллионов рыбок, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить достаточно вылить 1 литр нефти. Некоторые составные части нефти несут гибель морским беспозвоночным и Ракообразным животным. Моллюски, например, накапливают канцерогенные вещества, извлекаемые ими из нефти. Трудно перечислить все беды, которые причиняет «нефтяная чума» океану. Учитель химии: Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений: алканы циклопарафины ароматические углеводороды В основном в состав нефти входят алканы, как линейного так и разветвленного строения. В ней найдены все изомеры гексана, гелтана. Кроме углеродов нефть содержит:
Учитель химии: Нефть перерабатывают на нефтеперерабатывающих заводах.
|
||||||
|