|
|||
Развитие речи детей и подготовка к письму в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики в условиях временной речевой группы»
«Развитие речи детей и подготовка к письму в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики в условиях временной речевой группы»
Учитель-логопед Жуковская Е.Ю. Санкт-Петербург
Особенности детей, посещающих временные речевые группы, а именно: нарушение произношения отдельной группы звуков, отсутствие нарушений грамматического стоя речи, фонетико-фонематическиих функций, делают целесообразным отведение большего количества времени на занятиях играм и упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики. Это утверждение основывается на результатах исследований, проведенных учеными Института физиологии детей и подростков АПН (Е.И. Исенина, М.М. Кольцова, Л.В. Антакова-Фомина), в ходе которых было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть при наличии даже незначительного отставания в речевом развитии у ребенка, на тренировку его рук и пальчиков необходимо обратить особое внимание. Еще одним поводом для проведения такой работы является то, с какой увлеченностью и интересом дети выполняют упражнения, целью которых является развитие мелкой моторики. Известно, что личностная заинтересованность ребенка в выполнении задания является залогом положительного результата проводимого коррекционного воздействия. Кроме того, в процессе выполнения детьми различных игровых упражнений решается целый комплекс задач коррекционных задач: это и развитие речи детей, и уточнение пространственной ориентировки и развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, укрепление мелкой мускулатуры пальцев рук и развитие внимания, памяти и мышления детей. Таким образом, при использовании игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, в сущности, осуществляется работа по подготовке детей к письму и профилактике нарушений письменной речи. Начав работу по развитию мелкой моторики, учитель-логопед может столкнуться с рядом трудностей: дети с разным уровнем сформированности тонких движений пальцев рук с одинаковым интересом включаются в игры, но некоторые из них не укладываются в общий темп работы, не справляются с предложенным материалом. Часто причиной этого являются не столько слабые и некоординированные движения пальцев, сколько невозможность сосредоточить внимание, сложности в пространственной ориентировке. Таким образом, актуальным становится проведение первичной диагностики, результаты которой позволяют не только определить степень сформированности тонких движений пальцев рук, но и выявить причины, вызывающие затруднения в выполнении того или иного игрового задания (неустойчивое внимание, трудности в ориентировке, восприятии целостного образа предмета и т.д.) Учет полученных сведений позволяет построить коррекционный процесс наиболее эффективно. Однако, одних занятий с логопедом зачастую оказывается недостаточной, что объясняется ограниченным сроком пребывания ребенка во временной речевой группе (полгода, в редких случаях, год). Поэтому часть работы может быть возложена на воспитателей и родителей детей, посещающих группу. Кроме того, такая работа может быть полезна и «чистоговорящим» детям с целью подготовки их к письму. С целью пропаганды логопедических знаний среди участников педагогического процесса (родителей и воспитателей) учителем-логопедом могут быть проведены консультации, практикумы и мастер-классы на темы: « Профилактика нарушений письменной речи у детей в детском саду», «Обучение детей самомассажу кистей и пальцев рук», «Пальчиковые игры, как средство развития и совершенствования речи детей», «Готовим руку к школе» и т.д. Одной из проблем, с которой сталкиваются логопеды в процессе своей работы, является непонимание родителями необходимости работы по закреплению того или иного умения. Эта проблема становится наиболее актуальной на стадии автоматизации звука, ведь известно, что любой навык вырабатывается путем многократного повторения. Учитывая все это в работе с родителями, логопед часто вынужден опираться на интерес ребенка, который сам «втягивает» маму или папу в игру. Особенно хорошо такой прием действует в отношении пальчиковых игр. Детям такие игры очень нравятся, часто они сами придумывают новые «позы», с удовольствием делятся своими успехами с родителями, просят поиграть с ними. Подводя итоги, хочу еще раз отметить огромное значение использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики в структуре коррекционной работы во временной речевой группе для детей с НПОЗ. Эти игры оказывают неоценимую помощь логопеду в проведении логопедического воздействия, позволяя сделать занятие более интересным и эффективным для детей. В процессе таких игр осуществляется также развитие неречевых функций: внимания, памяти, зрительного восприятия, мышления, без чего невозможно успешное усвоение ребенком школьных знаний. Так как одной из главных задач работы ДОУ является осуществление подготовки детей к школе, работу по развитию мелкой моторики (при условии разностороннего подбора материала) можно считать одним из основных направлений в работе воспитателя и учителя-логопеда. А то, с каким неослабевающим интересом дети выполняют предложенные игровые задачи, является залогом успешного завершения коррекционного процесса.
Использованная литература:
§ Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения), М., 1996
§ Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. «Дефектология» № 3, 1999
§ Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей . СПб, 1995 Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб, 1997
|
|||
|