|
|||
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Вариант 2. Социальная мобильность(№ 4237220) 1. Задание 25 № 12015 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее характер социальной мобильности в демократическом обществе. 2. Задание 25 № 12163 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «вертикальная социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности. 3. Задание 25 № 12165 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности. 4. Задание 25 № 12184 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности; − одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. 5. Задание 26 № 3775 Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. 6. Задание 26 № 6183 проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности. 7. Задание 27 № 516 Назовите и После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии? 8. Задание 27 № 1330 В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки). 9. Задание 27 № 3887 Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами. 10. Задание 28 № 1479 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 11. Задание 28 № 10580 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. ОТВЕТЫ: Задание 25 (С5) № 12015 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее характер социальной мобильности в демократическом обществе. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: социальная мобильность — перемещение индивида или социальной группы в структуре общества, связанное с изменением социального статуса; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «Важнейшими каналами социальной мобильности в современном обществе являются образование, брак, бизнес, СМИ и массовая культура, профессиональный спорт»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о двух и более каналах социальной мобильности.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе, например: «Демократическое общество является открытым, в нём нет искусственных преград, затрудняющих восходящую мобильность». (Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса характер социальной мобильности в демократическом обществе). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и / или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании. Задание 25 (С5) № 12163 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «вертикальная социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности. Пояснение. 1) Вертикальная социальная мобильность представляет собой перемещение индивиды или группы в социальной структуре с улучшение или ухудшением социального статуса. 2) Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов. 3) Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе. Задание 25 (С5) № 12165 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности; − одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности. Пояснение. 1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.) 2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.) 3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения. Задание 25 (С5) № 12184 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности; − одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества; 2) одно предложение с информацией о типах социальной мобильности, опирающееся на знание курса, например: — Типами социальной мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность; 3) одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. например: маргинальность предполагает промежуточное, социально неопределённое состояние социального субъекта в процессе социальной мобильности. (Может быть составлено любое другое предложение, характери-зующеемаргинальность как возможное проявление социальной мобильности.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Задание 26 (С6) № 3775 Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. Пояснение. В правильном ответе могут быть указаны следующие "лифты" и примеры: - Брак. Девушка вышла замуж за успешного бизнесмена, её социальный статус повысился.
- Профессия. Способный учитель стал директором школы. - Армия. Отличный солдат стал сержантом и был назначен командиром отделения.. Могут быть приведены и иные "лифты" и примеры не искажающие смысла. Задание 26 (С6) № 6183 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три вида социальной мобильности. Пояснение. В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы виды мобильности: 1) вертикальная восходящая социальная мобильность (например, повышение человека в должности и переход на руководящую работу); 2) вертикальная нисходящая социальная мобильность (например, разорение предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего); 3) горизонтальная социальная мобильность (например, переход человека из одного гражданства в другое). Задание 27 (С7) № 516 После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии? Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус. Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности. Задание 27 (С7) № 1330 В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности. Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче. Укажите две характеризующие его черты (признаки). Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Дан ответ, например: - описываемое в задании явление - социальная мобильность, одна из ее форм - миграция.
2) Приведены характерные черты, например: приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как: - групповую (охватывает множество людей); - территориальную (географическую) (люди меняют местожительства); - горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте). Могут быть приведены иные формулировки.
Задание 27 (С7) № 3887 Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой в кафе. Здесь её заметил известный режиссёр и пригласил на главную роль в своём новом фильме, ставшем впоследствии очень популярным. О каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? Какие два вида этого процесса нашли отражение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведёнными в условии задания фактами. Пояснение. В правильном ответе должны быть указаны: - процесс: социальная мобильность; - виды социальной мобильности в данном примере: 1. вертикальная нисходящая - когда устроилась на работу официанткой; 2. вертикальная восходящая - когда стала киноактрисой. Задание 28 (С8) № 1479 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: — корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие социальной мобильности. 2) Факторы, влияющие на социальную мобильность. 3) Виды социальной мобильности: а)вертикальная,горизонтальная; б) групповая, индивидуальная. 4) Социальные лифты: а) бизнес; б) армия; в) брак; г) церковь и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Задание 28 (С8) № 10580 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитывается: — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; — наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу; — корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Что такое социальный статус. 2. Виды социальных статусов: а) предписанный; б) приобретаемый. 3. Понятие «социальная мобильность» и её виды: а) горизонтальная и вертикальная; б) индивидуальная и групповая и др. 4. Влияние социальной мобильности на статус личности: а) каналы восходящей социальной мобильности; б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется; в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
|
|||
|