Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.



 

Вариант 2. Социальная мобильность(№ 4237220)

1. Задание 25 № 12015

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе.

2. Задание 25 № 12163

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «вертикальная со­ци­аль­ная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее дей­ствие лю­бо­го из ка­на­лов со­ци­аль­ной мобильности.

3. Задание 25 № 12165

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

4. Задание 25 № 12184

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности;

− одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.

5. Задание 26 № 3775

Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

6. Задание 26 № 6183

про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ной мобильности.

7. Задание 27 № 516

Назовите и

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

8. Задание 27 № 1330

В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.

Укажите две характеризующие его черты (признаки).

9. Задание 27 № 3887

Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

10. Задание 28 № 1479

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

11. Задание 28 № 10580

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен

содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


ОТВЕТЫ:

Задание 25 (С5) № 12015

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) смысл понятия, например: со­ци­аль­ная мо­биль­ность — пе­ре­ме­ще­ние ин­ди­ви­да или со­ци­аль­ной груп­пы в структуре

общества, свя­зан­ное с из­ме­не­ни­ем со­ци­аль­но­го статуса; (Может быть при­ве­де­но иное, близ­кое по смыс­лу опре­де­ле­ние или объ­яс­не­ние смыс­ла понятия.)

2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, например:

«Важнейшими ка­на­ла­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ют­ся образование, брак, бизнес, СМИ и мас­со­вая культура, про­фес­си­о­наль­ный спорт»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о двух и более ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности.)

3) одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе, например: «Демократическое об­ще­ство яв­ля­ет­ся открытым, в нём нет ис­кус­ствен­ных преград, за­труд­ня­ю­щих вос­хо­дя­щую мобильность». (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие предложения, рас­кры­ва­ю­щие с опо­рой на зна­ния курса ха­рак­тер со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в де­мо­кра­ти­че­ском обществе).

Предложения долж­ны быть сфор­му­ли­ро­ва­ны корректно, не со­дер­жать элементов, ис­ка­жа­ю­щих смысл по­ня­тия и / или его аспектов. Предложения, со­дер­жа­щие сущ­ност­ные ошибки, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Задание 25 (С5) № 12163

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «вертикальная со­ци­аль­ная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ка­на­лах со­ци­аль­ной мобильности;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее дей­ствие лю­бо­го из ка­на­лов со­ци­аль­ной мобильности.

Пояснение.

1) Вертикальная со­ци­аль­ная мобильность пред­став­ля­ет собой пе­ре­ме­ще­ние индивиды или груп­пы в со­ци­аль­ной структуре с улучшение или ухудшением социального статуса.

2) Перейти из группы в группу, повысить свой социальный статус можно благодаря службе в армии, вступлению в брак, получению образования, получившим наименование социальных лифтов.

3) Одним из важнейших каналов социальной мобильности является образование, открывающее доступ к престижным должностям и званиям, без которого невозможно сделать карьеру в современном обществе.

Задание 25 (С5) № 12165

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее сущность любого из видов социальной мобильности.

Пояснение.

1) смысл понятия, например: социальной мобильностью называется изменение социальной позиции индивида, социальной группы; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) предложение с информацией о видах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: Социологи выделяют вертикальную и горизонтальную, индивидуальную и групповую социальную

мобильность. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах социальной мобильности.)

3) предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из видов социальной мобильности, например: Вертикальная мобильность связана с перемещением человека или социальной группы вверх или вниз по социальной лестнице, улучшением или ухудшением их социального положения.

Задание 25 (С5) № 12184

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах социальной мобильности;

− одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества;

2) одно предложение с информацией о типах социальной мобильности, опирающееся на знание курса, например:

— Типами социальной мобильности являются вертикальная и горизонтальная мобильность;

3) одно предложение, характеризующее маргинальность как возможное проявление социальной мобильности. например: маргинальность предполагает промежуточное, социально неопределённое состояние социального субъекта в процессе социальной мобильности.

(Может быть составлено любое другое предложение, характери-зующеемаргинальность как возможное проявление социальной мобильности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Задание 26 (С6) № 3775

Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие "лифты" и примеры:

- Брак. Де­вуш­ка вышла замуж за успеш­но­го бизнесмена, её со­ци­аль­ный ста­тус повысился.

 

- Профессия. Спо­соб­ный учи­тель стал ди­рек­то­ром школы.

- Армия. От­лич­ный сол­дат стал сер­жан­том и был на­зна­чен ко­ман­ди­ром отделения..

Могут быть при­ве­де­ны и иные "лифты" и при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Задание 26 (С6) № 6183

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три вида со­ци­аль­ной мобильности.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны виды мобильности:

1) вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, по­вы­ше­ние че­ло­ве­ка в долж­но­сти и пе­ре­ход на ру­ко­во­дя­щую работу);

2) вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, ра­зо­ре­ние пред­при­ни­ма­те­ля и пре­вра­ще­ние его в наёмного рабочего);

3) го­ри­зон­таль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность (например, пе­ре­ход че­ло­ве­ка из од­но­го граж­дан­ства в другое).

Задание 27 (С7) № 516

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

Задание 27 (С7) № 1330

В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.

Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) Дан ответ, например:

- описываемое в задании явление - социальная мобильность, одна из ее форм - миграция.

 

2) Приведены характерные черты, например: приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как:

- групповую (охватывает множество людей);

- территориальную (географическую) (люди меняют местожительства);

- горизонтальную (люди не изменяют своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Могут быть приведены иные формулировки.

 

Задание 27 (С7) № 3887

Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- процесс: со­ци­аль­ная мобильность;

- виды со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в дан­ном примере:

1. вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая - когда устро­и­лась на ра­бо­ту официанткой;

2. вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая - когда стала киноактрисой.

Задание 28 (С8) № 1479

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитываются:

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

б) армия;

в) брак;

г) церковь и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Задание 28 (С8) № 10580

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен

содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

 

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Что такое социальный статус.

2. Виды социальных статусов:

а) предписанный;

б) приобретаемый.

3. Понятие «социальная мобильность» и её виды:

а) горизонтальная и вертикальная;

б) индивидуальная и групповая и др.

4. Влияние социальной мобильности на статус личности:

а) каналы восходящей социальной мобильности;

б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется;

в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.

 

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

 

Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.