Решение задач на смекалку.
Вопрос №3
1.Организационный момент
| Математику, друзья,
Не любить никак нельзя!
Очень точная наука,
Очень строгая наука –
Это МАТЕМАТИКА.
- Сегодня, мы продолжаем изучать такой интересный предмет, как математика. Приведём наш ум в порядок, узнаем новое, а для этого проведём исследование.
| 2.Самоопределение к деятельности.
| Знакомство с массой.
- Незнайке его друзья прислали две посылки. Каких друзей Незнайки вы знаете? Прочитайте книги и познакомьтесь с его товарищами.
- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).
– Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия? (Затруднение ??? или предположение???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.( выходят два ученика)
- Что теперь можете сказать? (Одна – легче, другая – тяжелее)
- Легче –тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать? Масса!
(На доске закрепляется слово)
-Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его по слогам. Прочитаем с ускорением.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Поделитесь своим мнением с соседом (работа в парах).
- Назовите всем тему нашего урока.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Выскажите свои предположения.
| 3.Работа по теме урока.
Практическая работа.
| Знакомство с весами.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)
- Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее?(Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).
- Ребята, а кто догадался, что мы сейчас сравниваем? (Массы предметов).
- Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).
- Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).
- А теперь возьмите в каждую руку по учебнику и сравните их массы. Что можно сказать о массах учебников? (Масса одного учебника равна массе другого учебника).
- Ребята, а каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).
- Правильно, массу предметов измеряют весами.
(На доску вывешивается слово «весы» )
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением.
Весы придумали древние торговцы, когда обменивались товаром. На разные чашечки весов они клали свои товар, и при равновесии чашек весов сделка считалась состоявшейся. Перед вами фрагмент фрески из Древнего Египта. Уже в 5 тысячелетии до н. э весы существовали.
- А какие бывают весы?(Весы бывают разные: чашечные, электронные, аптечные, механические.
- Где в жизни вы встречали весы?
- Люди каких профессий используют в своей деятельности весы?
У кого родители используют весы? Для чего?
Задание:
- Из деталей, которые находятся перед вами, сделаем рычажные весы(Учитель демонстрирует, а ученики повторяют)
Знакомство с единицей массы – граммом.
- Ребята, Незнайку угостили конфетой и он решил узнать его массу.
- На одну чашу весов Незнайка положил конфету, а на другую – 3 виноградинки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Запишем: 1 к. = 3в.
- Теперь Незнайка на одну чашу весов положил конфету, а на другую – 2 прищепки. Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии. Что это значит? (массы одинаковые)
- Запишем: 1 к. = 2 п.
- Так как взвешивали одну и туже конфету,можно записать:
3виноградины=2 прищепки
- Но мы знаем, что 3 > 2.
- Нет ли здесь ошибки?( Нет, мы измеряли разными мерками)
- Какой вывод можно сделать? (Нужна одинаковая мерка!)
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. Придумали такую мерку и назвали ее – грамм.
( На доске вывешивается слово «грамм»).
- Давайте прочитаем это слово по слогам. Прочитаем с ускорением. Какие особенности в написании этого слова вы заметили?
- Сокращенно это слово записывают « г.».(На доске вывешивается Г).
- В коробке №1 есть пластмассовые кубики ,масса которых 1 грамм,
- Есть в этой коробке и гири массой 10 г, .(рассматривание гирей)
- Существуют и другие единицы измерения массы: килограммы, тонны, центнеры. С этими единицами измерения мы познакомимся попозже.
Задание:
Самостоятельно попробуйте взвесить конфету, массу которой мы измеряли при помощи виноградин и прищепок. Для этого используйте гирьки из коробочки №2
| 4.Закрепление изученного материала.
| Работа в парах.
- Перед вами табличка .
Название предмета
| Масса предмета
| Сушка
| | Стеклянный шарик
| | Металлическая пластинка
| | Деревянный брусок
| | Определите массу каждого предмета с помощью весов и гирь.
- Какой самый тяжелый предмет? Какой самый легкий?
- Какие задачи можно придумать с полученными величинами? |
Решение задач на смекалку.
Воробей весит 100г. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
- В одной чашке весов лежало 80 г муки, а на другой 80 кг гвоздей. Что тяжелее?
|