|
|||
Примерный перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к комплексному экзамену по дисциплине «Теории обучения и воспитания»Примерный перечень вопросов для самоконтроля и подготовки к комплексному экзамену по дисциплине «Теории обучения и воспитания» 3 курс, 5 л.о. озо нач. классы 2014 1.Воспитание в структуре целостного образовательного процесса. 2.Цели воспитания: понятие, виды, исторический характер формирования. 3.Закономерности как основа научного подхода в воспитании личности. Характеристика основных закономерностей. 4.Принципы воспитания: понятие, характеристика принципов воспитания. 5.Содержание процесса воспитания. 6.Личность в процессе воспитания. 7.Роль деятельности и воспитывающей среды. 8.Воспитание и перевоспитание: взаимосвязь и противоречия. 9.Самовоспитание как необходимая составная часть развития личности. 10. Воспитательный процесс как динамическая система: сущность, критерии анализа воспитательной системы. 11. Особенности воспитательного процесса. 12. Противоречия воспитательного процесса. 13. Понятие «содержание воспитательного процесса». 14. Программа воспитания в воспитательном процессе. 15. Возрастные модификации программы воспитания. 16. Воспитанность как продукт программного воспитания. 17. Базовые теории и модели воспитания. 18. Современные концепции воспитания. 19. Методы воспитания: понятие, классификация, характеристика. 20. Методы формирования сознания личности. 21. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности. 22. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности. 23. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. 24. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания. 25. Формы и средства воспитания: понятие, классификация, характеристика. 26. Воспитательная система: понятие, этапы развития, оценка эффективности. 27. Первый кадетский корпус как гуманистическая воспитательная система. 28. Школа детской радости. 29. Система В.А. Караковского. 30. Школа–интернат с лицейскими классами: воспитательная система семейного типа. 31. Школа Саммерхил – система свободного воспитаниия 32. «Свободная школьная община» в Виккерсдорфе. 33. Вальдорфская школа. 34. «Справедливое общество» Л. Кольберга. 35. Коллектив: понятие, основные признаки, виды. 36. Структура школьного воспитательного коллектива. Психолого–педагогические функции первичного детского коллектива. 37. Основные компоненты психологической структуры коллектива. 38. Межличностные отношения в коллективе: интеллектуальный, эмоциональный, нравственно правовой аспекты взаимоотношений. 39. Механизмы межличностных отношений в коллективе. Пути гуманизации отношений в коллективе. 40. Коллективное мнение как важнейший компонент психологии коллектива. 41. Роль педагога в формировании и развитии здоровых взаимоотношений. 42. Этапы и уровни развития детского коллектива (по Л.И. Уманскому). 43. Основные условия развития коллектива. 44. Взаимосвязь этапов развития детского коллектива с этапами работы педагога. 45. Программа изучения детского коллектива. 46. Планирование работы классного руководителя. 47. Понятие и основные идеи КТД. 48. Технология КТД. 49. Формы и содержание творческих дел. 50. Общая характеристика временного детского коллектива. Основные признаки. 51. Педагогические задачи работы с временным детским коллективом. Основные этапы развития временного детского коллектива. 52. Особенности работы педагога на каждом этапе развития детского коллектива. Основные формы и методы работы. 53. Применение методов педагогического исследования в изучении детского коллектива: социометрия, тестирование, анкетирование, изучение независимых характеристик и др. 54. Диагностика воспитанности школьников. Функции диагностики, виды и критерии (жесткие, мягкие, содержательные, оценочные, общие, частные и др.) 55. Использование результатов изучения в работе воспитателя с коллективом. 56. Развитие ученического самоуправления. 57. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. 58. Роль планирования в деятельности воспитателя, виды планирования. 59. Разработка перспективных линий в планировании деятельности коллектива. 60. Диагностика и анализ развития детского коллектива, их роль в планировании деятельности. 61. Детские общественные организации. 62. Изучение педагогом общественных интересов школьников и учет результатов в планировании воспитательной работы. 63. Привлечение детей–участников ДОО к планированию и организации жизнедеятельности детского коллектива. 64. Вовлечение «трудных» подростков в деятельность ДОО.
|
|||
|