Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статуя, завидно, гербы, брала.



 

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Земля, словно душа ч..ловеческая, во(з/с)станавл..вается даже после самых тяжк..х   потр..сений.

Вот пройдёт лесной пожар и нач..сто слиж..т (не)насытными огн..(н,нн)ыми(2)языками всё ж..вое на пр..горк.. . Остан..т..ся (серо)ч..рная, (не)пр..ветливая земля. Но проход..т годы. Ветер нанос..т из леса на пр..горок сем..на  се..т их в п..крытую трещинами почву.

И однажды после весе(н,нн)его дожд..ка ты увид..ш..,  как проб..вают..ся из-под  пней  упрямые р..сточ..ки и тянут..ся к со..нцу. Между обг..релых корней вдруг сверкнёт алая земл..ника! Скоро ш..потом заг..ворят (з/с)десь ю(н,нн)ые берё(з/с)ки затр..пещ..т(3)от утре(н,нн)его ветерка лист..я на ро(б/п)ких осинках. Пр..подним..тся  на  ги(б/п)ких ветвях и зацв..тёт к..лючий малинник.(4)Зар..зовеет кипрей и крепко уцеп..т..ся за землю пирами(д/т)ки ёлочек. На пр..горк.. снова праз..ник!

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

 

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

 

(3) – морфологический разбор слова;

 

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

 

В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.

 

Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Статуя, завидно, гербы, брала.

 

 

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.

 

 

Над третьей задачей я бился целый вечер, но решить её не удалось.

Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) сладкий какао

2) красивейший вид

3) четверо подруг

4) на семистах страницах

 

Ответ.                                                                                                                                               

 

Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дни в октябре ветреные и дождливые.

2) Любимое занятие Егорки строительство башни из кубиков.

3) Бабушкины пирожки румяны и очень вкусны!

4) Кудрявая розовая герань распустилась на моём окошке.

 

Ответ.                                                                                                                                               

 

 

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дети молчали и всматривались в темноту но мимо дома никто не проходил.

2) У киоска мороженого толпились люди и мы решили обойтись холодным лимонадом.

3) Пионы никнут от жары роняют лепестки и благоухают на весь палисадник.

4) Смотри на меня океан очами небесного цвета!

 

Ответ.                                                                                                                                               


Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова

«отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово

«отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.

(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров»,

«Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами – так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии – Петров, Лукин и множество других.

(12)А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович – в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» (16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так:

«Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава…» (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей – в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.

(По книге «Моя семья»)

Определите и запишите основную мысль текста.

 

Ответ.                                                                                                                                               

 


 


 


 

 

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

 

Ответ.                                                                                                                                               

 


 


 


Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству?

Ответ.                                                                                                                                               

 


 


 

Определите и запишите лексическое значение слова «обычный» («обычных») из предложения 18. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

 

Ответ. Обычный –                                                                                                                            


 

Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

 

Ответ. Величать –                                                                                                                             


 

 

Объясните и запишите значение фразеологизма делать из мухи слона. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

 

Ответ. Делать из мухи слона –                                                                                                        

 

 

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.