Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»

для студентов второго курса

Для студентов, не сдавших дисциплину «Основы права» в установленный срок, зачет будет проходить в форме собеседования. Вопросы для подготовки к зачету прилагаются.

К собеседованию допускаются студенты, имеющие конспект по всем темам.

Необходимо быть готовым не только отвечать на теоретические вопросы, но и решать ситуационные задачи. Алгоритм и пример решения задач прилагается.

Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине «Основы права»

1. Основные теории происхождения права.

2. Понятие и признаки права. Понятие права в субъективном и объективном смысле.

3. Функции права.

4. Понятие и виды социальных норм.

5. Право в системе социальных норм (соотношение права и морали).

6. Понятие и виды источников права.

7. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды.

8. Понятие и признаки закона. Виды законов.

9. Действие нормативно-правовых актов.

10. Законодательный процесс в Российской Федерации.

11. Система права: понятие и элементы.

12. Понятие отрасли права. Основания деления права на отрасли.

13. Характеристика основных отраслей российского права.

14. Частное и публичное право.

15. Соотношение системы права и системы законодательства.

16. Понятие нормы права и ее структура.

17. Виды правовых норм.

18. Правоотношение: понятие и признаки. Структура правоотношения.

19. Основания возникновения правоотношений.

20. Юридические презумпции и фикции.

21. Субъекты правоотношения. Правоспособность и дееспособность.

22. Объекты правоотношения.

23. Содержание правоотношения.

24. Виды правоотношений.

25. Правомерное поведение: понятие и виды.

26. Правонарушение: понятие и признаки.

27. Состав правонарушения.

28. Виды правонарушений.

29. Понятие и признаки юридической ответственности.

30. Цели, функции и принципы юридической ответственности.

31. Виды юридической ответственности.

32. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

33. Понятие «Конституция». Виды конституций.

34. Конституция Российской Федерации 1993 года (юридические свойства и структура).

35. Основы конституционного строя Российской Федерации

36. Правовой статус личности: понятие и структура.

37. Виды правового статуса личности.

38. Гражданство Российской Федерации.

39. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан Российской Федерации.

40. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина.

41. Понятие и признаки государственного органа.

42. Классификация органов государственной власти.

43. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

44. Президент Российской Федерации.

45. Федеральное Собрание Российской Федерации.

46. Правительство Российской Федерации.

47. Принцип разделения властей.

48. Судебная система в Российской Федерации.

49. Понятие правосудия. Принципы судопроизводства в Российской Федерации.

50. Понятие правоохранительных органов. Законодательство о правоохранительных органах.

51. Прокуратура Российской Федерации.

52. Полиция в Российской Федерации.

53. Адвокатура в Российской Федерации.

54. Нотариат в Российской Федерации.

Примеры задач:

1. Житель г. Троицка Кочедыков, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Кочедыков обратился в суд с жалобой на неправомерное решение военкомата. На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова?

2. В телевизионном репортаже из женской колонии известный тележурналист Н. распространил информацию о некоторых аспектах быта, осужденных без их согласия. Группа отбывающих наказание женщин обратилась в Прокуратуру РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав. Какие права были нарушены?

 

Алгоритм решения задач:

1. К решению задач следует приступать только после предварительного изучения учебной и нормативной литературы.

2. Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной. Кроме того, необходимо точно усвоить на какие конкретно вопросы, и в какой их постановке надлежит отвечать.

3. При решении следует исходить из того, что описанные в задаче фактические обстоятельства являются установленными и доказанными.

4. Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание соответствующего законодательства, умение свободно в нем ориентироваться.

5. Отвечая на поставленные в задаче вопросы нельзя ограничиваться ответами, например, «Да, подлежит», «Нет, не является» и т.п. Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Необходимо давать точные юридические формулировки, грамотно и разборчиво излагать свои мысли, ответы должны быть развернутыми, теоретически обоснованными, с обязательными ссылками на нормы права.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.