|
|||
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУСтр 1 из 2Следующая ⇒ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА» для студентов второго курса Для студентов, не сдавших дисциплину «Основы права» в установленный срок, зачет будет проходить в форме собеседования. Вопросы для подготовки к зачету прилагаются. К собеседованию допускаются студенты, имеющие конспект по всем темам. Необходимо быть готовым не только отвечать на теоретические вопросы, но и решать ситуационные задачи. Алгоритм и пример решения задач прилагается. Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине «Основы права» 1. Основные теории происхождения права. 2. Понятие и признаки права. Понятие права в субъективном и объективном смысле. 3. Функции права. 4. Понятие и виды социальных норм. 5. Право в системе социальных норм (соотношение права и морали). 6. Понятие и виды источников права. 7. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. 8. Понятие и признаки закона. Виды законов. 9. Действие нормативно-правовых актов. 10. Законодательный процесс в Российской Федерации. 11. Система права: понятие и элементы. 12. Понятие отрасли права. Основания деления права на отрасли. 13. Характеристика основных отраслей российского права. 14. Частное и публичное право. 15. Соотношение системы права и системы законодательства. 16. Понятие нормы права и ее структура. 17. Виды правовых норм. 18. Правоотношение: понятие и признаки. Структура правоотношения. 19. Основания возникновения правоотношений. 20. Юридические презумпции и фикции. 21. Субъекты правоотношения. Правоспособность и дееспособность. 22. Объекты правоотношения. 23. Содержание правоотношения. 24. Виды правоотношений. 25. Правомерное поведение: понятие и виды. 26. Правонарушение: понятие и признаки. 27. Состав правонарушения. 28. Виды правонарушений. 29. Понятие и признаки юридической ответственности. 30. Цели, функции и принципы юридической ответственности. 31. Виды юридической ответственности. 32. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 33. Понятие «Конституция». Виды конституций. 34. Конституция Российской Федерации 1993 года (юридические свойства и структура). 35. Основы конституционного строя Российской Федерации 36. Правовой статус личности: понятие и структура. 37. Виды правового статуса личности. 38. Гражданство Российской Федерации. 39. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан Российской Федерации. 40. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. 41. Понятие и признаки государственного органа. 42. Классификация органов государственной власти. 43. Система органов государственной власти в Российской Федерации. 44. Президент Российской Федерации. 45. Федеральное Собрание Российской Федерации. 46. Правительство Российской Федерации. 47. Принцип разделения властей. 48. Судебная система в Российской Федерации. 49. Понятие правосудия. Принципы судопроизводства в Российской Федерации. 50. Понятие правоохранительных органов. Законодательство о правоохранительных органах. 51. Прокуратура Российской Федерации. 52. Полиция в Российской Федерации. 53. Адвокатура в Российской Федерации. 54. Нотариат в Российской Федерации. Примеры задач: 1. Житель г. Троицка Кочедыков, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Кочедыков обратился в суд с жалобой на неправомерное решение военкомата. На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова? 2. В телевизионном репортаже из женской колонии известный тележурналист Н. распространил информацию о некоторых аспектах быта, осужденных без их согласия. Группа отбывающих наказание женщин обратилась в Прокуратуру РФ с жалобой на нарушение их конституционных прав. Какие права были нарушены?
Алгоритм решения задач: 1. К решению задач следует приступать только после предварительного изучения учебной и нормативной литературы. 2. Задача должна быть прочитана внимательно с тем, чтобы ни одна деталь не осталась неучтенной. Кроме того, необходимо точно усвоить на какие конкретно вопросы, и в какой их постановке надлежит отвечать. 3. При решении следует исходить из того, что описанные в задаче фактические обстоятельства являются установленными и доказанными. 4. Важным этапом решения является поиск правовых норм, в соответствии с которыми оно принимается, их анализ и сопоставление. В основе этого лежит хорошее знание соответствующего законодательства, умение свободно в нем ориентироваться. 5. Отвечая на поставленные в задаче вопросы нельзя ограничиваться ответами, например, «Да, подлежит», «Нет, не является» и т.п. Решение должно быть мотивированным, т.е. содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует. Необходимо давать точные юридические формулировки, грамотно и разборчиво излагать свои мысли, ответы должны быть развернутыми, теоретически обоснованными, с обязательными ссылками на нормы права.
|
|||
|