|
|||
Билет 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.Билет 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. Ммм: МЕТОДОЛОГИЯ методы методики 2. Принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн) …в ПР проявляется: 3. Принцип объективности: 4. Принцип развития – психическое развития ребенка, подростка, взрослого изучается в 3-х аспектах: 1. сравнительный (поперечный), 2. лонгетюдный (продолный), 3. комплексный. 2. Эмпирические: 1. наблюдение, самонаблюдение; 2. эксперимент; 3. психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия); 4. анализ процесса и продуктов деятельности; 5. биографический метод. 3. Методы обработки данных: 1. количественная обработка; 2. качественная обработка; 4. Интерпретационные методы: 1. генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития; 2. структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена. Специфические требования к методам исследования: 1. Привлекательность деятельности. 2. Кратковременность процедуры. 3. При проведении системного исследования необходимо построение эквивалентных по содержанию серий стимульного материала. 4. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности. 5. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи. 6. Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности. Требования к наблюдению: 1. Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю. 2. С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения. 3. По частоте наблюдения: – от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно; 1. Контакт с ребенком. 2. Помнить, что система понятий и их содержание разное в разном возрасте. 3. Фиксация результатов опроса – ассистентом или технические скрытые средства.
|
|||
|