Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. в 9 классе. Тема: «Лингвистический анализ текста». Прочитайте текст



Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

в 9 классе

Тема: «Лингвистический анализ текста»

Ход урока:

 

Повторим четыре уровня анализа текста:

- фонетический

- лексический

- морфологический

- синтаксический

Посмотрим, как эти уровни иллюстрируют тему, основную мысль текста В.П. Астафьева «И прахом своим».

 

Известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам.

Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе.

Текст «И прахом своим...» входит в цикл записей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. К жанру записей писатель постоянно обращается в своем творчестве.

Прочитайте текст

1. Беседа

 а). Определим тему и основную мысль текста:

тема: встреча писателя в тонкоствольном осиннике с серым пнем, из сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь.

 Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни

основная мысль (отражена в названии):

прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о погибших молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни насладиться её радостями, болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни.

б). На какие смысловые части можно разбить текст?

(на 3)

I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить.

П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки.

III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце.

2. Самостоятельная работа в парах;

а). Проанализируем в тексте 4 языковых уровня:

- фонетический

- лексический

- морфологический

- синтаксический

б). Как эти четыре уровня помогают понять замысел автора.

3. Проверка самостоятельной работы. Ответы учащихся.

а). Анализ фонетического уровня: как фонетика позволяет понять содержание текста, замысел автора?

Уже в названии «И прахом своим...» наблюдается ассонанс гласных [а], и далее в тексте - употребление звуков [а], [и], [э] чаще обычного приводит к широкому мощному долгому звучанию, что соответствует задаче автора. Это связано с темой и названием текста, а также задает тональность повествования и мотивировку суждения автора: доминирует торжественная радостная тональность. Дерево очень много значит для русской души, человек жив своими корнями, живительная сила которых целесообразна, поразительна. Аллитерация согласных шипящих [ж], [ш], звонких [р], [л], глухого [с] создает слышимость сплетения разных голосов, что создает полифонизм, который является характерной особенностью индивидуального стиля Астафьева:

                       слышится и борьба за жизнь,

                       и непримиримость со смертью,

                       и жажда жизни,

                       и уверенность,

                       и вызов,

                       и крепость новой жизни.

 

                                                     

 

б). Анализ лексического уровня:

На доске записаны слова: осанисто - ...

                                         волглая шапка - ...

                                           линялый - ...

                                         преть - ...

                                         остатное - ...

Учащиеся дают толкование лексического значения слов.

Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства сконцентрированы, эмоционально уплотнены. В изобилии употреблены фразеологические обороты, позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе автора эмоции, подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и волю, наперекор преградам выжить, победить.

Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на войне сердце:

тонкоствольный осинник

выводки опят

мох лежал тапкою

кисточки брусники

ютились дохленькие всходы елочек

росинки смолы

пупырышки завязей

стояла бодро и осанисто

бойко взъерошенная вершина

волглая шапка мха

ловко устроилась

веером развернула

липкие кисточки корешков

белым шильцем впился

центрован ввинчивался в пень

деревянная рубашка пня

растет из самого сердца

    теплое дыхание

И уверяешься в мысли: Божий мир целесообразен.

И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили копье врага, страну спасли.

И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом своим...» и слов всходы

предстояло

родителъница-ель

вскармливать

мирские.

 Лексика служит доминированию торжественной радостной

тональности.

в). Анализ морфологического уровня:

Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его столпами.

Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения. г. Анализ синтаксического уровня:

Инверсия в названии задает торжественную тональность текста.

Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни.

Односоставные безличные предложения, короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни.                                            

Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.