|
|||
Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. в 9 классе. Тема: «Лингвистический анализ текста». Прочитайте текстСтр 1 из 2Следующая ⇒ Конспект УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 9 классе Тема: «Лингвистический анализ текста» Ход урока:
Повторим четыре уровня анализа текста: - фонетический - лексический - морфологический - синтаксический Посмотрим, как эти уровни иллюстрируют тему, основную мысль текста В.П. Астафьева «И прахом своим».
Известный русский писатель, живший на Енисее, недалеко от Красноярска, великий труженик и правдоискатель, прошедший Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г., оставшись в живых, стал писателем, потому что не мог им не стать. Свои книги посвящает самоотверженным героическим судьбам людей, родной природе, русским просторам. Астафьев радуется всему окружающему - встрече с человеком, ручью, тихой заводи, вечерней зорьке, полю с золотым колосом, птице в зеленом лесу. Он умеет передать свою звонкую певучую радость читателю. Никто и ничто не ускользнет от внимательного взора художника, все рождает в нем волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному северному краю, с которым связан крепкими узами. Он всегда наш собеседник, наш наставник, потому что предельно откровенен, честен по отношению к себе. Текст «И прахом своим...» входит в цикл записей - лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. К жанру записей писатель постоянно обращается в своем творчестве. Прочитайте текст 1. Беседа а). Определим тему и основную мысль текста: тема: встреча писателя в тонкоствольном осиннике с серым пнем, из сердца которого растет тоненькая елочка, вступившая в трудную борьбу за жизнь. Пень хранит и вскармливает свое дитя, питающееся последними соками прародительницы - ели, согревая её остатным теплым дыханием прошедшей жизни основная мысль (отражена в названии): прошлое, отжившее всегда хранит и вскармливает настоящее, отдавая ему свою живительную силу прошедшей жизни, воспоминания о прошлой войне, о погибших молодых ребятах, не успевших ни жизни увидеть, ни полюбить, ни насладиться её радостями, болью отзываются в душе автора, выжившего в лихолетье, позволяют острее ощутить радость и наслаждение жизни. б). На какие смысловые части можно разбить текст? (на 3) I. Здесь можно прорасти. Но нельзя выжить. П. Трудная борьба за жизнь тоненькой елочки. III. Думы о елочке и пне возрождают выгоревшее на войне сердце. 2. Самостоятельная работа в парах; а). Проанализируем в тексте 4 языковых уровня: - фонетический - лексический - морфологический - синтаксический б). Как эти четыре уровня помогают понять замысел автора. 3. Проверка самостоятельной работы. Ответы учащихся. а). Анализ фонетического уровня: как фонетика позволяет понять содержание текста, замысел автора? Уже в названии «И прахом своим...» наблюдается ассонанс гласных [а], и далее в тексте - употребление звуков [а], [и], [э] чаще обычного приводит к широкому мощному долгому звучанию, что соответствует задаче автора. Это связано с темой и названием текста, а также задает тональность повествования и мотивировку суждения автора: доминирует торжественная радостная тональность. Дерево очень много значит для русской души, человек жив своими корнями, живительная сила которых целесообразна, поразительна. Аллитерация согласных шипящих [ж], [ш], звонких [р], [л], глухого [с] создает слышимость сплетения разных голосов, что создает полифонизм, который является характерной особенностью индивидуального стиля Астафьева: слышится и борьба за жизнь, и непримиримость со смертью, и жажда жизни, и уверенность, и вызов, и крепость новой жизни.
б). Анализ лексического уровня: На доске записаны слова: осанисто - ... волглая шапка - ... линялый - ... преть - ... остатное - ... Учащиеся дают толкование лексического значения слов. Автор употребляет простую лексику, обычные общеупотребительные слова. Автор себя не отделяет от них. Но как точно он подбирает слова, передающие утонченно-психологическое философское осмысление жизни. Изобретательно сотворенный автором образ простонародной речи, её выразительные средства сконцентрированы, эмоционально уплотнены. В изобилии употреблены фразеологические обороты, позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе автора эмоции, подчеркнуть созидательность жизни, её добрую сторону и великую силу и волю, наперекор преградам выжить, победить. Жажда жизни рождает неслыханную стойкость, и оживляется выгоревшее на войне сердце: тонкоствольный осинник выводки опят мох лежал тапкою кисточки брусники ютились дохленькие всходы елочек росинки смолы пупырышки завязей стояла бодро и осанисто бойко взъерошенная вершина волглая шапка мха ловко устроилась веером развернула липкие кисточки корешков белым шильцем впился центрован ввинчивался в пень деревянная рубашка пня растет из самого сердца теплое дыхание И уверяешься в мысли: Божий мир целесообразен. И понимаешь острее: сердцем своим юные ребята остановили копье врага, страну спасли. И слышишь восторженность и гимн в высоком звучании названия «И прахом своим...» и слов всходы предстояло родителъница-ель вскармливать мирские. Лексика служит доминированию торжественной радостной тональности. в). Анализ морфологического уровня: Повествование с элементами описания и рассуждения, рассказ о действенной борьбе за жизнь требует употребления глаголов, глагольных частей речи, которые рассыпаны во всех частях текста и являются его столпами. Именные части речи - существительные, обилие определений, выраженных прилагательными, причастиями и причастными оборотами, отображают предметный мир природы и выражают эмоции автора, мотивируют суждения, за счет чего ощущаются поразительная чуткость, восторженность, прославление красоты природы и прелести мирной созидательной жизни, чувство благоговения. г. Анализ синтаксического уровня: Инверсия в названии задает торжественную тональность текста. Разнообразие обособленных членов предложения во всех частях текста художественного стиля рисуют динамичность, действенную силу жажды жизни. Односоставные безличные предложения, короткие сложноподчиненные, употребление в них тире подчеркивают категоричность законов жизни. Заключительное сложное предложение с разными видами связи, с вставными вводными конструкциями, однородными придаточными утонченно прославляют, поют гимн жизни, её великой силе, что является для автора непостижимой загадкой.
|
|||
|