Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Торты, хозяева, приняла, договор.



 

1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

Меня ра(з/с)будил (2) яркий солнечный луч. Прон(е/и)кая в маленькое окошко вмаза(н/нн)ое в стену за печкой на которой мы спали он золотым меч..м пронзал (полу)мрак под белё(н/нн)ым потолком чистенькой хатки и уп..рался прямо мне в лицо.

Как это часто бывает на вое(н/нн)ых ночлегах проснувшись (3) не сразу поймёш.., где ты и как сюда попал. Потом вспомнился (не)удачный вчерашний полёт в липком мартовском тумане белые дымки зенитных разрывов ра(с/з)вёртывавшихся над головой растерза(н/нн)ое крыло самолёта закуше(н/нн)ая до крови губа и узкие остекленевшие от напр..жения глаза лётчика в косом зеркальце, тяж..лый шлепок о снежную поляну… И вдруг — люди в грязных замурзанных но родных армейских (полу)шубках и ушанках бегущие по глубокому и талому снегу к обломкам нашей машины. Свои! И сразу слабость ск(а/о)вавшая всё тело (4).

 

(по Б. Полевому, 118 слов)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 

1) (Не)доумевать; (не)хорошо от переживаний; (не)раскрытая книга

2) (Не)заслоняя солнца, (не)доделанная работа, (не)лестное замечание

3) Нисколько (не)холодно, (не)выглаженное бельё, (не)добрый знак

4) Никогда (не)дождусь, (не)оклеенная обоями комната, (не)скоро приду.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется две буквы Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

 

1) Лу(н/нн)ый свет, листве(н/нн)ый лес, выжже(н/нн)ая пустыня

2) Низме(н/нн)ость, ра(н/нн)ее утро, учё(н/нн)ый вид

3) Сезо(н/нн)ые работы, неткан/нн)ая скатерть, кровать застеле(н/нн)а

4) Плавле(н/нн)ый сырок, плетё(н/нн)ая мебель, собака привяза(н/нн)а.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Торты, хозяева, приняла, договор.

6.Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

 

1) Ихние дети пришли позже.

2) Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить.

3) Автор сказал, что я не согласен с мнением остальных.

4) Рисуя, я испытываю истинное наслаждение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Определите и запишите основную мысль текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст 2

(1)Я стою на высоком берегу Волги и любуюсь ее прекрасными просторами. (2)Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской. (3)Ведь когда-то по этим водам плавали разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны. (4) Волга — одна из самых больших рек в Европе. (5)Ее исток приходится на Волдайскую возвышенность, находящуюся в районе города Твери. (6)Далее, протекая через 11 областей и 4 республики, Волга мощно несет свои величественные воды в Каспийское море.

(7)Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно перейти, «не пустят» непрошеных гостей.

(8)Сейчас Волга напряженно работает: перевозит грузы, освещает наши города и села, дает тепло в дома и электричество на предприятия. (9)Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (10)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (11)В самом деле, ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (12)Вот «побежал» катерок, проплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда...

(13)Я могу бесконечно любоваться родной рекой; она все время разная: то тихая и кроткая в ярких бликах полуденного солнца, то суровая, в бурунах волн, а зимой — неузнаваемо пустынная, покрытая снегом, скрывающим тайну. (14)Я буду еще не раз приходить сюда, и Волга не перестанет удивлять своей неповторимой красотой и силой.

 

(220 слов)

8.Определите и запишите микротему последнего абзаца текста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Определите, каким средством языковой выразительности является слово «свинцово-синяя» из предложения 2. Запишите ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2)Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской.

 

10.В предложениях 12−14 найдите слово с лексическим значением «эксклюзивный, ни на что не похожий, единственный в своём роде». Выпишите это слово.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

 

1) Волга работает

2) Впитала в себя

3) Прекрасными просторами

4) Работает сейчас

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

13.Определите тип односоставного предложения, являющегося частью сложного предложения под номером 11. Запишите ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Среди предложений 9−11 найдите предложение с вводным словосочетанием, выпишите это вводное словосочетание. Подберите к нему синонимичное слово или словосочетание, запишите его.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

15.Среди предложений 4−6 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

16.Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

(1)Я стою на высоком берегу Волги и любуюсь ее прекрасными просторами.

17.Среди предложений 1−3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

 

[подлежащее сказуемое И сказуемое].

 

Выпишите номер этого предложения.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.