|
|||
Тема: Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.Натюрморт в графике.Стр 1 из 2Следующая ⇒ 11.12.20. Тема: Освещение. Свет и тень. Натюрморт в живописи.Натюрморт в графике. 18.12.20. Тема: Цвет в натюрморте. Домашнее задание: Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких предметов. При изучении темы пользуйтесь ссылками https://youtu.be/JOnavZftmq0 https://youtu.be/0Wij6EeqWbs
Освещение. Свет и тень Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов, но мы их легко узнаем, так как наш глаз (вернее, мозг; сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого недостаточно! Для художника свет - преобразующая сила. Ты сам не раз замечал волшебство изменений под воздействием света, например, в театре, где освещение декораций совершенно преобразует место действия. Ты, наверное, удивлялся необыкновенному виду природы во время заката. Может быть, дома вы зажигали свечу, потушив свет и знакомая комната наполнялась сказочной таинственностью. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением. Мир поражает нас красотой и богатством светотеневых переходов, и мы называем это игрой света и тени. Ж, де Латур. Святой Иосиф плотник. Масло. Франция. XVlI в. Светотень в изобразительном искусстве — это способ передачи объема предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с тененной частью. Ф. Сур6аран. Натюрморт. Масло. Испания. XVII в. Собственная тень— это теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом — на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс — отраженный свет окружения. Не заметив свечения рефлекса, не получишь объемности изображения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. Oт предмета падает тень которая так и называется — падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета ее самое темное место. Распределение света на геометрическим телах. Изображая все градации света и тени, нельзя забывать о цельности изображения. Надо учиться сравнивать и видеть тональные отношении, то ecть, отношения светлого и темного в изображении. Таким образом, тон — это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещенности. Слово «тон» переводится как «напряжение», для нас — напряжение света в изображении. Сильный тон означает контрастные отношения светлого и темного, а слабый тон — мягкие отношения светлого и темного. Чем ближе находится предмет к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, как бы сближаются. Когда свет падает на предмет спереди, он выглядит плоским и ярким. Когда источник света находится сзади, предмет воспринимается как темный силуэт. Все правила нужны художнику для того, чтобы говорить на языке изображений. Правила светотени не всегда были в центре внимания искусства. Но с тех пор как художник увидел картину как особый мир, рассказывающий нам о жизни, в который мы заглядываем как бы через окно, перед ним возникла проблема освещения этого мира, не в буквальном смысле, конечно, а в смысле содержательного смыслового освещения, которое использует сегодня, например, театр или кино. Передача светотени на предметах в зависимости от их удаленности от источника света. Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был художником-исследователем. Он очень много сделал для разработки выразительных возможностей светотени. Его замечательная картина «Мадонна в скалах» таинственная, сумеречная и одновременно светлая по настроению, так как в ней присутствует тихое, сдержанное ожидание великих событий. Свет привлекает внимание к лицам, а богатство тончайших светотеневых переходов создает глубину внутреннего пространства картины. Эта глубина создает ощущение значительности происходящего, придает ему достоверность реального и таинственность ожидаемого, спокойствие и величие. Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Масло. Испания. XVI в. Дальнейшее развитие искусства говорит о все возрастающем внимании художников к реальности и ее чувственной красоте. Интерес к выразительным возможностям светотени и углублению внутреннего пространства на изображения способствовал развитию живописной картииы, которую теперь стали называть станковой живописью (от слова «станок» то есть мольберт, на котором работал художник). Картина XVII в. приобретает новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художникам становится важно показать и смысловое, и пространственное взаимодействие предметов, их связь с окружением: мерцание света, разнообразие поверхностей, изменчивую, окутываюшую предметы среду. Я. Ван Хейсум. Натюрморт с цветами. Масло. Фландрия. XVII в. Художники Фландрии в центре Европы восхваляли изобилие и полноту жизни. В картинах их северных соседей — голландцев предстает ощущение тихой домашней жизни, ее чуть нарушенный порядок выдает близкое присутствие человека. Здесь каждый предмет обладает своим характером, выявлены все свойства его формы и своеобразие фактуры. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени, но в повседневных вещах ошушается нечто более значительное, чем просто изображение предметов. В.-К. Хеда. Натюрморт с золотым кубком. Фрагмент. Масло. Голландия. XVII в. В становлении французского натюрморта особую роль имеет творчество Ж,-Б. Шардена. На его натюрмортах — простые вещи, рассказываюшие о своих владельцах. В них нет удивляющей красоты, но ошутимы тепло связи с человеком и жизненная правдивость. Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Масло Франция XVIII в. И.Ф. Хруцкий. Цветы и плоды. Масло..Россия. ХIХ в. В России развитие искусства натюрморта связано с именами художников И.Ф. Хрупкого и Ф.П. Толстого. Эти художники принадлежат к одной эпохе, и поэтому их натюрморты из цветов и фруктов имеют много общего, но в то же время как они не похожи друг на друга! Красочные, нарядные полотна Хруцкого наполнены пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но и ярко и поэтично передают живые фактуры — нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Художник писал, восхищаясь всем этим великолепием даров природы. Ф.П. Толстой. Букет цветов. Бабочка и птичка. Гуашь. Россия. XIX в. Толстой тоже изображал мельчайшие подробности, передавая трепет света и тени на лепестках, точный рисунок на бархатистых крыльях бабочки, изящество каждой детали. Мы почти могли бы принять его произведения за реальную жизнь, так они иллюзорны. Но их стройность, ясность, звучание чистой радости говорят о том. что художник как будто освободился от всего случайного и все, что он изображает, — цветок, бабочка или птица стремится быть совершенством в своем роде, и именно поэтому в его картинах все как бы остановилось, замерло. Но рассматривать их хочется долго-долго.
|
|||
|