Образовательный минимум
Понятия | Определения |
1. Общество (в широком смысле слова) | Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из людей, и включает в себя способы их взаимодействия и формы их объединения. |
2. Сферы общественной жизни: | · социальная · экономическая · политико-правовая · духовная |
3. Основные типы обществ: | · аграрное (традиционное) · индустриальное · постиндустриальное |
4. Основные глобальные проблемы человечества | · демографическая проблема · проблема сокращения и дефицита ресурсов · экологическая проблема · проблема безопасности (международный терроризм, международная преступность, угроза ядерной войны) · проблема Севера и Юга (проблема глобального неравенства) |
5. Человек | Биосоциальное существо. |
6. Основные отличия человека от животного | Биологические: · развитая кисть руки; · прямохождение; · большой объем мозга. Социо-культурные: · способность к членораздельной речи; · способность к целеполаганию; · способность изготавливать орудия труда; · преобразовательный характер деятельности. |
7. Индивид | Единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве представителя человеческого рода |
8. Индивидуальность | Носитель индивидуально-своеобразных черт (как природных, так и социальных), не повторяющихся ни в ком другом. |
9. Личность | Субъект, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. |
10. Потребность | Нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. |
11. Основные потребности человека: | · биологические (естественные) · социальные · духовные |
12. Классификация базовых потребностей, разработанная А.Маслоу | Первичные (врожденные): Ø физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде и т.д. Ø экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости и т.д. Вторичные (приобретенные): Ø социальные: в социальных связях, общении, заботе о другом человеке и т.д. Ø престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, служебном росте и т.д. · духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. |
13. Деятельность | Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели. |
14. Основные виды деятельности человека | Ø игра Ø труд Ø учение Ø общение |
15. Основные формы чувственного и рационального уровней познания | Формы чувственного познания:
|
16. Истина | Соответствие полученного знания предмету познания. |
Объективная 17. истина | Такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, адекватное отражение субъектом окружающего мира. |
18. Относительная истина | Неполное, неточное знание, зависящее от определенных условий места и времени его получения, а также от уровня развития общества. |
19. Абсолютная истина | Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, образец, к которому стремится человеческое знание. |
20. Наука | Форма духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, рациональных и системных знаний о природе, обществе и самом познании. |
21. Особенности научного знания | Ø систематичность Ø воспроизводимость Ø доступность для обобщений и предсказаний Ø критичность Ø ориентация на практику |
22. Основные элементы духовной жизни общества | Ø мораль Ø наука Ø философия Ø искусство Ø религия Ø право |
23. Основные формы культуры | § народная § элитарная § массовая |
Основные 24. функции культуры | Ø оценочная Ø познавательная Ø регулятивная Ø коммуникативная Ø информативная Ø социализации |
25. Мировоззрение | Ø Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире |
26. Основные типымировоззрения | Ø обыденное Ø религиозное Ø философское Ø научное Ø мифологическое |
27. Мораль | Форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|