Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»: К ОСМЫСЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



 

                                                                                                                  Беньковская Татьяна Екимовна

                    ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

                                                                               Доктор педагогических наук, профессор

                                                                             

 

 «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»: К ОСМЫСЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация 

   Статья посвящена осмыслению неоднозначности содержания понятия «новая грамотность», введенного в терминологический аппарат отечественной науки и активно используемого в контексте современного образования, на материале анализа научных публикаций и исследований последних лет. Автором представлены реальные возможности формирования «новой грамотности» на примере учебных пособий по литературе нового поколения, ориентированных на специфику мышления современного подростка в работе с информацией.

Ключевые слова: новая грамотность, информационная грамотность, медиаграмотность, культура, инновация, креативность, компетентностный подход, цифровизация образования.

 

 “NEW LITERACY”: TO COMPREHEND THE CONTENT OF THE CONCEPT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

Abstract

  The article is devoted to understanding the ambiguity of the concept "new literacy", namely its contents according to the analysis of scientific publications and research works of the recent years. “New literacy” is a part of the Russian research vocabulary and modern education. The author presents some real possibilities of the “new literacy” development with the help of updated Literature work books. The latter are focused on the peculiarities of modern teenagers’ way of thinking in the process of work with information.

Key words: new literacy, information literacy, media literacy, culture, innovation, creativity, competence approach, digitalization of education.

   XXI век перевернул все наши привычные представления о мире, разрушил сложившиеся и не менявшиеся десятилетиями стереотипы и понятия. Глобальная информатизация и цифровизация общества изменила мировосприятие и мироощущение современного человека. Изменила суть отношений с самим собой, социумом, культурой, искусством, носителями культурной информации. Характерной чертой современного общества является то, что передача культуры, знаний от поколения к поколению перестала быть естественным процессом, доведенным чуть ли не до автоматизма. Родители, школьный учитель, вузовский преподаватель, книга перестали быть единственными посредниками в передаче культуры подросткам и юношеству. Не случайно современная культурная ситуация связана с кризисом «посредничества». Как сказал классик, «порвалась связь времен»… Изменились и каналы передачи информации и культуры, и книга как вербальный источник знаний настойчиво вытесняется визуальным – компьютером.

Бесконечный поток информации, в том числе необъективной, сомнительной, а порой и ложной, обрушивающийся на голову пользователей Интернета… Изменчивость настоящего, непредсказуемость и неопределенность будущего… Быстрая смена технологий и условий жизни современного человека… Заинтересованность работодателей в сотрудниках, свободных от стереотипов, умеющих критически мыслить и креативно решать задачи, открытых новым знаниям и инновационным подходам, умеющих общаться и работать в команде, адаптироваться в изменяющихся условиях, чтобы быть конкурентоспособными, востребованными и успешными, – все это потребовало пересмотра критериев результатов как школьного, так и вузовского образования в направлении цифровизации. «Цифровая школа», по мнению специалистов и министра просвещения РФ О. Васильевой, – ответ на вызов «быстрого» мира, это важный этап на пути реализации программы «Цифровая экономика», о которой Президент РФ

В.В. Путин сказал как о необходимом условии перехода к новому технологическому укладу.

    В XXI веке пришло осознание того, что сформировавшееся в середине XX столетия предметное содержание образования уже далеко не исчерпывает его назначения, целей и задач. На смену привычному значению понятия «грамотность» как умения читать и писать согласно установленным нормам грамматики и правописания пришел термин «новая грамотность». Проведенный нами анализ работ по этой теме свидетельствует о множественности подходов к его определению.  «В широком смысле под новой грамотностью, – пишет Г. В. Данилова в статье «Тексты «новой природы» как источник образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников» (2016), – подразумевается «умение управлять процессами, используя все средства кодирования культурно значимой информации» [1, с. 55]. Под новой грамотностью, как правило, понимается совокупность знаний, установок, умений и навыков («грамотностей»), неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемых как в учебном, так и социальном контексте, которые позволяют получать доступ к разного рода информации, анализировать, оценивать, фильтровать, интерпретировать, использовать, а также создавать собственные тексты.  И. А. Колесникова в работе «Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия» (2013) выделяет «четыре общих элемента», объединяющих определения этого понятия:

 «1. Интернет и ИКТ требуют новых социальных практик, навыков, стратегий для их эффективного использования.

2. Новая грамотность имеет решающее значение для полного гражданского, экономического и личного участия в гражданском сообществе.

3. Новая грамотность быстро меняется по мере изменения технологий.

4. Новая грамотность многочисленна, мультимодальна и многогранна» [2].

 Несомненно и то, что понимание грамотности в контексте современного образования приобрело межпредметный и междисциплинарный характер. Не случайно к 2010-м годам список «новых грамотностей» насчитывал более пятидесяти наименований, включая финансовую, медицинскую, цифровую, правовую, экологическую и другие «грамотности». Частью новой грамотности стало и понимание глобального контекста жизни каждого человека. В 2015 году одно из наиболее влиятельных международных исследований качества школьного образования PISA в число проверяемых компетентностей включило и «глобальную компетентность», которая «подразумевает наличие у человека знаний, установок, умений и навыков, позволяющих:

- рассматривать проблемы с различных позиций – локальных, глобальных, межкультурных;

- понимать и уважать картину мира, точку зрения других людей;

- участвовать в открытом и эффективном взаимодействии с представителями различных культур;

- прилагать усилия для обеспечения коллективного благополучия и устойчивого развития» [3, с. 8].

«Новая грамотность», несомненно, предвосхищает грядущие перемены современной непредсказуемой и быстро меняющейся картины мира и общества, позволяя разобраться с тем, как настоящее превращается в будущее. На наш взгляд,  в это понятие заложена и его прогностическая функция, позволяющая ощущать «пульс времени» и быть готовым к предстоящим изменениям.

Участники международного проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность», инициированного и поддержанного Благотоворительным фондом «Вклад в будущее» в 2017 году и направленного на концептуальное прояснение происходящей трансформации школьного образования (смещение акцента от предметных знаний к универсальным навыкам), выполняемого в партнерстве с факультетами ведущих исследовательских университетов из 8 стран (Великобритания, Канада, Китай, Корея, Польша, США, Финляндия, Россия) в предварительных выводах международного доклада отмечают «концептуальный беспорядок, возникший из-за некритического употребления слова «грамотность»», предлагая для его устранения четко разделить «новую грамотность» на две основные категории: «базовую инструментальную грамотность» и «базовые специальные современные знания и умения» [3, с.17]. В основу первой категории авторами проекта положено использование современных инструментов коммуникации, опирающихся на знаковые системы, с учетом их трансформации в новых форматах взаимодействия и способах передачи информации (читательская, математическая, вычислительная и алгоритмическая). Вторая категория понятия «новой грамотности» включает базовые знания и навыки их применения в определенной области жизни современного человека (гражданская, финансовая, правовая, экологическая, научная, технологическая «грамотность» и др.) [3, см. подробнее на с.17-18].

Научный интерес исследователей и методологов, как показал библиографический поиск источников по теме нашей статьи и их анализ, вызывают и такие составляющие «новой грамотности», как «медиаграмотность», «информационная грамотность», «цифровая грамотность», а также содержание понятий «медиакультура», «информационная культура», «медиаобразование» и др., их стремление прояснить терминологию, разобраться с методическим и технологическим инструментарием в достижении образовательных целей, дать необходимые рекомендации практического характера  [4,5,6,7,8,9].

Как решается проблема формирования новой грамотности в современной российской школе? Следует заметить, что в ФГОСах нового поколения компетентностный подход терминологически обозначен, но системно не представлен. Все инструменты оценивания результатов образования, среди которых важнейшим является ЕГЭ,  главным образом направлены на предметное знание, игнорируя компетентность как умение действовать определенным образом в определенной ситуации. И в профессиональном сообществе учителей преобладает инертность и недопонимание степени значимости обозначенной цели современного образования, ориентированного на новое поколение школьников, родившихся уже в эпоху Интернета, и необходимости поисков пути ее достижения. А поиски ведутся. И уже есть положительные результаты, в том числе, например, в создании учебной литературы.

   Выявление и осмысление происходящих процессов восприятия, усвоения и оценки разного рода информации современными школьниками и осознание причин снижения качества обучения привело ученых-методистов, творчески работающих учителей, издателей школьных учебников и пособий, произведений художественной литературы к необходимости искать новые методики, формы, пути и способы организации читательской и образовательной деятельности учащихся на уроке, учебной книги, помогающих преодолеть разрыв между клиповым и линейным мышлением. Это касается школьных учебников нового поколения, в которых представлены тексты разной природы, ориентированные на активное, деятельностное освоение материалов курса. Авторы-составители учебников работают в тесной связи с издательствами. Так, учебно-методические комплексы, которые выпускает сегодня крупнейшее в России издательство учебной литературы «Просвещение», включают в себя линейный текст с продуманной навигационной системой учебника и использования разных шрифтов, краткие выводы, что способствует внимательному чтению, выделению главного, облегчает повторение пройденного материала и подготовку к уроку. Система «всплывающих» окон способствует расширению кругозора учащегося и создает насыщенное интеллектуальное пространство учебника. А такие рубрики, как «Советы помощника», «Памятки», «Подсказки», нацелены на развитие у школьников самоорганизации и самооценки при работе с материалом. В структуру учебников литературы под редакцией В. Ф. Чертова включены такие разделы: «Практикум», «Творческое прочтение», «Опыт исследования», «Публичное выступление», «Сочинение», «Поиск информации», «Опыт творчества», «Точка зрения», стимулирующие творческую активность школьников, ориентирующие их на целенаправленный поиск и обработку информации, в том числе и в пространстве Интернета. Разделы «Мир в слове», «Связь с другими видами искусства», «Внеклассное чтение» позволяют расширить культурный и читательский кругозор школьников. Разворот учебника литературы нового поколения представляет собой основной текст, в том числе и художественный, с отходящими от него «ответвлениями» в виде разного рода комментариев (историко-культурный, лексический, теоретико-литературный и др.), гиперссылок, привлечения произведений живописи, иллюстраций, разнопланового подхода к работе с материалом: вопросов и заданий разной степени сложности, организации индивидуальной и групповой работы. Следует отметить, что учебники в электронной форме разработаны ко всем печатным учебникам линии УМК под редакцией В. Ф. Чертова, В. Я. Коровиной, которые сегодня востребованы в школах РФ, что позволяет учащимся работать с ними и в формате Интернета.

    Смещение акцентов в определении цели и задач школьного учебника, представляющего сегодня «мультитекст», ориентированного на специфику мышления современного подростка, требует серьезной разработки на методологическом уровне этой проблемы, создания новых типов учебных книг, носящих личностно- и практикоориентированный характер, предполагающих интерактивный режим освоения содержания – в активном и заинтересованном взаимодействии читателя и текста. Организация работы с текстом учебника в новом формате может варьироваться учителем. Так, учитель может предложить учащимся задания, которые будут стимулировать их самостоятельные размышления, поиск дополнительных текстов. Или учащиеся должны будут самостоятельно поставить задачи, которые порождает текст учебника, и предложить пути их решения.

 В последнее время все чаще и настойчивее звучат призывы вернуться к традициям советской школы. Следует признать, что последние двадцать лет российское образование находится в состоянии нестабильности вследствие непрерывного и зачастую непродуманного министерскими чиновниками реформирования, что сказывается на учебном процессе, профессиональном самочувствии администрации школ и учителей, на качестве подготовки обучающихся. Однако нельзя не признать, что если, с одной стороны, изменившаяся картина мира, страны, цифровое поколение современных школьников с иным типом мировосприятия и способов миропонимания; с другой – старые способы и методы обучения, система образования, запертая в рамках устаревших моделей, то возникает трагическое противоречие, и очевидно, что образование должно меняться и в содержательном, и в  операциональном аспектах. Цифровизация российского образования, его персонализация, вариативность позволят отечественной школе охватить различные виды новой грамотности и преодолеть разрыв между нею и миром.    

     

  Литература

1. Данилова, Г. В. Тексты «новой природы» как источник образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников / Г. В. Данилова // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / Под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб.: Изд-во «Лема», 2016. – С. 52-56.

2. Колесникова, И.А. Новая грамотность и новая неграмотность двадцать первого столетия / И. А. Колесникова // [Электронный ресурс] Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2, 2013. URL – https://III21.petrsu.ru/yournal/article.php?id=2091 (дата обращения: 20.08.2018).

3. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумкин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с. – (Современная аналитика образования).

4. Горбунов-Посадов, М. М. Школа на пути к новой грамотности / М. М. Горбунов-Посадов, Т. А. Полилова, А. Л. Семенов // Информационные технологии и вычислительные системы. – 2003. – № 4.– С.87-99.  

5. Авво, Б.В. Новое понимание грамотности – планирование улучшений в практике работы школы: методические материалы для руководителей школ / Б. В. Авво, Е. С. Заир-Бек. – СПб., 2007. – 20 с.

 6.  Аксенова, Т.А. Развитие информационной грамотности российских школьников: новое качество образования / Т. А. Аксенова  // Школьные технологии. – 2015. – № 5.– С. 3-14.

7. Антипова, Б.В. «Информационная грамотность: содержание понятия / Б. В. Антипова // Медиатека и Мир. – 2008. – № 1. – С. 21-26.

8. Бондаренко, И.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе / И. А. Бондаренко  // [Электронный ресурс] Медиа. Информация.Коммуникация (MIC). – 2013. –№ 7. URL – http:mic.org/ru/7-nomer-2013/239-mediagramotno (дата обращения: 26.08.2018).

9. Жилавская, И.В. О медиа-информационной грамотности в России: на пути к новой парадигме / И. В. Жилавская // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания / Сост. Е.И. Кузьмин, А.В. Паршакова. – М.: МЦБС, 2013. – С. 185-198.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.