Части речи»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Конспект урока русского языка по теме:
«Части речи»
4 класс
Выполнила: Лопатина Анастасия Андреевна,
учитель начальных классов
Абакан, 2020
Класс: 4Б
Предмет: Русский язык.
Система: Школа России.
Тема: «Части речи».
Тип урока: актуализация знаний и умений
Цель:повторить знания о частях речи, сформировать умение распознавать части речи.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснять и применять знания о частях речи.
Личностные:
- демонстрировать личностный смысл учения, заинтересовать в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- осознание качества и уровня усвоения знаний;
- оценка результатов работы;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования;
- принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему;
- саморегуляция.
Познавательные:
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- структурирование знаний;
- находить и читать информацию, представленную разными способами.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Оборудование:учебник, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, маршрутная карта.
Структура урока:
1) Орг. Момент
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
3) Актуализация знаний.
4) Применение знаний и умений в новой ситуации.
5) Обобщение и систематизация знаний.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Итог. Рефлексия
Оформление доски:
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята, я, Анастасия Андреевна. Я очень рада вас видеть. Желаю всем отличной работы. Присаживайтесь.
- Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
| Приветствуют учителя
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
| На доске 3 группы слов, определите лишнее и признак, по которому сгруппированы оставшиеся слова.
1) Картошка, дерево, играть; (существительные)
2) Парта, весёлый, красный; (прилагательные)
3) Ехать, мыть, узкий; (глаголы)
Каким словом можно обобщить данные понятия? (части речи)
Как вы думаете какова тема сегодняшнего урока? (части речи)
Кто уже знает, что обозначает каждая из этих частей речи, поднимите руку?
Тогда какую цель мы поставим? (повторить знания о частях речи)
| Определяют лишнее слово и признак, по которому сгруппированы остальные слова.
Формулируют тему и цель урока.
| Актуализация знаний
| Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие в страну «Русская речь». Отгадайте загадку и узнайте на каком транспорте мы будем передвигаться.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.(Поезд)
Пока наш поезд набирает ход обратите внимание на доску, здесь изображение нашего маршрута, на конечной остановке изображено яблоневое дерево, но на нём пока нет плодов. Ваши правильно выполненные задания и будут плодами на этом дереве.
Первая станция, от которой мы должны отъехать, называется «Вспомни», чтобы продолжить наш маршрут нам необходимо выполнить задание, для того чтобы вспомнить основные сведения о частях речи. Поработаем в парах.
У вас на парте – Карточка № 1
Каждому ряду своя часть речи, кто первый выполнит задание, формулирует определение части речи в соответствии с заполненными признаками. (ОТМЕТКА)
Часть речи
| Что обозначает?
| На какие вопросы отвечает?
| Каким членом предложения является
| Пример
| Имя существительное
| Предмет
| Кто? Что?
| Подлежащее, дополнение, обстоятельство
| Каша
|
Часть речи
| Что обозначает?
| На какие вопросы отвечает?
| Каким членом предложения является??
| Пример
| Имя прилагательное
| Признак предмета
| Какой? Какая? Какие? Какое?
| Определение
| Длинный
|
Часть речи
| Что обозначает?
| На какие вопросы отвечает?
| Каким членом предложения является?
| Пример
| Глагол
| Действие предмета
| Что делать?
Что сделать?
| Сказуемое
| Играть
| (Проверка со слайда)
Задание выполнено прикрепляем к нашему дереву плод.
|
Отгадывают загадку.
Работают в парах по карточке.
Обучающийся, выполнивший задание первым формулирует определение.
| Применение знаний и умений в новой ситуации
| Движемся дальше. Следующая станция «Имя существительное».
Откройте пожалуйста свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
1 ряд (работают в тетради, один у доски)
Карточка №2. Выпишите слова в три столика по родам.
Комната, портрет, окно, лампа, кресло, утюг, диван, стол, море, гитара, зал, кофе.
2 ряд (работают в тетради, один у доски)
Карточка №2. Напишите существительные в два столбика: в один столбик – существительные, отвечающие на вопрос «кто?», в другой – на вопрос «что?».
Дети, игрушка, бабочка, брат, книга, лейка, лопата, тётя, фартук, щётка, ребята, кошка.
3 ряд (работают в тетради, один у доски)
Карточка №2.К именам существительным в единственном числе напишите имена существительные во множественном числе.
Сосна-…, ведро-…, вода-…, лес-…, овца-…, море-…, слон-…, человек-…, небо-…, медведь-…
Станция «Отдыхай-ка»
Давайте все встанем. Я буду называть слова, если это глагол – сядьте, если существительное – хлопните, если прилагательное – топните (На слайде инструкция)
Бежать, сыр, хлопать, яблока, весёлый, паровоз, тетрадь, начать, делать, галдеть, синий, красивый.
Следующая станция «Имя прилагательное»
- Давайте вспомним, что значит разобрать слово по составу. (указать часть речи, выделить корень, суффикс, основу, окончание, приставку)
- Выполняем задание на карточке №3, кто первый выполнит поднимите руку (ОТМЕТКА)
Карточка №3.Разберите слова по составу, указав часть речи.
1) Ночной
2) Известного
3) Дождливая
4) Маленький
5) Волосистая
6) Вырезные
7) Лебединые
На слайде готовое задание, проверка со слайда.
Следующая станция «Глагол»
Какие времена глагола вы знаете?
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Будущего? Прошедшего?
-Кто первый выполнит задание на карточке, поднимите руку, я проверю. (ОТМЕТКА)
Карточка №4.Вставьте вместо точек глаголы в нужной форме.
На реке.
Летом Саша … в деревне. Он часто …на реку. Там он … рыбу. Один раз Саша большую щуку.
Слова для справок: ходить, поймать, купаться, жить, ловить.
-Кто первый выполнит задание на карточке, поднимите руку, я проверю. (ОТМЕТКА)
Карточка №5.От данных существительных образуйте однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
Веселье - …, … (весёлый, веселить, веселиться)
Шум - …, … (шумный, шуметь)
Боль - …, … (больной, болеть)
Радость - …, … (радостный, радовать, радоваться)
Желание - …, … (желанный, желать)
По цепочке проверяем выполненное задание.
| Выполняют индивидуальное задание по карточке.
Сверяют правильность выполнения на слайде.
Определяют части речи слова, в соответствии с этим выполняют упражнения.
Вспоминают алгоритм разбора слова по составу
Работают по индивидуальным карточкам, разбирают слова по составу.
Отвечают на вопросы учителя.
В место точек вставляют глаголы в соответствующей временной форме.
| Обобщение и систематизация знаний
| Станция «Проверялочка»
Отступаем в тетради после последнего задания одну строчку, записываем предложение с карточки в тетрадь и выполняем задание.
-Кто первым выполнит задание, поднимите руку. (ОТМЕТКА)
Карточка №6.Подпиши части речи. Подчеркни члены предложения.
1) На улице ярко светило солнце.
2) Варя пришла в магазин и купила спелые яблоки.
3) Крот пришел в гости к полевой мыши.
| Три человека у доски записываю по одному предложению
| Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
|
Теперь проверим ваши знания о частях речи. Выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа.
Задание 1. Из данных слов составьте предложение, обозначьте часть речи и роль в предложении.
Солнце, земля, весеннее, пригреть.
__________________________________________________________________________________
Задание 2. Выбери нужное окончание. Попиши над каждым словом часть речи.
У двери стоял (о, а, и) маленький ребёнок.
В шкафу стоял (о, а, и) хрустальная ваза.
На полке стоял (о, а, и) разные книги.
Задание 3. Запиши глаголы в соответствующий столбик.
Проснулся, наступила, боялся, идут, буду петь, злился, распахнула, верю, играю, ложился.
Прошедшее время
| Настоящее время
| Будущее время
|
|
|
|
Сдайте свои работы, я проверю в течении следующего урока и отдам учителю.
| Выполняют самостоятельную работу
| Итог. Рефлексия.
| Вы показали прекрасные знания о частях речи. Посмотрите сколько яблок на дереве. Это результат ваших знаний. Наше путешествие завершилось, но части реши с нами не прощаются, а говорят до свидания, до новых встреч. Вам предстоит не раз встретится с ними и узнать много нового.
- Какова была тема урока?
- Что обозначает имя существительное?
- Сколько времен у глагола?
- Достигли ли мы цели нашего урока?
На слайде не законченные предложения. Выберите себе по одному и закончите их.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я смог…
Мне захотелось…
Я понял, что…
Меня удивило…
| Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою деятельность
|
|