МБОУ «СОШ № 1» г. Абакана. Образ художественной культуры Японии»
МБОУ «СОШ № 1» г. Абакана
«Образ художественной культуры Японии»
Класс:4
Учитель: Красильникова Александра Александровна
Класс: 4
Учитель: Красильникова Александра Александровна
Предмет: изобразительное искусство
Тема: «Образ художественной культуры Японии»
Цель: познакомится с художественной культурой Японии, нарисовать веточку сакуры.
Задачи:
Предметные:
1) изучить художественную культуру Японии
2) называть художников Японских и Русских картин
Метапредметные:
Регулятивные:
1) учиться высказывать свое мнение на основе работы с материалом о культуре Японии
2) понимать смысл японских стихотворений, иметь представление, какую картину изображает поэт
Познавательные:
1) добывать новые знания через информацию, предоставленную учителем
2) познакомиться с творчеством японского художника Кацусика Хокусая
3) находить сходства и различия между японской и русской пейзажной живописью
4) научиться изображать «веточку сакуры»
Коммуникативные:
1) доносить свою позицию для других: оформлять свою мысль в устной речи
2) слушать и понимать речь других
Личностные:самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения.
Оборудование: м/м презентация, краски, кисти, альбомные листы формата А4
Структура урока:орг. момент, сообщение темы урока, вводная беседа, знакомство с творчеством японского художника, сравнение японской и русской пейзажной живописи, актуализация знаний, физ. Минутка, подготовка к практической работе, практическая работа, итог.
Структурные компоненты
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Орг. момент
| Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Японии.
Предлагаю вам поздороваться на языке этой страны.
Для этого вам нужно поклониться, как показано на слайде и произнести слово:
-Ко-ни-чу-а. (1 слайд)
Сначала поздороваюсь с вами я, затем вы поздороваетесь со мной.
Мы пожелали друг другу не только здоровья, но и процветания, и доброты
| Здороваются, проверяют присаживаются на места.
| Сообщение темы урока
| С древних времен, у Японцев появился обычай любоваться природой, посмотрите на гору. (2 слайд)
-Как она называется? (Фудзи-Сан)
-Обратите внимание как много розового цвета, какие высокие деревья, почти не виднеется зеленых листьев.
-Кто знает, что это за деревья? (Сакура- не просто дерево. Это дерево-символ. Символ Японии, символ красоты и юности)
-Кто понял какая тема нашего урока?
- Тема нашего урока «Образ художественной культуры Японии». (3 слайд)
|
Смотрят на слайд, слушают учителя
| Вводная беседа
| (4 слайд)-Вот как раз показаны сады Сакуры.
-Эти деревья начинали распускаться весной
-Японцы даже специально брали выходные дни, чтобы полюбоваться Сакурой
Послушайте легенду:
Каждый цветок сакуры рассказывает, по японскому поверью, о судьбе ребенка. Существует легенда: чтобы доказать правителю Сегуну жестокость князя Хотты, смелый старшина деревни Сакура привел к нему своих детей и показал их спины, сплошь покрытые побоями княжеских слуг. Наказанный Хотта затаил смертельную обиду на жалобщика. Ему удалось тайком схватить Сакуру с детьми, привязал их к вишне и запорол до смерти.
С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей сакуры. Грустная легенда придает сакуре особую загадочность. А очарование цветущего дерева недаром породило в Японии ритуал любования цветущей сакурой и любимый народный праздник, совпадающий с приходом нового года. Когда начинала цвести Сакура праздник так и назывался «День Цветения сакуры»
Вот такое печальное сказание о том, что жестокость может привести к тому, что сама природа сможет запомнить это и напоминать людям из года в год, что так поступать нельзя.
- Я предлагаю вам полюбоваться цветением Сакуры. (Видеофрагмент)
Комментарии к видео:
Гляжу – опавший лепесток
Опять упал на ветку.
То бабочка была.
Кито.
В цветущей сакуре мой мир, В душе рассвет горящий, Она деревья цвета миг, Где запах твой манящий. В моей картине, Сосны и сады в пространстве, Спадающие тихо лепестками, Мерцающие дымки, небо счастье И Фудзио объята облаками... В снегах сверкающей долины, В оттенках синего до алого, Где лепесток повтор весны..., Увидеть глазом... даже малого. Цветы, как в музыку взлетевшую, Всех опьяняют и дурманят взгляд, С любовью каждый шаг в воспевшую... Так говорят, Кто видел сакуровый сад...
Галина Бугаева
Вишен цветы
Будто с небес упали-
Так хороши!
Исса.
- Что вам понравилось больше всего? (Мне понравилось журчание ручейка, цветение деревьев)
- Вот так же и японцы умеют любоваться окружающей природой.
- В конце марта Япония полностью преображается. Сотни тысяч деревьев покрываются белыми и розовато-белыми цветами, поэтому издали кажется, будто они окутаны облаками и покрыты хлопьями снега. На улицах Японии начинается настоящий праздник с вишневым ароматом – праздник сакуры.
| Слушают легенду
Смотрят видео, слушают комментарии учителя
Высказывают свои предположения
| Подготовка к практической работе
| - Цветением вишни сакуры восхищаются музыканты, поэты, писатели, художники.
- Сегодня на уроке вы будете в роли японских художников и нарисуете Сакуру.
- Посмотрите, здесь много деревьев, какие нежные цвета, все веточки изогнуты(5слайд)
- (6 слайд) здесь мы видим цветы в более приближенном виде, все цветы находятся очень близко друг к другу, середина более темная, а края светлые
-(7 слайд) а здесь мы видим уже картину художника, посмотрите на фон, он не белый, а слегка дымчатый. Есть и мелкие и крупные цветы, хотя их очень мало, наверное, художник хотел изобразить ветвь в момент опадения лепестков.
-Вы можете нарисовать как все дерево, так и одну ветвь, где буйное цветение или беззащитные и хрупкие ветви.
| Рассматривают рисунки, который должны нарисовать
| Практическая работа
| - Нарисуйте ветвь самостоятельно.
Во время рисования:
Зацвела сакура пышными цветами, в дальней мне, японской стороне. В розовом наряде, кружится с мечтами, отражаясь, в неба синеве.
Запахом морочит, дни бегут и ночи... И наряд за ветром улетит. Только будут птицы, на ветвях резвится... Вишня свою тайну, сохранит.
Проверка, помощь детям, показывать хорошие работы.
Выставка: в одну сторону вывешивать рисунки с буйным цветением, в другую сторону хрупкие, беззащитные ветви.
Посмотрите какой получился красивый Сакуровый сад.
| Рисуют веточку сакуры, под руководством учителя
| Итог урока
| - Молодцы, ребята, наш урок подходит к концу. (Дети убирают в сторону инструменты)
- Скажите, о какой стране сегодня шла речь на уроке?
- Что вы узнали об этой стране?
- В чем особенность японской живописи?
- Чему научились на уроке?
Оценка 5 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, без помощи учителя, аккуратно.
Оценка 4 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, аккуратно, помощь учителя использовалась не более 2 раз за урок.
Оценка 3 ставится, если рисунок был выполнен с помощью учителя, неаккуратно.
Оценка 2 ставится, если рисунок не выполнен.
Комментарии учителя по оцениванию работ.
- Наведите порядок на рабочем месте.
Уборка рабочего места.
|
|
|