|
|||
XIV открытой естественнонаучной олимпиады учащихся, памятиВопросы I этапа XIV открытой естественнонаучной олимпиады учащихся, памяти М.В. Ломоносова Предлагается 24 задания, которые дифференцируются с учетом возраста участников. Для прохождения во второй тур необходимо набрать: 4-5 класс: не менее 5 баллов; 6-7 класс: не менее 15 баллов; 8-9 класс: не менее 30 баллов; 10-11 класс: не менее 40 баллов.
На бланке ответов четко указывать фамилию, имя, школу и класс автора, фамилию, имя, отчество и контактный номер телефона руководителя. При ответах на тест указывать номер вопроса и его стоимость Вопросы стоимостью 1 балл 1.1.Раньше для производства чернил использовали орешки-галлы, встречающиеся на нижних сторонах дубовых листьев обычно к концу лета. Они образуются на листьях дуба от укуса крохотной мушки – орехотворки. А как с помощью этих чернильных орешков можно проверить, есть ли в питьевой или минеральной воде железо?
1.2.Коллег геолога Плетнёва зовут Фёдор (1), Андрей (2), Илья (3) и Василий (4). Геолог решил поздравлять коллег за 5 минут до наступления Нового года в их часовых поясах. В какой последовательности он будет звонить им, если Фёдор живёт в Челябинске, Андрей в Охотске, Илья в Саратове, а Василий в Томске? 1.3.Для чего нужна раковина моллюскам? Дайте развернутый ответ.
1.4.Дайте ответ на загадку. Он красного цвета, как факел, как пламя. Тверды и прочны его ребра и грани. С древнейших времен драгоценным он был. И лазерам в мире дорогу открыл. 1.5.В предложенном вам списке животных выберите тех, которые НЕ встречаются в Африке: жираф, носорог, лев, тигр, гиена, шакал, гиппопотам, павиан, тапир, орангутанг, лама, дромадер, ёж.
1.6.В на 21 век мы все чаще покупаем вещи из синтетических материалов.Приведите плюсы и минусы для человека одежды из синтетических материалов. Вопросы стоимостью 2 балла 2.1. Кто из млекопитающих считается одним из самых активных сеятелей семян на территории Евразии и Северной Америки? Обоснуйте свой выбор. Бурундук, Бурая гиена, Бурый медведь, Кедровка, Белка. 2.2. Почему ожог паром более болезнен, чем ожог кипятком той же температуры. 2.3. Наука «Вулканология» включает в себя множество смежных наук. Расскажите, какие специалисты изучают вулканы, какую информацию получают и для чего?
2.4. Прочитайте фрагмент стихотворения и ответьте на вопрос. Кто стоит в музейном зале? Купили эту статую в Италии, В Россию привезли. И что же далее? Когда в саду её народ увидел, То возмутился: «Богомерзкий идол!» Её прозвали «Дьяволицей белой», Разбить безрукую грозились то и дело! Но день и ночь скульптуру охраняли. И вот финал (нисколько не трагичный): Стоит она теперь в музейном зале. 2.5.Какой город – современный административный центр субъекта Российской Федерации – был главным центром губернии Российской Империи, описание которой в середине XIX века выглядело следующим образом: «Климат холодный и здоровый. Народонаселение составляют: лопари, карелы, самоеды, зыряне, русские и небольшое число немцев и англичан. Белое и Ледовитое море. Река: Северная Двина. Почва земли каменистая, песчаная и болотистая. Особенности: Новодвинская крепость, заложенная Петром I в 1701 году; выварка поваренной соли, леса изобилие, лён и пенька…». 2.6.Можно ли продлить жизнь?Ученыепостоянно работают над проблемой продления жизни. Большую роль играет, конечно, наследственность. Дайте ответ: как можно продлить жизнь человека.
Вопросы стоимостью 3 балла 3.1.В Исаакиевском соборе, в Малахитовом зале Эрмитажа в Санкт-Петербурге можно увидеть малахитовые колонны, большую малахитовую вазу, уникальный малахитовый декор. Однако огромных кусков малахита, пригодных для изготовления таких колонн найдено не было. Как же были изготовлены такие крупные изделия. 3.2.На севере Аляски расположено озеро Нувук, в котором обитают животные и растения, встречающиеся в Северном Ледовитом океане, а также животные и растения, встречающиеся в ближайших пресных озерах и реках Аляски. Ответьте, почему это возможно?
3.3.Выход животных на сушу. Какие приспособления для этого потребовались?
3.4.В дневнике русского путешественника А. Елисеева, много дней проведшего в Сахаре, есть интересная запись. «Около полудня при температуре плюс 42 градуса Цельсия я услышал громкий и отчетливый треск. Звук был настолькогромкий, что все спутники остановились. Было похоже, что кто-то стрелял из-за скал. Но проводник успокоил всех.он сказал, что «звук солнца», что «Солнце» его родины заставляет кричать даже камни». Ответьте, отчего это произошло?
3.5.Известно, что температура воздуха в городе выше, чем в его окрестностях. Назовите причины изменение городского климата? 3.6.В России в XVIII в. Был образован музей «Кунсткамера Петра Великого». Какие объекты стали первыми экспонатами музея, и для каких целей они собирались?
Вопросы стоимостью 4 балла 4.1.Представьте: вы летите над материком из Анадыря в Москву. В какой последовательности вы пересечёте эти реки? А) Енисей; В) Колыма; С) Лена; D) Обь.
4.2.Почему свежий снег скрипит под ногами в сильные морозы громче и почему после снегопада улицы кажутся нам особенно тихими?
4.3.Чем можно объяснить вариативность окраски озерной воды (зеленая, желто-коричневая, розовая)?
4.4. Значение вирусов в зарождении и развитии Земли.
4.5. В истории Земли в различные периоды, и на различных территориях в силу некоторых причин местные экосистемы оказывались лишенными высшего хищника. В таких ситуациях, на роль высшего хищника выдвигались самые разные животные, для которых роль не была характерна. Опишите эти ситуации: - где и когда эти ситуации возникали? - какие животные приобретали несвойственные им экологические роли? - Как эти животные приспосабливались к своей новой роли? 4.6.Ржавление гвоздя это процесс: А) химическое явление Б) физическое явление В) это не явление. Выразите это явление через формулу.
|
|||
|