|
|||
Экзаменационные вопросы по философии для студентов специальностей БС (090800), РЭНГМ (090600), ПЭМГ (090700).
. Доцент Ершов А.А.
Экзаменационные вопросы по философии для студентов специальностей БС (090800), РЭНГМ (090600), ПЭМГ (090700).
Утверждены на заседании кафедры ФСП 20.05.2006г. Протокол №6
1. Почему у человека возникла потребность в философствовании? Приведите пример из вашей жизни
1. . В чем заключается функция философии как науки? 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные функции философии. 3. Какие методы философского исследования вы знаете? Охарактеризуйте их. 4. Обоснуйте определение философии как науки. 5. Чем обусловлено появление материализма и идеализма как философских направлений? 6. Как исторические условия влияют на формирование философских направлений? 7. Почему метод Сократа не спас его от смертного приговора? 8. В чем ценность философии Парменида для современного естествознания?
9. Как обосновал Платон реальное бытие эйдосов? 10. Как обосновал Аристотель критику платоновской теории идей? 11. В чем значение теории материи и формы Аристотеля для категорий «возможность» и «действительность»? 12. Что относится к важнейшим чертам средневековой философии? 13. Как Аврелий Августин рассматривал проблему времени? 14. Чем обусловлен интерес современного естествознания к идее креационизма в теоцентрической системе средневековой философии? 15. В чем видит Фома Аквинский различие способов достижения истины религией и теологией с одной стороны и наукой и философией с другой?
16. Чем обусловлен переход от теоцентризма к антропоцентризму в философии Возрождения? 17. Какова роль Ф.Бэкона и Р.Декарта в становлении современной философии? 18. Охарактеризуйте основные идеи философии Просвещения. 19. В чем сходство и различие взглядов Спинозы и Лейбница на субстанцию? 20. Чем обосновывается переход в творчестве И.Канта от докритического к критическому периоду?
21. Как разрешает И.Кант спор «эмпиристов» и «рационалистов» о процессе познания? 22. В чем суть «метафизики свободы» в философии И.Фихте? 23. Каково значение диалектического метода для философской системы Г.Гегеля? 24. Чем обусловлен интерес Л.Фейербаха к философской антропологии? 25. Как раскрывается проблема свободы и отчуждения в философии К.Маркса и Ф.Энгельса? 26. Соотнесите «волю к жизни» А.Шопенгауэра и «волю к власти» Ф.Ницще как философскую проблему человека. 28. Почему «воля к власти» Ф.Ницше вызвала интерес, как у философов, так и у литераторов и политиков? 29.Перечислите формы позитивизма и охарактеризуйте основной тезис в каждой из форм.
30. В чем проявились характерные черты и особенности русской философии? 31. Сущность человека и проблема свободы в философской концепции Н.А.Бердяева. 32. Как осуществляет В.С.Соловьев связь религиозной и социальной жизни человека?
33. Охарактеризуйте русский космизм как оригинальное философское направление 34. Как проявилось влияние западноевропейской философии на русских мыслителей? 35. Охарактеризуйте экзистенциализм как философское направление. 36. Какова с философских позиций цель познания? 37. Обоснуйте позиции гностиков и агностиков в проблеме познаваемости мира. 38. Опишите структуру познавательного процесса. 39. Опишите структуру научного познания и его специфику .40. Сравните широкий и узкий смысл понятия общества в философии .41. .Проблема природного и общественного в становлении социума 42. Как проявляются общественные отношения в материальной и духовной жизни общества? 43. Как проявляются законы функционирования и развития общества?
.44. Как образуется социальная структура общества? 45. Охарактеризуйте синергетический подход к обществу. 46. Что вы можете противопоставить взглядам фатализма и волюнтаризма на развитие общества? 47. Цивилизация и культура в социально-историческом процессе. 48. Охарактеризуйте фундаментальные свойства бытия. 49. Охарактеризуйте четыре «ипостаси» человека: человек, индивид, индивидуальность, личность 50. Охарактеризуйте структуру общественного сознания. свободный выбор темы для философского монолога. 51. Чем определяется взаимосвязь форм общественного сознания 52. Чем возможно объяснить реальность и иллюзорность человеческого бытия? 53. С чем вы связываете наличие сознания у человека? Обоснуйте вашу позицию. 54. Понятие ценностей в аксиологии. 55. Опишите структуру и функции ценностей. 56. Раскройте понятие культуры как «технэ» и как интеллектуальный атрибут человека. 57. Техника как символизация человека в предметно-духовном пространстве. 58. Чем обусловлен интерес философии к информационному обществу? 59. Вам предлагается свободный выбор имени мыслителя и его произведения для философского анализа. 60. Вам предлагается свободный выбор темы для философского монолога.
|
|||
|