|
|||
Вопросы экзамена по дисциплине Адаптивная физическая культураВопросы экзамена по дисциплине Адаптивная физическая культура 1. Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре. 2. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом. 3. Организация физкультурного движения инвалидов и адаптивного спорта. 4. Характеристика профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре. 5. Понятие адаптивной физической культуры. Содержание, цель и задачи, структура (виды) адаптивной физической культуры. 6. История становления адаптивной физической культуры в России и за рубежом. 7. Образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи в адаптивной физической культуре. 8. Классификация функций адаптивной физической культуры. 9. Социальные функции адаптивной физической культуры. 10. Социальная и психическая адаптация инвалидов в процессе занятий физическими упражнениями. 11. Основные механизмы биологической адаптации организма человека. Механизмы формирования компенсаций. 12. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физической культуре. 13. Адаптация и компенсация, структурно-функциональные связи в целостном организме. 14. Профессионально-подготовительная функция адаптивного физического воспитания. 15. Значение возрастных изменений сердечно-сосудистой системы в адаптивной двигательной реабилитации. 16. Виды и принципы построения адаптивной тренировки. Спортивная тренировка как многолетний процесс. Этапы спортивной тренировки инвалидов. 17. Взаимосвязь понятий «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». 18. Классификация тренажеров, применяемых для обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. 19. Средства адаптивной физической культуры. 20. Содержание, задачи и функции адаптивного спорта. 21. Цель, задачи, ведущие функции адаптивного физического воспитания. 22. Принципы, средства, методы, приемы адаптивного спорта. 23. Принципы, средства, методы, приемы адаптивного физического воспитания. 24. АФК в социальной интеграции и повышении уровня качества жизни инвалидов. 25. Решение компенсаторных задач в адаптивной физической культуре. 26. Развитие мелкой моторики у слабовидящих детей. 27. Индивидуальная программа реабилитации - основная предпосылка планирования в адаптивной физической культуре. 28. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом (ДЦП). 29. Адаптивное физическое воспитание школьников специальных медицинских групп. 30. Формирование здорового образа жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов средствами АФК. 31. Факторы, влияющие на развитие двигательной сферы детей с нарушением в развитии. 32. Особенности возрастного развития детей-инвалидов. 33. Понятия о здоровье и болезни, инвалидности. 34. Базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры. 35. Роль общественных объединений инвалидов в развитии адаптивной физической культуры и воспитании детей-инвалидов. 36. Методы педагогического воздействия, используемые в адаптивной физической культуре. 37. Методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физических упражнений. 38. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. 39. Основные виды и формы занятий физическими упражнениями при работе с детьми-инвалидами. 40. Средства адаптивного физического воспитание в системе специального образования. 41. Методы воспитания личности ребенка с отклонениями в развитии. 42. Тренажеры в освоении сложно координационных двигательных движений. 43. Задачи и средства адаптивного физического воспитания незрячих детей. 44. Методы развития способности к пространственной ориентировки детей-инвалидов по зрению. 45. Коррекция и профилактика нарушений зрения. 46. Общие и специфические задачи адаптивного физического воспитания в коррекционных школах для глухих детей. 47. Методические приемы активизации познавательной деятельности глухих детей. 48. Методика занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха. 49. Общие и специфические задачи адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах VIII вида. 50. Практические методы обучения двигательным действиям детей с умственной отсталостью. 51. Детский церебральный паралич (этиология, патогенез, классификация). 52. Врожденные пороки развития конечностей у детей. 53. Содержание этапов обучения ходьбе на протезах детей школьного возраста. 54. Роль физических упражнений в комплексной реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. 55. Понятие о вертеброгенных миелопатиях. 56. Оценка неврологического и адаптационного статуса при миелопатиях. 57. Задачи, решаемые на уроках физической культуры в специальной (коррекционной) школе для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. 58. Упражнения, стимулирующие психику и речь ребенка при детском церебральном параличе. 59. Динамическая проприоцептивная коррекция в нагрузочном костюме «Адели» в физической реабилитации детей с церебральной патологией. 60. Вялые и спастические параличи. Их отличия в лечении и реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА 1. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. - 152 с. 2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). — М.: Советский спорт, 2000. - 240 с. 3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. профессора С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2000. — 152 с. 4. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О.В., СолодковА.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 95 с. 5. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 45 с. 6. Шапкова Л. В. Функции адаптивной физической культуры: Учебное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 82 с. 7. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 134 с. 8. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. - Омск: СибГАФК, 2000. - 212 с. 9. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. — М., 1997. 10. Бабенкова Р. Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1997. 11. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: Терра-Спорт, 2000. 12. Мозговой В. М., Дмитриев А. А., Самыличев А. С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. — М., 1996. 13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с. 14. Шапкова Л. В., Федорова Т. В. Технология подготовки и тематика Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» (2000, № 1-2 и № 3-4; 2001 и последующие годы №1,2, 3, 4)
|
|||
|