Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные вопросы по философии 



Экзаменационные вопросы по философии 

 

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.

3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.

4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.

5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.

7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.

9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса.

11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.

12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.

13. Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта.

14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение немецкой классической философии.

15. Истоки и основные черты философии К.Маркса.

16. Особенности неклассической философии. Критика классической традиции в учениях А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше.

17.Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.

18. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.

19. Религиозная философия ХХ-ХХI вв., ее основные направления.

20. Структуралистское направление в современной философии. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

21.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.

22.Особенности и основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Философские и гуманистические идеи эпохи Ренессанса и Нового времени.

23. Философия и развитие белорусского национального самосознания в ХIХ-ХХI вв.

24. Онтология как философское учение о бытии. Основные структурные уровни организации материального мира.

25. Развитие как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.

26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции.

27. Понятие природы. Природа как среда обитания человека. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа». Природа и перспективы человечества.

28. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.

29.Человек как личность, экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни.

30. Деятельность как способ бытия человека. Практика и духовная деятельность человека. Особенности профессиональной деятельности в АПК. 

31.Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

32. Проблема сознания в философии. Сознание как особый тип отражения. Сущностные черты сознания.

33.Структура сознания, индивидуальное и общественное сознание.

34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.

35. Гносеология как философское учение о познании. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания..

36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания

37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.

39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.

40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.

41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.

42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.

43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь.

44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.

45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.

47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.

48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.

49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси.

50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.

51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем.

52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.