|
|||
Экзаменационные вопросы по философииЭкзаменационные вопросы по философии
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения. 2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы. 3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм. 4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией. 5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. 6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы. 7. Натурфилософские школы ранней греческой философии. 8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля. 9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики. 10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса. 11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы. 12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей. 13. Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта. 14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение немецкой классической философии. 15. Истоки и основные черты философии К.Маркса. 16. Особенности неклассической философии. Критика классической традиции в учениях А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше. 17.Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия. 18. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. 19. Религиозная философия ХХ-ХХI вв., ее основные направления. 20. Структуралистское направление в современной философии. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв. 21.Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. 22.Особенности и основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Философские и гуманистические идеи эпохи Ренессанса и Нового времени. 23. Философия и развитие белорусского национального самосознания в ХIХ-ХХI вв. 24. Онтология как философское учение о бытии. Основные структурные уровни организации материального мира. 25. Развитие как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития. 26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции. 27. Понятие природы. Природа как среда обитания человека. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа». Природа и перспективы человечества. 28. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез. 29.Человек как личность, экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни. 30. Деятельность как способ бытия человека. Практика и духовная деятельность человека. Особенности профессиональной деятельности в АПК. 31.Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. 32. Проблема сознания в философии. Сознание как особый тип отражения. Сущностные черты сознания. 33.Структура сознания, индивидуальное и общественное сознание. 34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире. 35. Гносеология как философское учение о познании. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.. 36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания 37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания. 38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке. 39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого. 40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. 41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория. 42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании. 43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь. 44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений. 45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории. 46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике. 47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий. 48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур. 49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси. 50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы. 51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем. 52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.
|
|||
|