Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогика»



Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогика»

  1. Образование как общественно-исторический феномен. Факторы, конструирующие образовательную реальность.
  2. Образование как образ культуры, средство ее трансляции и воспроизводства. Возможны ли противоречия между культурными и педагогическими ценностями?
  3. Система образования и общество: взаимосвязь и взаимозависимость. Социальные причины и проблемы реформирования образования.
  4. Источники целеполагания в педагогике. Проблема приоритета отдельных источников при определении целей образования. Какова должна быть цель образования?
  5. Общая характеристика системы образования в России. Каковы ее достоинства и недостатки?
  6. Образовательные парадигмы и их проявление в практике. Причины стойкости образовательной парадигмы.
  7. Гуманизация образования: предпосылки, задачи, подходы.
  8. Дифференциация и индивидуализация образования: цель, способы, проблемы практической реализации.
  9. Информатизация образования: направления, подходы, проблемы. Может ли компьютер заменить педагога?
  10. Охарактеризуйте педагогику как науку (объект, предмет, методы, функции). В чем ее отличие от других наук?
  11. Проблема взаимодействия педагогической науки и практики. Почему педагогику относят к искусству?
  12. Развитие педагогического знания. Взаимосвязь этого процесса с развитием образовательной практики.
  13. Философские и психологические основания педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
  14. Факторы, лежащие в основе выделения научных отраслей в педагогике. Отрасли педагогики и отрасли психологии: общее и особенное.
  15. Смысл и соотношение понятий социализация, образование, воспитание, обучение. Докажите их сущностное единство.
  16. Процессы воспитания и обучения: общее и особенное. Проблема их соединения в педагогической практике.
  17. Системный подход в педагогике. Проблема полноты описания педагогической действительности. Понятие, структура и особенности педагогической системы.
  18. Понятие педагогического процесса. Его характеристики. Взаимосвязь педагогической системы и процесса.
  19. Логика «движения» педагогического процесса. Почему трудно предсказать его результаты?
  20. Проблема целостности педагогического процесса: научные и практические аспекты.
  21. Проблема закономерностей и принципов в педагогике. Принципы педагогического процесса.
  22. Роль коллектива в педагогическом процессе. Проблема коллективного воспитания и индивидуального развития.
  23. Понимание цели и содержания воспитания с позиций авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
  24. Понимание процесса воспитания с позиций авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
  25. Содержание процесса формирования базовой культуры личности.
  26. Методы воспитания: традиционные и современные. Проблемы их практической реализации.
  27. Организация воспитания в образовательных учреждениях: проблемы, перспективы.
  28. Семья как личностно-развивающая среда. Факторы и основные задачи семейного воспитания.
  29. Характеристики благоприятного стиля семейного воспитания. Проблема определения целесообразности методов воспитания.
  30. Сущность и функции обучения. Обучение с точки зрения авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
  31. Преподавание и учение как составляющие обучения. Проблема мотивации учения. Субъект учебной деятельности.
  32. Подходы к формированию содержания образования. Представления о целях образования, лежащие в основе каждого из них.
  33. Содержание образования как пятиуровневая система. Проблема сохранения содержания при переходе от уровня к уровню. Принципы формирования.
  34. Сравнение догматического, объяснительно-иллюстративного и программированного обучения на предмет реализации его функций.
  35. Проблемное и проектное обучение: сущность, достоинства, недостатки.
  36. Формы обучения, их особенности.
  37. Методы обучения: сущность, классификация, характеристика. Формирование целесообразной системы методов.
  38. Диагностика результативности обучения. Функции и проблемы контроля и педагогической оценки.
  39. Особенности обучения и воспитания студентов в вузе.
  40. Отличительные черты систем образования в других странах.
  41. Пример современной авторской педагогической системы.
  42. Педагогика периода становления научно-педагогического знания (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, Я. Коменский, И. Песталоцци и др.).
  43. Идеи свободного воспитания в России (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.).
  44. Идеи представителей зарубежной реформаторской педагогики (С. Френе, Р. Штайнер, Д. Дьюи, А. Нилл, М. Монтессори и др.)
  45. Педагогическая мысль в дореволюционной России (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский и др.).
  46. Педагогические идеи советских педагогов (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.