Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогика»
Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогика»
- Образование как общественно-исторический феномен. Факторы, конструирующие образовательную реальность.
- Образование как образ культуры, средство ее трансляции и воспроизводства. Возможны ли противоречия между культурными и педагогическими ценностями?
- Система образования и общество: взаимосвязь и взаимозависимость. Социальные причины и проблемы реформирования образования.
- Источники целеполагания в педагогике. Проблема приоритета отдельных источников при определении целей образования. Какова должна быть цель образования?
- Общая характеристика системы образования в России. Каковы ее достоинства и недостатки?
- Образовательные парадигмы и их проявление в практике. Причины стойкости образовательной парадигмы.
- Гуманизация образования: предпосылки, задачи, подходы.
- Дифференциация и индивидуализация образования: цель, способы, проблемы практической реализации.
- Информатизация образования: направления, подходы, проблемы. Может ли компьютер заменить педагога?
- Охарактеризуйте педагогику как науку (объект, предмет, методы, функции). В чем ее отличие от других наук?
- Проблема взаимодействия педагогической науки и практики. Почему педагогику относят к искусству?
- Развитие педагогического знания. Взаимосвязь этого процесса с развитием образовательной практики.
- Философские и психологические основания педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками.
- Факторы, лежащие в основе выделения научных отраслей в педагогике. Отрасли педагогики и отрасли психологии: общее и особенное.
- Смысл и соотношение понятий социализация, образование, воспитание, обучение. Докажите их сущностное единство.
- Процессы воспитания и обучения: общее и особенное. Проблема их соединения в педагогической практике.
- Системный подход в педагогике. Проблема полноты описания педагогической действительности. Понятие, структура и особенности педагогической системы.
- Понятие педагогического процесса. Его характеристики. Взаимосвязь педагогической системы и процесса.
- Логика «движения» педагогического процесса. Почему трудно предсказать его результаты?
- Проблема целостности педагогического процесса: научные и практические аспекты.
- Проблема закономерностей и принципов в педагогике. Принципы педагогического процесса.
- Роль коллектива в педагогическом процессе. Проблема коллективного воспитания и индивидуального развития.
- Понимание цели и содержания воспитания с позиций авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
- Понимание процесса воспитания с позиций авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
- Содержание процесса формирования базовой культуры личности.
- Методы воспитания: традиционные и современные. Проблемы их практической реализации.
- Организация воспитания в образовательных учреждениях: проблемы, перспективы.
- Семья как личностно-развивающая среда. Факторы и основные задачи семейного воспитания.
- Характеристики благоприятного стиля семейного воспитания. Проблема определения целесообразности методов воспитания.
- Сущность и функции обучения. Обучение с точки зрения авторитарной, деятельностной и гуманистической образовательных парадигм.
- Преподавание и учение как составляющие обучения. Проблема мотивации учения. Субъект учебной деятельности.
- Подходы к формированию содержания образования. Представления о целях образования, лежащие в основе каждого из них.
- Содержание образования как пятиуровневая система. Проблема сохранения содержания при переходе от уровня к уровню. Принципы формирования.
- Сравнение догматического, объяснительно-иллюстративного и программированного обучения на предмет реализации его функций.
- Проблемное и проектное обучение: сущность, достоинства, недостатки.
- Формы обучения, их особенности.
- Методы обучения: сущность, классификация, характеристика. Формирование целесообразной системы методов.
- Диагностика результативности обучения. Функции и проблемы контроля и педагогической оценки.
- Особенности обучения и воспитания студентов в вузе.
- Отличительные черты систем образования в других странах.
- Пример современной авторской педагогической системы.
- Педагогика периода становления научно-педагогического знания (Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, Я. Коменский, И. Песталоцци и др.).
- Идеи свободного воспитания в России (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель и др.).
- Идеи представителей зарубежной реформаторской педагогики (С. Френе, Р. Штайнер, Д. Дьюи, А. Нилл, М. Монтессори и др.)
- Педагогическая мысль в дореволюционной России (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, П.П. Блонский и др.).
- Педагогические идеи советских педагогов (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинский и др.).
|