|
|||
полоса движения–любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд;
транспортное средство– устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов; механическое транспортное средство– транспортное средство, которое приводится в движение с помощью двигателя. рельсовое транспортное средство – трамвай и платформы со специальным оборудованием, движущиеся по трамвайным путям. Другие транспортные средства, участвующие в дорожном движении, считаются безрельсовыми; легковой автомобиль –автомобиль с количеством мест для сидения не более девяти, включая место водителя, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности; грузовой автомобиль– автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов; мопед– двух- или трехколесное механическое транспортное средство, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 см3, мотоцикл–двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого превышает 50 см3 автобус – транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров, с количеством мест для сиденияболее девяти (включая место водителя); маршрутные транспортные средства (транспортные средства общего пользования) – автобусы, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи и маршрутные такси, движущиеся по установленным маршрутам и имеющие определенные места на дороге для посадки (высадки) пассажиров; автопоезд (транспортный состав) – механическое транспортное средство, соединенное с прицепом (прицепами) с помощью сцепного устройства; велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток; прицеп–транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски; буксировка– перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства, которое не относится к эксплуатации автопоездов (транспортных составов), на жесткой или гибкой сцепке, или способом частичной погрузки на платформу или на специальное опорное приспособление; организованная транспортная колонна– группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов; крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство или автопоезд, габариты которого с грузом или без груза превышают хотя бы один из допустимых параметров, крупногабаритный или негабаритный груз – это груз, габариты которого вместе с транспортным средством превышают установленные допустимые параметры; автомобильная дорога–часть территории, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми расположенными на ней искусственными сооружениями и техническими средствами организации дорожного движения, которая находится за пределами населенных пунктов и ограничена по ширине краями полосы отвода; улица (дорога)–полоса городской или сельской территории, ограниченная геодезическими фиксированными границами – «красными линиями», которая предназначена для движения транспортных средств и пешеходов, со всеми размещенными на ней сооружениями – составными элементами улицы (дороги) и техническими средствами организации дорожного движения. Этот термин включает также специально построенные временные дороги, кроме произвольно накатанных дорог (колей); проезжая часть–элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.Дорога может иметь несколько проезжих частей, границами которых являются разделительные полосы; полоса движения–любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; трамвайная колея – элемент дороги, предназначенный для движения рельсовых транспортных средств, который ограничивается по ширине специально выделенной отмосткой трамвайной линии или дорожной разметкой. По трамвайному пути допускается движение безрельсовых транспортных средств в соответствии с разделом 9 Правил; разделительная полоса–элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.1 либо 1.2,разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств; обочина– выделенный конструктивно или сплошной линией дорожной разметки элемент автомобильной дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных Правилами. Обочина может использоваться для остановки и стоянки транспортных средств, движения пешеходов, гужевых повозок (саней), мопедов, велосипедов (при отсутствии тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек или при невозможности передвигаться по ним); тротуар– элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к дорожке для велосипедистов либо отделенный от них газоном; дорожка для пешеходов и велосипедистов (велопешеходная дорожка) – конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, обозначенный дорожным знаком 4.14; дорожка для велосипедистов – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги либо отдельная дорога, предназначенные для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.12; дорожка для пешеходов– обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.13; пешеходный переход–участок проезжей части или инженерное сооружение, предназначенные для движения пешеходов через дорогу.Регулируемым считается пешеходный переход, движение по которому регулируется светофором или регулировщиком, нерегулируемым – пешеходный переход, на котором нет регулировщика, светофоры отсутствуют или отключены, или работают в режиме мигания желтого сигнала; островок безопасности– элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход; газон– элемент благоустройства, представляющий собой искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зелёных насаждений; мост – сооружение, предназначенное для движения через реку, овраг и иные препятствия, границами которого являются начало и конец пролетных сооружений; путепровод– инженерное сооружение мостового типа над другой дорогой (железной дорогой) в месте их пересечения, обеспечивающее движение по нему на разных уровнях и дающее возможность съезда на другую дорогу; эстакада– инженерное сооружение для движения транспортных средств и (или) пешеходов, поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения, а также для создания дороги на определенной высоте, которая не имеет съездов на другую дорогу. железнодорожный переезд – пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне; автомагистраль– автомобильная дорога, обозначенная знаком 5.1 участник дорожного движения–лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства; водитель – лицо, управляющее транспортным средством, всадник, лицо, управляющее гужевым транспортом, погонщик животных, который ведет их за повод, а также лицо, обучающее управлению, находясь непосредственно в (на) транспортном средстве; велосипедист – лицо, управляющее велосипедом; пассажир– лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него); пешеход– лицо, принимающее участие в дорожном движении, находящееся вне транспортного средства и не производящее работу на дороге. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства; организованная перевозка группы детей–перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей; организованная пешая колонна – обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении; перекресток–место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий; прилегающая территория–территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами; преимущество (приоритет)– право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения; главная дорога – дорога, обозначенная знаками 1.22, 1.23.1, 1.23.2, 1.23.3, 1.23.4, 2.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.) по отношению к грунтовой, или любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой; «уступить дорогу (не создавать помех)»– требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость; регулировщик– лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и должностные лица подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения Народной милиции Луганской Народной Республики, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей; опережение – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства; обгон–опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части); остановка– прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут или более, если это необходимо для посадки (высадки) пассажиров либо погрузки (разгрузки) груза, выполнения требований Правил (предоставление преимущества в движении, выполнение требований регулировщика, сигналов светофора и т.п.); стоянка– прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства; вынужденная остановка – прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге; край проезжей части (для безрельсовых транспортных средств) — видимая условная либо обозначенная дорожной разметкой линия на проезжей части в месте ее примыкания к обочине, тротуару, газону, разделительной полосе, полосе для движения трамваев, дорожке для велосипедистов и пешеходов; крайнее положение на проезжей части — положение транспортного средства на расстоянии от края проезжей части (середины проезжей части или разделительной полосы), которое не дает возможности двигаться попутному транспортному средству (в том числе двухколесному) еще ближе к краю проезжей части (середине проезжей части или разделительной полосе);
видимость в направлении движения –максимальное расстояние, на котором с места водителя можно четко распознать границы элементов дороги и размещение участников движения, что позволяет водителю ориентироваться во время управления транспортным средством, в частности для выбора безопасной скорости и осуществления безопасного маневра; недостаточная видимость–видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т. п., а также в сумерки; ограниченная видимость– видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами; обзорность – объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя; темное время суток– промежуток времени отконца вечерних сумерек до начала утренних сумерек; ослепление–физиологическое состояние водителя вследствие воздействия света на его зрение, когда водитель объективно не имеет возможности обнаружить препятствия или распознать границы элементов дороги на минимальном расстоянии; дневные ходовые огни – внешние световые приборы белого цвета, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;
дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах улиц и дорог; безопасность дорожного движения – состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожные условия – совокупность факторов, характеризующих (с учетом времени года, времени суток, атмосферных явлений, освещенности дороги) видимость в направлении движения, состояние поверхности проезжей части (чистота, ровность, шероховатость, сцепление), а также ее ширину, величину уклонов на спусках и подъемах, виражей и закруглений, наличие тротуаров или обочин, средств организации дорожного движения и их состояние; дорожная обстановка – совокупность факторов, характеризующихся дорожными условиями, наличием препятствий на определенном участке дороги, интенсивностью и уровнем организации дорожного движения (наличие дорожной разметки, дорожных знаков, дорожного оборудования, светофоров и их состояние), которые должен учитывать водитель при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством; препятствие– неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил; безопасная дистанция– расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое, в случае его внезапного торможения или остановки, позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, избежать столкновения без выполнения какого-либо маневра; безопасный интервал– расстояние между боковыми частями транспортных средств, которые двигаются, или между ними и другими объектами, при котором обеспечена безопасность дорожного движения; безопасная скорость– скорость, при которой водитель имеет возможность безопасно управлять транспортным средством и контролировать его движение в конкретных дорожных условиях дорожно-транспортное происшествие – событие, происшедшее во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или травмированы люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; оставление места дорожно-транспортного происшествия – действия участника дорожно-транспортного происшествия, направленные на сокрытие факта такого происшествия или обстоятельств его совершения, повлекшие за собой необходимость проведения сотрудниками полиции мероприятий по установлению (розыску) этого участника и (или) розыску транспортного средства;
населенный пункт– застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.45, 5.46, 5.47, 5.48; жилая зона – дворовые территории, а также части населенных пунктов, обозначенные дорожным знаком 5.31; пешеходная зона–территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34; дорожные работы – работы, связанные со строительством, реконструкцией, ремонтом или содержанием автомобильной дороги (улицы), искусственных сооружений, сооружений дорожного водоотвода, инженерного обустройства, установкой (ремонтом, заменой) технических средств организации дорожного движения; разрешенная максимальная массатранспортного средства – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием – изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма максимально разрешенных масс транспортных средств, входящих в состав; габаритно-весовой контроль объекты дорожного сервиса опасный груз парковка (парковочное место) школьный автобус
|
|||
|