Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс. ЛИТЕРАТУРА. КОНСПЕКТ УРОКА



9 класс

ЛИТЕРАТУРА

04.05.2020 – 06.05.2020 

Тема: И.В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения.

 

КОНСПЕКТ УРОКА

Иоган Вольфганг Гете (28.08.1749 – 22.03.1832) – писатель, поэт и драматург, живший и творивший в эпоху Нового времени. Он интересовался множеством наук и внес большой вклад в развитие философской мысли.

В биографии Гете датой рождения отмечено 28 августа 1749 года. Именно в этот день у императорского советника Каспера и дочери городского судьи Франкфурта-на-Майне Катарины Элизабет Гете родился сын. Иоган с детских лет ни в чем не нуждался, чем был обязан своему дедушке, который за свою жизнь превратился из портного во владельца трактира.

Отец Гете много путешествовал и собрал внушительного объема библиотеку, книгами из которой юный Иоган часто зачитывался. Однажды он познакомился с содержанием книги о загадочном чернокнижнике Иоганне Георге Фаусте, которая через много лет принесет ему всемирную славу.

В 6 лет он заинтересовался религией и задался вопросом о существовании Бога. Два года Иоган посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение, где он получил всестороннее образование.

В 1765 году Гете зачислен в Лейпцигский университет. Хотя желанием отца было получение образования юриста, Гете все больше увлекался литературой и философией. Он любил слушать стихи Христиана Геллерта, а на уроках рисования познакомился с Иоганном Винкельманом.

В своем доме Гете часто устраивал встречи, любил ходить в театр и играть в карточные игры. В 1768 году Гете заболевает туберкулезом и вынужден бросить учебу, чтобы вернуться домой. На этой почве у него начинаются ссоры с отцом.

Находясь на больничном, Гете пишет свой первый литературный труд – комедию «Соучастники». В 1770 году он пытается закончить обучение и отправляется в Страсбург, но там в нем пробуждается интерес к химии, медицине и филологии. Там на формирование личности Гете оказал большое влияние теолог И. Гердер.

В Страсбурге Иоганн вступает в течение «Бури и натиска», проповедовавших почитание эмоций вместо разума. На волне этого течения он влюбляется во Фридерику Брион и пишет ей стихи «Степная розочка», «Майская песня» и другие. Однако вскоре любовь угасла и они расстались.

В 1773 году в свет вышла его пьеса «Гец фон Берлихинген с железною рукою», принесшую популярность автору в Священной Римской империи. Через год он закрепляет успех произведением «Страдание юного Вертера», в котором влюбленный юноша, не встретив ответных чувств, кончает жизнь самоубийством.

В 1782 году Гете пишет мистическую балладу «Лесной царь», рассказывающую о таинственном существе, забравшую жизнь больного ребенка.

В 20 лет Гете начал работу над главным трудом своей жизни – поэмой «Фауст». Она уникальна по своей структуре и содержанию, а также отражает динамику развития личности автора. Первый отрывок книги вышел в свет в 1808 году, а полностью она была опубликована на 24 года позже. Он считал главного героя этого произведения дьявола, явившегося в мир под именем Мефистофеля – частью загадочной силы, который вечно хочет зла, но обречен творить добро. Это произведение было переведено на множество языков мира и считается достоянием мировой культуры.

Изучая краткую биографию Гете Иогана Вольфганга, можно отметить, что он был загадочным человеком. Некоторые литературоведы считают главного героя «Фауста» прототипом «Гете».

Он был популярен среди женщин и часто плел любовные интриги. Пленить на тридцать лет его удалось лишь Кристиане Вульпиус. Гете любил в ней простоту и искренность.

В свободное от литературного творчества время философ разводил фиалки и пополнял свою коллекцию минералов.

Причиной смерти философа стала остановка сердца. Последними словами поэта были «Пожалуйста, закройте окно». Во многих городах в честь немецкого писателя установлены памятники и названы некоторые космические объекты.

С 1791 по 1817 Гёте руководит Веймарским театром. Он пишет пьесы и сам их ставит на сцене. Для совместного управления театром он приглашает в Веймар своего соратника Фридриха Шиллера, который с радостью откликается на предложение и создаёт в Веймаре несколько выдающихся пьес.

Тем любопытнее, что самая знаменитая из пьес Гёте – «Фауст» – написана не для театра и не предполагает постановки на сцене. Обратиться к жанру драмы для чтения Гёте побудила философская проблематика сюжета. Поэту оказалось узко в рамках традиционной театральной драмы.

«Фауст» Гёте не был первой пьесой для чтения в мировой литературе. Ещё в Древнем Риме такие пьесы писал философ Сенека, который с помощью мифологических сюжетов иллюстрировал свои философские идеи. Его интересовала не постановка на сцене, а внимание вдумчивого читателя.

Гёте писал «Фауста» почти шестьдесят лет. Уже в процессе создания первой части «Фауста» возник замысел второй. Она получилась в несколько раз больше первой. Гёте закончил её в самом конце своей жизни, и она увидела свет лишь после его кончины.
Трагедия начинается с так называемого «Пролога в театре». Он не имеет отношения к основному сюжету.Это спор между директором театра и поэтом о том, как надо писать пьесу. Интересно, что, обращаясь к жанру драму для чтения, освящённого авторитетом Сенеки, Гёте не забывает о театральных вопросах:

Поэт же, презирая толпу, уносится куда-то в небесные края:
Нет, уведи меня на те вершины,
Куда сосредоточенность зовет,
Туда, где божьей созданы рукою Обитель грез, святилище покоя.
Комический актёр, возражая Поэту, готов ради аплодисментов и славы потешать зрителей:
В согласье с веком быть не так уж мелко.
Восторги поколенья - не безделка,
На улице их не найдешь.
Тот, кто к капризам публики не глух
Относится к ней без предубежденья.
Чем шире наших слушателей круг,
Тем заразительнее впечатленье.
С талантом человеку не пропасть.
Соедините только в каждой роли
Воображенье, чувство, ум и страсть
И юмора достаточную долю.

 

Кто из них прав? Приходится признать, что все по-своему и правы, и неправы, никто из спорящих не изрекает абсолютную истину. Гёте представляет нам разнообразие мнений о театре – и, похоже, и сам не готов отвечать на поставленные вопросы однозначно.
За «Прологом в театре» у Гёте следует «Пролог на небесах», в которой участвуют Господь, Небесчное Воинство, Мефистофель и три Архангела. Три Архангела славят божье творение, а Мефистофель рассказывает о мучениях, претерпеваемых человеком на земле, - и укоряет в них Господа:

 

Я о планетах говорить стесняюсь,
Я расскажу, как люди бьются, маясь.
Божок вселенной, - человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты Божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовёт
И с этой искрой скот скотом живёт.
Прошу простить, но по своим приёмам
Он кажется каким-то насекомым.

 

Господь возражает и вспоминает Фауста, уверенный, что тут служит и будет верно служить ему. Мефистофель предлагает пари:

Поспоримте! Увидите воочью,
У вас я сумасброда отобью,
Немного взявши в выучку свою.
Но дайте мне на это полномочья.

 

Господь принимает пари. Спор идёт и о Фаусте, и о человеке вообще, о его достоинстве и падении, о радостях и мучениях.
Первая часть «Фауста» открывается сценой в кабинете учёного. Профессор Фауст не удовлетворён теми знаниями, которые за многие годы удалось ему извлечь из книг. Ныне он так же далёк от истины, как и раньше. Осознавая, что сокровенные тайны мироздания недоступны человеческому разуму, в отчаянии он подносит к губам склянку с ядом. Лишь внезапно зазвучавший пасхальный звон предотвращает самоубийство.
Бродя по городу со своим учеником Вагнером, Фауст встречает собаку, которую приводит за собой в дом, где она принимает человеческий образ Мефистофеля. Злой дух рекомендует себя Фаусту следующим образом: я, говорит он, «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла». Мефистофель представляет духом абсолютного отрицания:

Я дух, всегда привыкший отрицать,
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады.
Творенье не годится никуда.

 

Ради того чтобы заново прожить жизнь, он заключает договор с Мефистофелем, дьяволом, который дарит ему молодость. Плата за это — душа Фауста. Герой так раскрывает смысл договора:

Едва я миг отдельный возвеличу,
Вскричав: «Мгновение, повремени!» -
Все кончено, и я твоя добыча,
И мне спасенья нет из западни.
Тогда вступает в силу наша сделка,
Тогда ты волен, - я закабален.
Тогда пусть станет часовая стрелка,
По мне раздастся похоронный звон.

 

То есть Мефистофель будет искушать Фауста ровно до тех пор, пока тот не попросит его остановить особенно прекрасное мгновение жизни. В тот момент душа Фауста должна отправиться в ад. Скрепив договорённость кровью, Фауст отправляется «в одежде, свойственной повесам, изведать после долгого поста, что означает жизни полнота».
       Одно из искушений, которым Мефистофель подвергает Фауста, - любовь к юной Маргарите. Маргарита благочестива, умна, скромна, однако Мефистофель изобретателен.

Её брат Валентин вступает с Фаустом в поединок. Однако козни Мефистофеля приводят к тому, что Валентин погибает. Перед смертью он говорит сестре:

Ты мне сама из-за угла
Удар бесчестьем нанесла.
Я честь солдатскую свою
И душу богу отдаю.

 

Убив в поединке Валентина, спутники покидают город, и Фауст не вспоминает Маргариту до тех пор, пока не встречает её. Призрак является ему в Вальпургиеву ночь в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Из расспросов Мефистофеля Фауст выясняет, что его возлюбленная в темнице ждёт казни за то, что в припадке безумия утопила дочь, зачатую ею от Фауста.
Фауст спешит на помощь в темницу к Маргарите, которую постепенно покидает рассудок, и предлагает ей побег. Девушка отказывается принять помощь нечистой силы и остаётся ждать казни. Маргарита хочет спасти Фауста от дьявольского наваждения:

 

Спаси меня, отец мой в вышине!
Вы ангелы, вокруг меня, забытой,
Святой стеной мне станьте на защиту!
Ты, Генрих, страх внушаешь мне.

 

Вопреки ожиданиям Мефистофеля, милосердный Господь принимает решение спасти от мук ада душу девушки, которая не ведала, что творила. Господь объявляет свой вердикт: «Спасена». Маргарита спасена, но трагедия на этом не заканчивается. Фауст по-прежнему с Мефистофелем, он так и не произнёс пожелания остановить мгновение.

Во второй части произведения они странствуют по странам и временам, оказываясь, например, в Средневековье и в Древней Греции.
В финале произведения снова состарившийся, полуслепой Фауст пытается увлечь людей созиданием. Он намерен выстроить плотины, которая освободит для людей небольшой кусочек суши. Внутреннему взору Фауста предстаёт чудесная картина созидательного труда. Именно тогда он, наконец, и произносит пожелание «остановить мгновенье»:

 

…Вот мысль, которой весь я предан,
Итог всего, что ум скопил.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
Жизнь и свободу заслужил.
Так именно, вседневно, ежегодно,
Трудясь, борясь, опасностью шутя,
Пускай живут муж, старец и дитя.
Народ свободный на земле свободной
Увидеть я б хотел в такие дни.
Тогда бы мог воскликнуть я: "Мгновенье!
О как прекрасно ты, повремени!
Воплощены следы моих борений,
И не сотрутся никогда они".
И это торжество предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.

 

Формально Мефистофель может забрать душу Фауста в ад. Но на деле Фауст не побеждён: его «остановись, мгновение» не связано с личным наслаждением, оно посвящено благу человечества. Именно поэтому в финальной сцене душа Фауста, вслед за душой Маргариты, спасена Богом и отправляется на небеса.
На следующий год после завершения грандиозного «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте не стало.

ЗАДАНИЕ:

1. Посмотрите спектакль «Фауст» в исполнении артистов театра им. Е.Вахтангова: https://www.youtube.com/watch?v=Xa4fjrfqY2g  

2. Чем интересна трагедия Гете «Фауст» современному читателю? (ПИСЬМЕННО)

3. Выписать афоризмы Гёте из данного произведения. Напоминаю вам, что АФОРИЗМ - это мудрое или остроумное изречение, короткая оригинальная мысль. Афоризм лаконично и обобщенно говорит о сложных вещах. Это не просто банальность, а художественно заостренная мысль. Нередко афоризм содержит в себе парадокс, внутреннее противоречие, и потому заставляет крепко задуматься. Афоризм ничего не доказывает, его задача - поразить оригинальной формулировкой и свежестью мысли.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.