Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организация управляемой системы



8. Организация управляемой системы

1. Этапы организации управляемой системы:

а) выделение системы из среды и установление связей между ними;

б) установление целей системы; выработка допущений и ограничений;

в) разработка модели системы и изучение ее динамики;

г) выбор принципа управления;

д) определение элементов управления, ресурсов и ограничений;

е) выбор критериев;

ж) разработка концепции и алгоритма управления.

2. Схема управления системой:

 

 

 


3. Построение системы – итерационный процесс (последовательное приближение к приемлемому варианту).

4. Универсальных способов реализации систем ® НЕТ. Возможный подход:

а) объединить отдельные теоретические решения;

б) выработать концепцию;

в) организовать управляемую систему;

5. Смысл управляемой системы – изменение ее движения в итересах обеспечения комфорта субъекта.

6. Формы движения:

а) естественное (начальное состояние + воздействие среды);

б) принудительное (имеются связи выполняющие роль рельсов);

в) управляемое – двойное принуждение (рельсы + управление).

7. Принцип естественности управления – при назначении цели и создании адекватной ей системы следует максимально учитывать естественное движение системы в интересах уменьшения меры управления (Þ ¯ ресурсов)

Пример неестественности ® экономика СССР всеобщий план

 

Невозможно учесть все условия для всех элементов

Формирование правил поведения элементов потока;

Создание дамб, запруд и т.п.

 

Удержание потока в желаемом русле

Директивное управление ® Возможно лишь для четко структурированных систем при жестких ограничениях на изменение условий

Без требований оптимальности управления

«Мы за ценой не постоим»

«Отряд не заметил потери бойца и яблочко-песню допел до конца»

8. Совет: а)установите СУЩЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (Анализ целей системы + Учет динамики);

     
 

 


Стратегия (низкочастотные процессы)
Особенно значимы для управления (динамический стереотип системы). Как правило это низкочастотная часть спектра колебаний системы.

 

Иерархия реакция системы на ее усложнение

 

 
Тактика (высокочастотные процессы)

 


Частотный подход к декомпозиции

(чем ­ частота, тем ¯ уровень)

 

Эффективен                     Не эффективен

(При декомпозиции системы по уровням) (При выделении подсистем одного уровня)

 

Дерево целей – наглядно стратифицированное изображение частных целей, в совокупности приводящих к достижению глобальной цели.

 


Согласование целей, компромисс и т.д.

Универсальных способов декомпозиции систем ® НЕТ

б) представьте, какие результаты будут достигнуты без управления;

в) организуйте управление так, чтобы воздействие на систему было минимальным

 

 

9. Информация о состоянии системы:

а) осведомительная (сведения о состоянии системы);

б) управляющая (для осуществления воздействия);

в) дезинформация – (умышленно искаженные сведения)

10. Информация в системе фиксируется с помощью:

а) соответствующих технических средств (датчики и измерители);

б) специальных приемников.

11. Требования к информации:

а) возможность наблюдения и измерения;

б) точность;

в) полнота;

г) устранение шумов (в том числе собственных);

д) правильная частота обновления ® Низкая ® пропуск сигналов

Высокая ® перегрузка каналов

12. Этапы получения информации:

а) съем сигнала;

б) его статистическая обработка (сглаживание, усреднение, фильтрация).

 


Сигнал           Реальный сигнал                Полезный сигнал с ошибкой

 

 


Систематическая ошибка

 

 

 


Полезный

сигнал

t

 

Примеры помех: - вибрация основания на котором крепится датчик;

- случайный сигнал.

13. Этапыобработки информации:

а) анализ сообщения;

б) идентификация знаковой структуры;

в) установление смыслового значения.

14. Виды шумов при языковом сообщении:

а) некорректное применение символов;

б) перегрузка несущественными сведениями;

в) синтаксические ошибки;

г) затруднения в установлении адресности и т.д.

15. Особенности информации для ИЕРАРХИЧЕСКИХ СТРУКТУР:

а) на каждом уровне иерархии действует собственный тезаурус(специфика информации);

б) транспортировка информации по вертикале возможно только в случае наличия пересечения тезаурусов (высокая квалификация персонала);

в) возможность появления ошибки и дезинформации при движении информации.

 

 

                   
   

 


Возможность появления дезинформации

                                         ß

сужается                       расширяется                 д.б. циркуляция

Информация

 

 


16. Виды информационных проблем при организации управляемой системы:

а) методические – как правильно составить рациональную совокупность измерителей;

б) алгоритмические – как обработать информацию с наибольшей достоверностью;

в) технические – как реализовать теоретические результаты.

17. Информация о состоянии среды крайне необходима при построении адаптивных систем. К описанию среды также следует подходить как к иерархической структуре (Исходя из степени влияния на динамику системы).

         
 
Нижняя страта(Nй уровень) ® дальняя к системе min влияние Þ min детализация модели
 

 

 


2й уровень

1й уровень

     
 
Система

 

 


Среда

 

 

 


Дополнительные ресурсы на парирование воздействия среды

В общем случае ответить нельзя. Например

 

Космический корабль                            Малое предприятие

(Да, иначе погибнет экипаж)                                     (???)

 

Надо исходить из общего принципа ® гомеостаз + развитие

18. Виды адаптивных систем:

а) рефлексные – однозначно реагирующие (рефлексирующие) на действие среды;

б) не рефлексные – нет однозначности;

19. Эффективность организации управляемой системыобеспечивается правильностью выбора:

а) критериев;

б) процедур оптимизации;

в) способов получения и обработки информации;

г) меры принуждения;

д) переменных управления …



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.