Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Возникновение и развитие Древнерусского государства и права



 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин

подполковник внутренней службы

Степанов А.В.

_____________________________

«_____»_____________2011г.

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

по _Истории государства и права России

(наименование учебной дисциплины)

 

Тема: 2. Древнерусское государство и право 

Цель занятия:

На основе изучения рекомендованной литературы, особенно текстов законодательного памятника - Русской Правды, слушатель должен уяснить классовый характер русского права и уголовно-карательной политики государства, проследить, как развивалось понятие преступления, охарактеризовать методы и цели наказания.

Характеристика целей наказания и карательной деятельности государства должны быть увязаны с развитием феодально-крепостни­ческих отношений, классовой борьбы.

I. Учебные и воспитательные задачи: 

· изучение общих закономерностей и особенностей развития Древнерусского государства и права;

· изучение и анализ одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды; уметь делать контент-анализ современного российского законодательства на фоне изучения содержательной части правовых памятников исторического прошлого нашей страны;

· выработать навык анализа определяющих тенденций государственно-правового развития России;

· формирование правовой культуры курсантов, умения ориентироваться в историческом прошлом России.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. История государства и права России: Учебник. / Под ред. Ю.П.Титова. М., 2009.

2. Хрестоматия по истории государства и права России. Ю.П. Титов. М., 2010

 

III. Вводная часть ___10_______минут

Проверка готовности группы к занятию, постановка целей и задач работы на семинаре, актуализация изучаемой темы, критерии оценки за работу.

 

IV. Основная часть__170___минут

 

(Наименование учебного вопроса и методика его обсуждения) (Время, мин)
Входной контроль знаний по теме №1.Устный опрос.
1. Политические образования восточных славян накануне возникновения государства 2-3 курсанта устно отвечают на вопрос, 1 курсант работает у доски, остальные работают с тетрадью. Необходимо сделать вывод, что переход к феодализму совершился эволюционно, охватив длительный период. Это переходное время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существо­вали три уклада: первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный.
2. Возникновение Древнерусского государства. 2-3 курсанта устно отвечают на вопрос, 1 курсант работает у доски, остальные работают с тетрадью. Дискуссия о норманнской теории происхождения государства.
3. Общественный строй 2-3 курсанта устно отвечают на вопрос, 1 курсант работает у доски, остальные работают с тетрадью. На доске изображается схема социальных слоев населения.
4. Государственный строй 2-3 курсанта устно отвечают на вопрос, 1 курсант работает у доски, остальные работают с тетрадью. Отметить, сто вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. На доске изображается схема государственного управления. Необходимо учесть, что применялась десятичная, или числен­ная, система управления, выросшая из военной организации. Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.  
5. Правовая система  
Возникновение «Русской Правды». Источники права, предопределившие содержание «Русской Правды», ее редакции. Основные институты гражданского права по Русской правде: вещное и обязательственное право; виды договоров. Семейное право: брак и семья; вопросы наследования по Русской правде. Понятие и виды преступлений по Русской правде. Цели и виды наказаний. Суд и процесс.   Анализ этого памятника позволяет курсантам познакомиться с основными положениями и институтами древнерусского права, выявить относительно высокий уровень правового регулирования общественных отношений Киевской Руси, установить последующую преемственность в развитии отечественного законодательства. 2-3 курсанта устно отвечают на вопрос, 1 курсант работает у доски, остальные работают с тетрадью.  Группа из 3-5 человек решает задачи по Краткой редакции (уголовное право) и по Пространной редакции (гражданское право). Остальные обсуждают, комментируют, задают вопросы.
Выступлениедокладчиковпо темам: -Русская правда как один из первоисточников законодательного закрепления права потерпевшего на возмещение вреда; - Досудебный процесс по Русской правде; - Органы судебной власти в эпоху Русской Правды. Обсуждение докладов.
Курсанты пишут диктант, затем – выборочная устная проверка. Вопросы зачитывает преподаватель. На отдельных листках курсанты пишут варианты ответов. После сдачи работ  один из курсантов дает устный ответ, тем самым еще раз проверяются и закрепляются знания у всей группы.  

 

V. Заключительная часть __10__минут

    Работа над формированием рефлексивных способностей, выводы по занятию, выставление оценок

Преподаватель _________________

(подпись)

Подполковник милиции Иванова О.А..

 

 «___»_____________2011 г.

Тест             

Возникновение и развитие Древнерусского государства и права

1. Как назывались три наиболее крупные политические образования (протогосударства) у восточных славян:

а) Аквитания, Куявия, Словения;

б) Артания, Куявия, Славия; *

в) Аркадия, Кивия, Славия.

2. Какой год считается временем образования государства Киевская Русь?

а) 682; б) 862: в) 882. *

3. Первым актом, регулирующим взаимоотношения православной церкви и государства, был:

а) договор Руси с Византией 971 г.; б) Русская Правда; в) Устав кн. Владимира.*

4. Какие два уровня управления существовали в Киевской Руси?

а) дворцово-вотчинная и десятичная системы; *

б) княжно-воеводская и приказная системы;

в) приказно-воеводская и система кормлений.

5. Принцип наследственной передачи власти в удельных княжествах был закреплен решением съезда князей в:

а) Любляне; б) Люблине; в) Любиче. *

6. Самыми первыми источниками права были:

а) обычаи; * б) тексты договоров; в) церковные уставы.

7. Древнейшими источниками права являлись церковные уставы князей:

а) Святослава и Владимира; б) Ярослава и Олега; в) Владимира и Ярослава. *

8. Какая редакция Русской Правды была первой?

а) сокращенная; б) краткая; * в) пространная.

9. Пространная редакция русской Правды включает в себя:

а) Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха; *

б) Правду Ярослава и Правду Ярославичей;

в) Суд Ярослава и Правду Владимира Мономаха.

10. После смерти смерда его землю наследовали:

а) сыновья и дочери; б) сыновья и вдова; в) сыновья. *

11.Наследование по закону в Киевской Руси было основано на принципах:

а) майората и патроната; б) равенства и майората; в) равенства и минората. *

12. Брачный возраст установленный Церковью в Киевской Руси для юношей и девушек был:

а) 15 и 13 лет; * б) 14 и 12 лет; в) 18 и 16 лет.

13. Основаниями развода в Киевской Руси были:

а) смерть одного из супругов; б) шесть вин жены; * в) обоюдное согласие.

14. Преступление по Русской Правде обозначалась словом:

а) зло; б) обида; * в) лихое дело.

15. Высшей мерой наказания по Русской правде являлась:

а) поток и разграбление; * б) вира; в) смертная казнь.

16. Субъектом права в Киевской Руси не являлись:

а) закупы и рядовичи; б) холопы и робы; * в) смерды и серебряники.

17) Наказание по Русской Правде основывалось на принципе:

а) индивидуализации;

б) композиции; *

 в) поглощения меньшего наказания большим.  Вб) Русская Правда; в) Устав кн..тношения Киевского государства 

18. Досудебные процессуальные действия (стадии) процесса осуществлялись в следующем порядке:

а) заклич, свод, гонение следа;

б) гонение следа, заклич, свод; *

в) свод, заклич, гонение следа.

19. Свидетели в Русской Правде назывались:

а) видоки и послухи *; видоки и соприсяжники; очевидцы и послухи.

20. Ордалии (испытание) по Русской Правде назначались:

а) только для обвиняемого или ответчика;

б) для всех участников судебного процесса, включая свидетелей;

в) для истцов (обвиняемого и потерпевшего, истца и ответчика).*


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.