|
||||||||||||||||||||||
Возникновение и развитие Древнерусского государства и права
УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры государственно-правовых дисциплин подполковник внутренней службы Степанов А.В. _____________________________ «_____»_____________2011г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА по _Истории государства и права России (наименование учебной дисциплины)
Тема: 2. Древнерусское государство и право Цель занятия: На основе изучения рекомендованной литературы, особенно текстов законодательного памятника - Русской Правды, слушатель должен уяснить классовый характер русского права и уголовно-карательной политики государства, проследить, как развивалось понятие преступления, охарактеризовать методы и цели наказания. Характеристика целей наказания и карательной деятельности государства должны быть увязаны с развитием феодально-крепостнических отношений, классовой борьбы. I. Учебные и воспитательные задачи: · изучение общих закономерностей и особенностей развития Древнерусского государства и права; · изучение и анализ одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды; уметь делать контент-анализ современного российского законодательства на фоне изучения содержательной части правовых памятников исторического прошлого нашей страны; · выработать навык анализа определяющих тенденций государственно-правового развития России; · формирование правовой культуры курсантов, умения ориентироваться в историческом прошлом России.
II. Учебно-материальное обеспечение: 1. История государства и права России: Учебник. / Под ред. Ю.П.Титова. М., 2009. 2. Хрестоматия по истории государства и права России. Ю.П. Титов. М., 2010
III. Вводная часть ___10_______минут Проверка готовности группы к занятию, постановка целей и задач работы на семинаре, актуализация изучаемой темы, критерии оценки за работу.
IV. Основная часть__170___минут
V. Заключительная часть __10__минут Работа над формированием рефлексивных способностей, выводы по занятию, выставление оценок Преподаватель _________________ (подпись) Подполковник милиции Иванова О.А..
«___»_____________2011 г. Тест Возникновение и развитие Древнерусского государства и права 1. Как назывались три наиболее крупные политические образования (протогосударства) у восточных славян: а) Аквитания, Куявия, Словения; б) Артания, Куявия, Славия; * в) Аркадия, Кивия, Славия. 2. Какой год считается временем образования государства Киевская Русь? а) 682; б) 862: в) 882. * 3. Первым актом, регулирующим взаимоотношения православной церкви и государства, был: а) договор Руси с Византией 971 г.; б) Русская Правда; в) Устав кн. Владимира.* 4. Какие два уровня управления существовали в Киевской Руси? а) дворцово-вотчинная и десятичная системы; * б) княжно-воеводская и приказная системы; в) приказно-воеводская и система кормлений. 5. Принцип наследственной передачи власти в удельных княжествах был закреплен решением съезда князей в: а) Любляне; б) Люблине; в) Любиче. * 6. Самыми первыми источниками права были: а) обычаи; * б) тексты договоров; в) церковные уставы. 7. Древнейшими источниками права являлись церковные уставы князей: а) Святослава и Владимира; б) Ярослава и Олега; в) Владимира и Ярослава. * 8. Какая редакция Русской Правды была первой? а) сокращенная; б) краткая; * в) пространная. 9. Пространная редакция русской Правды включает в себя: а) Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха; * б) Правду Ярослава и Правду Ярославичей; в) Суд Ярослава и Правду Владимира Мономаха. 10. После смерти смерда его землю наследовали: а) сыновья и дочери; б) сыновья и вдова; в) сыновья. * 11.Наследование по закону в Киевской Руси было основано на принципах: а) майората и патроната; б) равенства и майората; в) равенства и минората. * 12. Брачный возраст установленный Церковью в Киевской Руси для юношей и девушек был: а) 15 и 13 лет; * б) 14 и 12 лет; в) 18 и 16 лет. 13. Основаниями развода в Киевской Руси были: а) смерть одного из супругов; б) шесть вин жены; * в) обоюдное согласие. 14. Преступление по Русской Правде обозначалась словом: а) зло; б) обида; * в) лихое дело. 15. Высшей мерой наказания по Русской правде являлась: а) поток и разграбление; * б) вира; в) смертная казнь. 16. Субъектом права в Киевской Руси не являлись: а) закупы и рядовичи; б) холопы и робы; * в) смерды и серебряники. 17) Наказание по Русской Правде основывалось на принципе: а) индивидуализации; б) композиции; * в) поглощения меньшего наказания большим. Вб) Русская Правда; в) Устав кн..тношения Киевского государства 18. Досудебные процессуальные действия (стадии) процесса осуществлялись в следующем порядке: а) заклич, свод, гонение следа; б) гонение следа, заклич, свод; * в) свод, заклич, гонение следа. 19. Свидетели в Русской Правде назывались: а) видоки и послухи *; видоки и соприсяжники; очевидцы и послухи. 20. Ордалии (испытание) по Русской Правде назначались: а) только для обвиняемого или ответчика; б) для всех участников судебного процесса, включая свидетелей; в) для истцов (обвиняемого и потерпевшего, истца и ответчика).*
|
||||||||||||||||||||||
|