Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Советует методист!



 

Центральная городская детская библиотека им. А. П. Гайдара

 

 

 

 

Отдел библиотечных инноваций и методической работы

 

 

Советует методист!

 

 

 

 

 

18+

 


Новосибирск, 2020

Вопросы профессионального роста и повышения квалификации библиотечных специалистов всегда актуальны. Сегодня они стоят особенно остро, так как библиотеки вынуждены изыскивать пути рационального использования всех ресурсов - библиотечных фондов, технологического оснащения и, конечно, кадров. На сегодняшний день библиотекарь выступает во многих качествах, которые раньше не были ему свойственны.

Поддерживать компетенцию библиотечных специалистов на нужном уровне призвано непрерывное библиотечное образование, составной частью которого является повышение квалификации, включающее в себя три основных блока:

ü углубление профессиональных знаний и совершенствование мастерства;

ü развитие творческих способностей;

ü содействие процессу самообразования.

В свете новых требований к библиотечной профессии претерпела существенные изменения и сама система повышения квалификации. Кроме традиционных курсов повышения квалификации, семинаров, научно-практических конференций, появились новые активные формы: профессиональные тренинги, мастер-классы, круглые столы, деловые игры, деловые клубы и т.д.

Стимулируют творческую и профессиональную активность библиотекарей и различные конкурсы. Их цель заключается в том, чтобы «...привести вдвижение нереализованные профессионально-личностные возможности библиотекарей, привлечь внимание общественности и административных органов к профессии, поднять престиж и профессиональный статус библиотекаря, выявить талантливых сотрудников и стимулировать их дальнейшую творческую деятельность».

Конкурс - это соревнование, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников (Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка). Если в основу понятия «конкурс» в библиотечной среде брать это определение, то получается, что конкурсы имеют целью только выбор лучшего.

Формулировка целей конкурсов в зависимости от их основной направленности может быть самой разнообразной. Цели

ü конкурсов, ориентированных на развитие профессии:

· повышение квалификации и профессионального мастерства;

· стимулирование профессионального роста библиотекарей;

· стимулирование творческих начал и деловой активности в практической работе;

· выявление и распространение инновационного опыта работы библиотекарей;

· стимулирование инновационной деятельности, эффективных форм и методов работы;

· расширение диапазона профессионального общения работников библиотек;

ü конкурсов, направленных наповышение престижа профессии:

· возрастание роли творческой личности в создании привлекательного образа библиотекаря и библиотеки;

· формирование положительного имиджа библиотекаря;

· повышение социальной значимости и престижа библиотечной профессии;

· укрепление социальной роли библиотеки;

· активизация роли библиотечной профессии в общем процессе развития социокультурной сферы на современном уровне;

· формирование в обществе государственной значимости российского библиотекаря как носителя гуманитарных ценностей и общественных установок.

 Библиотечные конкурсы можно разделить на:

·научно-проектные конкурсы(проводятся с целью выявления лучшей научной работы, лучшего проекта, лучшей идеи). Примером могут служить: Всероссийский конкурс научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению, организованный Министерством культуры РФ, РНБ, РГБ; Например, IV Открытый конкурс профессионального мастерства «Ревизор» (2015 год) в номинации «Лучшие проекты муниципальных библиотек по продвижению книги и чтения», который организуют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский книжный союз и журнал «Книжная индустрия». http://www.rba.ru/content/news/vid_news_str.php?id=4228

· конкурсы библиотек, структурных подразделений библиотек(рассматриваемым объектом выступает библиотека во всей совокупности или ее отдельное подразделение). Например, в Свердловской областной библиотеке для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина прошел открытый профессиональный конкурс для молодых библиотекарей «В теме!» (февраль-июнь 2020 года).http://www.teenbook.ru/for-pro/proekty-i-konkursy/otkrytyy-professionalnyy-konkurs-dlya-molodyh-bibliotekarey-v-teme/

· конкурсы профессионального мастерства. Это самый распространенный и хорошо апробированный вид конкурса, который проводится на всех уровнях (начиная с внутрибиблиотечного и заканчивая всероссийским) и организуются сцелью: выявления ярких, разносторонне развитых личностей, готовых и стремящихся к самореализации и саморазвитию; выявления и распространения инновационных методов работы; развития профессиональной компетентности истимулирования деятельности специалистов библиотечно-информационной сферы, повышения их социального статуса, престижа их профессии; формирования кадрового резерва. Например, внутрибиблиотечный конкурс среди библиотекарей МКУК ЦБС Первомайского района ЦРБ им. Н. Г. Чернышевского «Библиотекарь в образе литературного героя» (2015 год).

Самым высоким уровнем профессионального мастерства среди библиотечных специалистов являются Всероссийские. Длительное время конкурса подобного уровня не существовало. В 2013 году Российская библиотечная ассоциация и Министерство культуры РФ учредили I Всероссийский конкурс профессионального мастерства для сотрудников общедоступных муниципальных библиотек «Библиотекарь года» http://www.rba.ru/content/activities/tenders/biblgoda/arhive/2013/index.php. Он был организован в качестве одной из мер по реализации Указов Президента РФ – № 597 от 07.05.20012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в части: «увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников») и № 1062 от 28.07.2012 г. «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» (в той части, где говорится о необходимости поощрения лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, т. к. более 75 % общедоступных муниципальных библиотек России являются сельскими).

Межрегиональные конкурсы – конкурсы внутри региона РФ. Так, в 2014 г. Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека выступила инициатором проведения межрегионального конкурса профессионального мастерства «Лучший детский библиотекарь Приволжского федерального округа» https://metodisty.rgdb.ru/05/konkursy/7516-luchshij-detskij-bibliotekar-privolzhskogo-federalnogo-okruga. Проект библиотеки по организации и проведению конкурса получил поддержку Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018)» и Некоммерческого фонда поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека». Целью проведения конкурса было: повышение статуса профессии библиотекаря; привлечение внимания общества к работе библиотекарей; демонстрация лучших достижений, способностей и талантов библиотекарей, работающих с детьми и юношеством.

Региональные конкурсы. Длительное время именно уровень субъекта РФ был самым высоким уровнем конкурсов профессионального мастерства. В качестве примеров региональных конкурсов можно назвать:

· окружные (в Салехарде пройдет V Окружной конкурс профессионального мастерства «Библиотекарь года-2020») https://libraries-yanao.ru/upload/medialibrary/b83/Proekt-Programmy-onlayn-Bibliotekar-goda_-2020.pdf;

· краевые (конкурс «Библиотекарь года-2020»проводит Пермская краевая библиотека им. А. М. Горького при поддержке министерства культуры Пермского края) https://perm.mk.ru/culture/2020/04/27/konkurs-bibliotekar-goda2020-prokhodit-v-onlaynformate.html;

областные (областной конкурс «БИБЛИОТЕКА ГОДА» в муниципальных библиотеках Приморского края, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне) http://nakhodka-lib.ru.

· республиканские (конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший библиотекарь года – 2019» в Республики Адыгея) http://www.adygheya.ru/ministers/departments/ministerstvo-kultury/novosti-ministerstva/podvedeny-itogi-respublikanskogo-konkursa-professionalnogo-masterstva-na-zvanie-luchshiy-bibliotekar/.

    Конкурсы на уровне муниципального образования (сельского или городского поселений, муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения):

· городские

· районные (способствуют повышению уровня профессионального мастерства).

Проводятся конкурсы для библиотекарей определенной специализации:

ü методистов (областной конкурс на лучшее обучающее мероприятие «Современный библиотекарь: новый формат подготовки»)

ü библиографов (конкурс «Библиограф года»)

ü библиотекарей, работающих с детьми («Библиотекарь года»)

ü библиотекарей, работающих с инвалидами («Лучший специалист по работе с инвалидами»).

Иногда проводятся тематические конкурсы.

Профессиональные конкурсы важное средство повышения компетентности библиотекарей и обмена лучшим опытом, они стимулируют инновационное творчество библиотечных специалистов, дают возможность привлечь внимания к профессии, поднять престиж библиотекарей, дать возможность проявить свой талант, организовать пространство для демонстраций профессиональных достижений.

В заключении хочется, отметь, что такие яркие события, как конкурсы профессионального мастерства, необходимы. Они помогают осваивать новое, показать себя, сравнить свою работу с деятельностью коллег, проявить творчество и двигаться вперёд.

 

При составлении консультации были использованы материалы с интернет-ресурсов.

 

Составитель: ведущий библиотекарь ОБИМР                     Н. С. Миронова

Редактор: начальник ОБИМР                                                    М. М. Михайлова



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.