|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зачетно-экзаменационные материалыЗачетно-экзаменационные материалы Демонстрационный вариант экзаменационного билета
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 1. Космические факторы формирования Географической оболочки. Вселенная. Объекты Вселенной. Звёзды. Галактики. 2. Обоснуйте влияние Солнца на атмосферу Земли. Солнечная радиация. Альбедо. Эффективное излучение. Радиационный баланс. Распределение радиационного баланса на земной поверхности. Сезонные различия. 3. Практическое задание. Определите абсолютную влажность воздуха (е), если относительная влажность (r) и максимальная упругость водяных паров (Е), насыщающих пространство, равны: а) r = 39%, E=28,2 мм рт. ст.; б) r = 100%, E=10,2 мм рт. ст. в) r = 64%, E=12,9 мм рт. ст.
«___» ____________ 2017 г. УТВЕРЖДЕНЫ на заседании кафедры __География__ «___» ___________2020 г., протокол № __ Зав. кафедрой ______________ Н.А. Симакова
Вопросы (задания) для экзамена по дисциплине Б1.2.7 Общее Землеведение (1 часть)
Вопросы: 1. Общее Землеведение в системе географических наук. Объект, предмет и задачи географии. 2. Космические факторы формирования Географической оболочки. Вселенная. Объекты Вселенной. Звёзды. Галактики. 3. Космические факторы формирования географической оболочки. Солнечная система. Законы Кеплера. Планеты Солнечной системы. Происхождение Земли и планет. 4. Космические факторы формирования географической оболочки. Луна, астероиды, кометы, метероидное вещество. 5. Планетарные факторы формирования географической оболочки. Движение Земли вокруг своей оси. Географическое следствие движения Земли вокруг оси. 6. Географические следствия осевого вращения Земли. Счет времени на Земле. Всемирное время. Местное время. Поясное. Декретное. 7. Планетарные факторы формирования географической оболочки. Движение Земли вокруг Солнца. Дни солнцестояний и равноденствий. Географические следствия орбитального движения Земли. Пояса освещения. 8. Геофизические поля Земли. Гравитационное и геомагнитное поле Земли. Магнитное склонение. Изоклины. Напряженность магнитного поля. Постоянное, переменное магнитное поле. 9. Географические следствия осевого вращения Земли. Счет времени на Земле. Всемирное время. Местное время. Поясное. Декретное. 10. Внутреннее строение Земли. Обоснуйте основные закономерности структуры земной поверхности. Материк. Часть света. Океан. 11. Атмосфера – газовая геосфера Земли. Состав, строение, значение. 12. Обоснуйте влияние Солнца на атмосферу Земли. Солнечная радиация. Альбедо. Эффективное излучение. Радиационный баланс. Распределение радиационного баланса на земной поверхности. Сезонные различия. 13. Нагревание атмосферы. Суммарная солнечная радиация. Единица измерения. Солнечная постоянная. Фактор мутности, формула Буге. Прямая и рассеянная солнечная радиация. Распределение суммарной солнечной радиации на земной поверхности. 14. Нагревание атмосферы. Покажите зависимость температуры воздуха от теплового режима земной поверхности. Тепловой баланс земной поверхности и атмосферы. 15. Нагревание атмосферы. Объясните процессы изменения температуры воздуха с высотой. Адиабатические процессы. Псевдоадиабатические процессы. Инверсии, их виды. Заморозки. Приведите примеры. 16. Нагревание атмосферы. Объясните распределение температуры воздуха на Земле. Изотермы. Температуры января, июля. Температурные аномалии. Тепловые пояса. 17. Влагооборот в атмосфере. Объясните процесс влагооборота воды. Испарение и испаряемость. Закон Дальтона. Распределение на земной поверхности. 18. Вода в атмосфере. Объясните процесс образования облаков и осадков. Семейства облаков. Облачность, суточный и годовой ход. Конденсация и сублимация. Гидрометеоры. 19. Вода в атмосфере. Объясните процесс образования осадков. Распределение осадков на земном шаре. Карта изогиет. Пояса осадков на Земле. Снежный покров. 20. Вода в атмосфере. Объясните от чего зависит увлажнение территории. Коэффициент увлажнения. Радиационный индекс сухости. 21. Давление атмосферы. Объясните причины изменения атмосферного давления. Единицы измерения давления. Барическая ступень. Барический градиент. Карты изобар. 22. Давление атмосферы. Изобарические поверхности. Барические системы. Распределение давления на Земле 23. Ветер. Обоснуйте факторы, влияющие на направление и силу ветра. Роза ветров. Геострофический, градиентный ветер. Местные ветры (бризы, горно-долинные ветры, бора, фен). 24. Свойства воздуха в нижних слоях тропосферы. Воздушные массы. Географические типы воздушных масс. Атмосферные и климатические фронты. 25. Циркуляция атмосферы. Объясните условия образования атмосферных фронтов. Тёплый фронт. Холодный фронт. Фронт окклюзии. 26. Циркуляция атмосферы. Объясните условия образования циклонов и антициклонов. Стадии развития циклона. Виды циклонов, Погода в циклоне. 27. Циркуляция атмосферы. Объясните условия образования тропических циклонов. География распространения и последствия тропических циклонов. Малые вихри, условия образования, география и последствия. 28. Погода и климат в географической оболочке. Всемирная служба погоды. Классификация и прогноз погоды. Синоптические карты. Внутримассовые и фронтальные погоды. 29. Климат. Факторы и процессы формирования климата. Классификация климатов Б.П. Алисова. 30. Климатические пояса. Объясните условия формирования климата в умеренном поясе. Различия климатов умеренного поясов, чем они обусловлены. 31. Климатические пояса. Объясните условия формирования климата в умеренном поясе. Различия климатов умеренного поясов, чем они обусловлены. Задания: 1. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для города Пензы. Примечание: на чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.
2. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный 70о.
3. Определите абсолютную влажность воздуха (е), если относительная влажность (r) и максимальная упругость водяных паров (Е), насыщающих пространство, равны: а) r = 39%, E=28,2 мм рт. ст.; б) r = 100%, E=10,2 мм рт. ст. в) r = 64%, E=12,9 мм рт. ст. 4. Определить полуденную высоту Солнца над горизонтом в Пензе сегодня, используя формулу h = (90о – j) ± jо. 5. Пользуясь формулой для перевода местного времени в поясное и обратно (Тп = N + m – l), решить следующие задачи: 1. Каково поясное и декретное время в Екатеринбурге, Красноярске, Санкт-Петербурге, когда по местному времени там 12ч 15 мин. 2. Поезд вышел из Москвы в Казань в 20 ч 40 мин по московскому декретному времени. В котором часу это было по местному времени в Казани? 6. Определить географический объект. Пункт расположен в Северном полушарии. Когда Солнце стоит в зените на 13ос.ш., в этом пункте высота Солнца над горизонтом в полдень 61о40'. Местное время пункта идёт впереди местного московского на 2 ч. 6 мин. 7. Дать анализ изменения температуры воздуха с высотой над Якутском, используя рисунок. Объяснить причины.
8. Определить относительную влажность воздуха (r),если абсолютная влажность воздуха (е)и максимальная упругость водяных паров (Е) равны: а) e = 5,8 мм рт. ст, E = 9,0 мм рт. ст; б) e = 11,2 мм рт. ст, E = 29,7 мм рт. ст. 9. Решите задачу. Воздушная масса, ненасыщенная паром, прогрелась по сравнению с окружающим воздухом на 4°С и начала подниматься от поверхности Земли. Конвекция прекратилась на высоте 1600м, где температура окружающего воздуха была равна 1°С. Поднявшаяся воздушная масса не достигла насыщения. Определить, чему равен вертикальный температурный градиент. 10. Составить таблицу полуденной высоты Солнца над горизонтом для Северного полюса, Северного полярного круга, Северного тропика, 10о с.ш., экватора, широты Пензы в периоды равноденствий и солнцестояний. Полуденная высота Солнца для разных широт Северного полушария.
11. Пользуясь данными таблицы, определить давление воздуха на вершине горы (Р2), если известны разность высот между подошвой и вершиной (Н), давление у подножья горы (Р1), температура воздуха у подножья (t1) и на вершине горы (t2).
12. Определить величину инсоляции на горизонтальную поверхность в полдень 22 июня для станции, расположенной на 23,50 с.ш., при прозрачности атмосферы 0,8.
13. Решите задачу: В Лондоне 6ч 30 мин по местному времени. На каком градусе долготы находится пункт, если в этот момент местное время здесь 6ч 15 мин. 14. Пользуясь формулой для перевода местного времени в поясное и обратно, решить задачу: Каково поясное и декретное время в Чите, когда по местному времени там 18 ч 15 мин. 15. Определить координаты и название пункта, если известно, что когда Солнце стоит в зените 11030/ с.ш., в этом пункте, расположенном в северном полушарии, высота Солнца над горизонтом в полдень 510. Местное время отстает от местного московского на 28 мин. 16. Как изменяется продолжительность полярного дня и полярной ночи по направлению от Полярного круга к Северному полюсу? Почему на Северном полюсе полярный день длиннее полярной ночи? Определить продолжительность полярного дня и полярной ночи для Мурманска, о. Рудольфа. Описание показателей и критериев оценивания с указанием шкалы оценивания для очной и других форм обучения(с применением балльно-рейтинговой системы): Оценка по дисциплине складывается из текущего рейтинга и экзаменационного рейтинга. Экзаменационный рейтинг определяется следующим образом: Ответы на 1, 2 вопрос – до _30 баллов, включая дополнительные вопросы, выполнение 3 задания – до 10 баллов. Оценивание ответов на 1, 2 вопрос: _28-30 баллов выставляется, если студентдемонстрирует: полное понимание вопросов, правильность ответов, полное и логически последовательное изложение материала; свободно владеет профессиональной терминологией, правильно отвечает на дополнительные вопросы; _22-27__ баллов выставляется, если студентдемонстрирует: значительное понимание вопросов, но недостаточную полноту ответов на заданные теоретические вопросы; грамотно излагает материал; владеет профессиональной терминологией, но допускает неточности ответа; 16-21___ баллов выставляется, если студентдемонстрирует: понимание вопросов, по существу излагает материал, но не усвоил его деталей, есть погрешности в ответах; допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении материала; Менее 15__ баллов выставляется, если студентдемонстрирует: непонимание вопросов; студент не знает значительной части материала, не ответил на дополнительные вопросы или отказался от ответов на вопросы.
Оценивание 3 задания: 8-_10_ баллов выставляется, если студент демонстрирует полное владение методами практического применения теоретического материала; _6-7__ баллов выставляется, если студент демонстрирует владение методами практического применения теоретического материала, но допускает неточности; 4-5 баллов выставляется, если студент демонстрирует частичное владение методами практического применения теоретического материала, допускает ошибки; Менее 4 баллов выставляется, если студент не владеет методами практического применения теоретического материала, допускает ошибки, не отвечает на дополнительные вопросы. Минимальный балл экзаменационного рейтинга в соответствии с положением о рейтинге равен 24
Текущий рейтинг определяется как взвешенная сумма оценок за выполненные задания из фонда оценочных средств Q= ∑kiqi , ki - коэффициент сложности i-го задания, qi – набранный за i-е задание балл (прописывается здесь или в программе дисциплдины). ki=1, qi =10, i=1,6. Минимальный балл текущего рейтинга в соответствии с положением о рейтинге равен 36, максимальный – 60. В итоге по курсу, суммируя итоги текущего рейтинга и экзаменационного рейтинг - оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он набрал 87-100 баллов; - оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он набрал 73-86 баллов; - оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он набрал 60-72 балла; - оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он набрал менее 60 баллов;
Составитель _________________________ С.Н. Артемова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|