Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»(институт)



 

Эпоха Культурная история характеристика Период, стиль, направление Основная черта стиля Основные шедевры.
первобытное общество период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. В искусстве человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Наскальные рисунки, каменные сооружения. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве.   Каменный век 2,4 млн. — 5000 до н. э. (наскальная живопись, росписи и петроглифы   Медный век 5000-2000 до н. э. (медные изделия)   Бронзовый век 3500-800 до н. э.(характеризуется распространением выделки оружий, орудий, украшений и утвари из бронзы)   Железный век с ок. 800 до н. э.(изготовлений изделий из металла, орудий, скульптур) однородность форм (сходство в деталях, технике изготовления, тематике, манере изображения) независимо от местонахождения.     1.«медведь» из французской пещеры Монтеспан. 2. Виллендорфская Венера. 3. Пещера Альтамира, наскальные рисунки 4. Первая архитектура: дольмены; Стоунхендж. 5. Мумия «Эци»
2. древний мир. а) египет     б) месопотамия       в)древн. греция   г) древн. рим а) Первые государства в долине Нила возникли шесть тысяч лет тому назад, в конце 4-начале 3 тыс. до н. э.. Они были объединены в централизованную деспотию. К этому времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства, архитектуры, письменности и др. Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, скульптурные портреты, развития мифология – все это свидетельствовало о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира. В искусстве Египта нашла отражение его величественная природа.   Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Именно клинопись была стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все ее аспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей.   Рим - древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754 - 753 до н.э. и к середине III в. до н.э. подчинивший себе Апеннинский полуостров Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции.     Древний Рим создал своего рода культурную среду: прекрасно распланированные, приспособленные для жизни города с мощеными дорогами, великолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, посвященных нимфам), дворцов, вилл и просто удобными, добротными домами со столь же удобной и добротной мебелью — то есть все то, что характерно для цивилизованного общества.Римляне впервые в истории стали строить типовые города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на пересечении которых обустраивался центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме   Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.),(появился образ человека,  все фигуры отличаются характерностью обобщенных объемов и силуэтов. Расписные сосуды И настенные росписи)   Раннее царство (ок. 3000 - 2000 г.г. до н.э.), ( появление иероглифов)   Древнее царство(XXVIII - XXIII вв. до н.э.), (принципы монументальности и статичности Воплощающие представленнезыблем. социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры живописи. )   Среднее царство(XXI - XVIII вв. до н.э.)(развитие росписи)     Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.),(искусство становиться разносторонней, больше изящества и тщательности)    Поздний период (XI - IV вв. до н.э.). (грандиозное храмовое строительство, скульптурные портреты)   Шумер (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.); ( светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания., мощные культовые башни)    Шумеро- Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.); (развитие монументального искусства, была высокая ступенчатая башня )   Старовавилонское царство(20–17 вв. до н. э.); (развивается ремесло)   Ассирия (14—7 вв. до н. э), (характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества.)   Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.). (больше изящества, декора)     гомеровский период (ХI—IХ вв. до н. э.) (преобладаегеометричесорнамент. Однако разнообразные формы уже отличаются чётким решением композиции, строгостью силуэта) архаическ.период (VIII—VI вв. до н. э.) (характеризуется поисками формы, выражающеэстетическ. идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.)     VIII-VI вв Ранний Рим(Идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии) VI-III вв. рассвет.(портретная скульптура, храмовое строительство)   Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубокой символичностиГлавные символы: сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.     Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц.   Красота и глубокий смысл греческих творений продолжают пленять человечество на протяжении 2-х тысячилетий. На пути своего развития искусство Древней Греции миновало несколько основных стилей: геометрику (IX-VIII в.в. до н.э.); архаику (VII-VI в.в. до н.э.); эпоха эллинизма (III-I в.в. до н.э.);   Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства.   1.Пирамида Джосера 2. Ансамбль пирамид в Гизе 3. Прискальный тип храма: Храм царицы Хатшепсут 4. Скальный тип храма: Храм Рамзеса II 5. Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 6. Портрет царицы Нефертити 7. Поклонение фараона Эхнатона солнцу.   1.Зиккурат в Уре (Шумер) 2.Стела законов Хаммурапи (Вавилон) 3. Дворцы Ассирии: Шеду (дворец Саргона II), сцены охоты (раненая львица Рельеф из дворца Ашшурбанипала)     1. Афинский Акрополь: Парфенон, 2. Афинский Акрополь: Эрехтейон (портик кариатид) 3. Мирон: Дискобол 4. (Пракситель): Афродита Книдская 5. Поликлет: Дорифор (Копьеносец) 6. Леохар: Аполлон Бельведерский 7. Скульптурная группа Лаокоон   1. Статуя Августа из Прима Порта 2. Римский Пантеон 3. Амфитеатр Флавиев (Колизей) 4. Триумфальные сооружения: колонна Траяна, Триумфальная арка Константина 5. Фаюмский портрет
3. Эпоха средневековья а) католическая европа романский 11-12 вв. -готика 13-14 вв.   б) византия     в) древняя русь Средние века – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествующих тысячелетий.В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примерить веру и разум, строя картины мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни     В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока,   Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.   романский 11-12 вв.     -готика 13-14 вв.   ранний(IV - середина VII века);(Стиль византийск.архитектур.складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика) средний(VII - IX (Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцеиконопочитателей, сохранение некоторой архаичности архитектурных форм , се шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика. поздний (X - XV века).(происходит обобщение классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. Византийск. культуре этот век связан с созданием произведен.обобщающего характера составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. )   Славянские племена II – I тысячелетие до н.э(развивалось активно земледелие) Дохристианская русь( центральное место занимала языческая религия. Она проявлялась в фольклоре (райское дерево Вырий, дуб,) берёза), в мотивах северной вышивки, в скульптуре, в зодчестве (коньки на крышах домов), в узелковой письменности славян. Киевская русь(882- 1132г) Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством.     Ведущим видом романского искусства была архитектура. Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.   готика была стилем великих соборов Европы. Созданные в эту эпоху алтарные композиции украшались изысканными зубчатыми завершениями, которые повторяли архитектуру соборов. Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур и подчиняется строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки, перспектива случайна и неубедительна.     Безумная роскошь и вычурность римских интерьеров меркнут перед тяжеловесной помпезностью Византии. Правда, об убранстве дворцов византийских императоров мы можем судить только по воспоминаниям современников, дошедшим до наших дней фрагментам мозаичных панно и отдельным образцам интерьеров византийского стиля, сохранившимся в Венеции, на Сицилии, в Испании.   Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.   существенные особенности древнерусского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11-12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей.   1. Романский стиль: крепости, башни 2. Собор Парижской богоматери 3. Шартрский Собор: внешний вид, витражи, витраж Богоматери   4. «Пламенеющая готика»: убранство Собора в Страсбурге     1. Храм св. Софии в Константинополе: первая купольная базилика 2. Владимирская икона Божьей Матери. XII в. (из Византии; подарена русским князьям)     1. Храм св. Софии в Киеве 2. Церковь Покрова на Нерли 3. Золотые ворота во Владимире. 12 в. 4. Успенский Собор во Владимире. 1180-е 5. Дмитриевский Собор во Владимире 6. Феофан Грек: Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески Троицкого придела на хорах. 7. Андрей Рублев: Икона Христа из Деисусного чина (Звенигород), 8. Андрей Рублев: Троица Ветхозаветная 9. Схема русского иконостаса  
4. Возраждение. а) итальянское возраж..     б) северное возрожд.. Художественное созидание, казалось, столь неутолимой потребностью людей ренессансной эпохи, выражением их неиссякаемой энергии. В передовых центрах Италии страстное увлечение искусством захватило самые широкие слои общества - от правящих кругов до простых людей. Возведение общественных построек, установка, монументов, украшение главных сооружений города были делом государственной важности и предметом внимания высших должностных лиц. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. О всеобщем преклонении перед выдающимися мастерами может свидетельствовать, тот факт, что величайшие гении эпохи - Леонардо, Рафаэль, Микеланджело - получили у современников наименование божественных. По своей активности эпоха Возрождения в Италии охватывающая около трёхсот лет, сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья. Вызывают изумление сами физические масштабы всего того, что было создано мастерами Италии.   С XIV века на этих территориях происходили перемены культурно-социологического характера: на смену церкви в качестве главного заказчика произведений искусства пришли светские меценаты. Нидерланды как центр искусства стали оттеснять искусство поздней готики при французском дворе. В XV веке при дворах герцогов бургундских в Дижоне, Брюгге и Турне появилась собственная художественная школа, сочетавшая готику и Ренессанс.   Раннее возрождение( XV век) (были заново открыты и сформулированы нормы классическ. архитектур. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектур. орнамента. Пространст. как архитектурнкомпонент, организован отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Высокое возрожд. (первая четверть XVI века) (Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительс.наблюдае. стремление колоссальности величественности; осуществился переход средневек. крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.) Позднее возрожд.(2-ая половинаXVIв.XVIIв.) (В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломлен. и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястров пространст.Подчеркивается более свободное соотношен. пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. 15-17 вв (внесло свой неповторимый вклад в эпоху Ренессанса и создало свои шедевры. все заметнее тенденции эволюции от религиозной схоластики в сторону создания светского искусства. ) собенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям В эпоху Возрождения невиданного расцвета достигает изобразительное искусство. Это связано с экономическим подъемом, с огромным сдвигом, происшедшим в сознании людей, обратившихся к культу земной жизни и красоты. В эпоху Возрождения объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной из важных проблем, ставших перед художниками, была проблема пространства.     Огромное значение для художников Северного возрождения имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого они старались постичь.     1. Джотто. Росписи капеллы Скровеньи, например, сцена Благословение Анны. 2. Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции, автор купола - Филиппо Брунеллески 3. Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа. 1450-е 4. Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1490 5. Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 6. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 7. Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы Джокондо Мона Лиза 8. Рафаэль. Афинская школа. 9. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 10. Микеланджело. Давид. 11. Микеланджело. Роспись Сикстинской капеллы. 12. Джорджоне. Юдифь. 13. Тициан. Венера Урбинская.     1. Босх И. Сад земных наслаждений 2. Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини 3. Дюрер. Автопортрет. 4. Дюрер. «Четыре всадника» из серии «Апокалипсис», 5. Питер Брейгель Старший. Нидерландские пословицы. 6. Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу Из цикла «Времена года» 7. Кранах Л. Портрет Мартина Лютера 8. Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 9. Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини.  
5. 17-18вв. а) 17в- абсолютная монархия - бароко     - рококо   б) 18в -просвящение - классицизм   Эпоха барокко — одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени — смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности — эпоха барокко необычайно близка по духу.     Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в.Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.     Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. 17в( Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на расстоянии, притягивая через века. )   18в( отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы )     17-18вв(удожественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.)   притяжение искусства барокко: драматургии Шекспира, архитектурных ансамблей барочного Рима, живописи Рубенса, Рембрандта, скульптуры Бернини. Не упомянуты еще Кальдерон, Грифиус, Гриммельсхаузен, Шенфельд, Эль Греко, Декарт, Кеплер, Бёме, Паскаль... Порождением духовной атмосферы эпохи стала музыка А. Скарлатти, Д. Скарлатти, Дж. Фрескобальди, К. Монтеверди, И. Пахельбеля, Букстехуда, Шюца, Корелли, Вивальди, Генделя, Баха. Если взглянуть из нашего “исторического далека” на эпоху барокко, в ней не может не поразить внутренняя закругленность, завершенность, исчерпанность смысла   . Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика.   Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса — буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии. 1. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра в Риме 2. Лоренцо Бернини. Экстаз св. Терезы. 66. Лоренцо Бернини. Давид 3. Рубенс. Похищение дочерей царя Левкиппа. 4. Караваджо. Вакх 5. Караваджо. Ужин в Эммаусе 6. Фламандский и голландский натюрморт: Франс Снайдерс (Натюрморт с дичью, Рыбная лавка…) 7. Рембрандт. Автопортрет, 1658 8. Рембрандт. Возвращение блудного сына 9. Веласкес. Менины.   1. Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу 2. Антуан Ватто. Пьеро 3. Буше. Ф. Мадам де Помпадур 4. Фрагонар Ж.-О.Поцелуй украдкой 5. Фрагонар Ж.-О. Качели 6. Спальня королевы Марии Антуанетты (Вер     1. Королевский Дворец Людовика XIV в Версале: внешний вид 2. Спальня Людовика XIV в Версальском Дворце 3. Зеркальная галерея в Версальском Дворце 4. Николя Пуссен. Пастухи в Аркадии 5. Николя Пуссен. Пейзаж с Полифемом 6. Антонио Канова. Амур и Психея 7. Антонио Канова. Три грации 8. Давид. Ж.-Л. Клятва Горациев. 9. Давид. Ж.-Л. Портрет Мадам Рекамье 10. Давид. Ж.-Л. Смерть Марата
6. 19в а)зрелый капитализм запад ( научно технич. развитие) драматизм     реализм           импрессионизм   б) в России - романтизм   передвижники Драматизм как наджанровый признак искусства, способ претворения социокультурных и художественных противоречий. Драматическое начало в художественном формообразовании разных эпох. Культурноисторическое своеобразие типов художественного драматизма. Драматизм как художнически выверенное «искусство нагнетания» и драматизм как эклектика разбившейся формы.   правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.   (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX начала XX в. Сложилось во французской живописи конца 1860-х — начала 70-хгг. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина К. Моне «Впечатление.Восходящее солнце. («Impression. Soleil levant», 1872 г.).   Вплоть до XIX века Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский, который переделывает немецкие баллады на русский лад: ‘Светлана’ и ‘Людмила’. Вариант романтизма байроновский прожил и прочувствовал в своем творчестве первым в русской культуре Пушкин, потом Лермонтов. Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастические повести. В романтических произведениях русских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно проследить на примере “Ночи перед Рождеством” Николая Васильевича Гоголя.   Вторая половина XIX века - начало XX века. Крупнейшее прогрессивное демократическое художественное объединение Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической культуры в 50-60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с Крамским, ставшим в 1870 году одним из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем.     19в (эти элементы художественного содержания в некоторых случаях свидетельствуют о параллельности противореч. реального мира и их художественного воссоздания   19в(Живопись, скульптура и литература романтизма наполнена героями,но героями несчастными: отныне искусство отражает как человеческую силу, так и слабость. Художники-реалисты, напротив, считали, что для искусства существует одна тема - общество и его нравы)   19в( отличаются жизнерадостностью, увлечённостью чувственной красотой мира.)         19в(характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.)   19- начало 20 вв(Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг «искусство для искусства». Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. )   особое значение имеют тонкие нюансы сопряжения образов, логика (и алогизмы) композиции, принципы взаимодействия целостной структуры произведения с его отдельными элементами, сознательно достигаемое противоречие формы и содержания, т.е. все то, что, как хорошо знает каждый искусствовед, привносит важные смысловые штрихи в имеющиеся образы, обнажает многослойность внешне невидимых противоречий, перемещает основной конфликт в глубокий подтекст произведения.     Важнейшая черта реализма - психологизм, погружение через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить «карьера» Жульена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Л. Н. Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.     продолжает начатое реалистическим искусством 40-60-х гг. освобождение от условностейклассицизма , романтизма и академизма, утверждает красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивается живой достоверности изображения. Он делает эстетически значимой подлинную, современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок, запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздавая единство человека и окружающей его среды. Во многих картинах импрессионистов (особенно в пейзажах и натюрмортах, ряде многофигурных композиций) акцентируется как бы случайно пойманный взглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, сохраняются непредвзятость, сила и свежесть первого впечатления, позволяющие схватить в увиденном неповторимое и характерное.   Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевропейских литератур русский романтизм выглядел и как менее, и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов. Одна из первых попыток самосознания русского романтизма - трактат “О романтической поэзии” О. Сомова. В первых двух частях трактата Сомов говорит о западноевропейских литературах; в третьей части переходит к искомой романтической форме литературы русской. Эта форма мыслится им в духе самого полного национального единства. Разнообразные географические и этнографические зоны России, ее различные религии и мифологии, различные исторические эпохи прошлого - слагаемые единого облика России и соответственно единой картины русской романтической поэзии, “неподражательной и независимой от преданий чуждых”   В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. 1.опера «Рус­лан и Людмила» М.И. Глинки 2. веристская опера (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини   Реализм, 19 век: 1. Курбе. Ателье 2. Курбе. «Здравствуйте, господин Курбе» 3. Милле. Сбощицы колосьев 4. Милле. Анжелюс 5. Перов. Тройка 6. Саврасов. Грачи прилетели 7. Крамской. Неизвестная. 1883 8. Крамской. Христос в пустыне. 1872 9. Шишкин. Корабельная роща 10. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 11. Репин. Не ждали. 12. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому хану 13. Айвазовский. Девятый вал. 14. Суриков. Боярыня Морозова. 15. Суриков. Утро Стрелецкой казни     Импрессионизм: 1. Эдуард Мане. Завтрак на траве 2. Эдуард Мане. Олимпия 3. Клод Моне. Серия Руанских соборов 4. Клод Моне. Маковое поле 5. Ренуар. Качели 6. Ренуар. Портрет Жанны Самари 7. Дега. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КЛАСС 8. Дега. Звезда (Танцовщица на сцене) 9. Куинджи. Березовая роща 10. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 11. Серов. Девочка с персиками 12. Игорь Грабарь. Неприбранный стол. 13. Игорь Грабарь. Мартовский снег.     1. Жерико. Плод «Медузы» 2. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ 3. Э. Делакруа. Резня в Хиосе 4. Ф. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года 5. Гейнсборо. Утренняя прогулка. 6. Гейнсборо. Мистер и Миссис Эндрюс 7. Констебл. Флэтфордская мельница 8. У. Тернер. Снежная буря 9. К.-Д. Фридрих. Аббатство в дубовой роще 10. Брюллов. Последний день Помпеи 11. Брюллов. Итальянский полдень 12. Кипренский. Портрет Пушкина 13. Тропинин. Портрет Пушкина 14. Тропинин. Кружевница     1.Виктор Васнецов. Богатырь Витязь на коне. 2.Николай Ге.Суд царя Соломона 3.Иван Крамской. Лесная тропинка 4.Иван Крамской. Пасечник. 5.Исаак Левитан. Избушка на лугу. 6.Исаак Левитан. После дождя. Плёс. 7.Василий Перов Парижские тряпичники. 8.Василий Перов. Гитарист бобыль.  
7. Рубеж 19-20 вв и начало 20 в. а) рубеж 19-20 вв. - постимпрессионизм     -модерн     -модерн в России     б) 20в - 1 мировая (авангардное течение,фовизм,экспрессионизм,сюриализм, кубизм,дада,кубофутуризм в России, супреализм,конструктивизм) (фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм), совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. Поиски шли различными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена и группы «наби» (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др.), и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др.), и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн), и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога.     Стиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй   Эпоха модерна в России, казалось бы, синхронная с явлениями искусства в развитых странах Европы и в США, имела свои особенности, каковые обретали решающее значение в отдельных видах искусства и как умонастроение у различных слоев общества. Модерн в архитектуре в России - это первый буржуазный стиль, даже в большей мере купеческий, явление, впервые наблюдаемое в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и вполне вызревшее в России на рубеже XIX-XX столетий.   Авангард(фр. avantgarde - передовой отряд) - категория, означающая в современнойэстетике


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.